Европейская благотворительность: мы и они

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Европейская благотворительность: мы и они Анатолий Заболотный , Роза Галлего и Ханна Сурмац
Украинская налоговая отчетность, в отличие от европейских стран и США, - закрытая информация, ее публичность не является обязательным требованием. По мнению многих экспертов, благотворительные суммы, которые зачастую нигде не декларируются, достаточно высоки, особенно в сфере медицины.

В декабре 2012 г. британская организация Charities Aid Foundation представила данные ежегодного мирового рейтинга благотворительности. Украина заняла 111-е место, что отбросило ее на шесть позиций назад по сравнению с 2011-м. Почему, несмотря на традиционную щедрость украинской души, уже третий год подряд наша благотворительность никак не может попасть в первую сотню рейтинга, обсуждали европейские и украинские эксперты в рамках визита руководителей донорских/благотворительных европейских ассоциаций в Киеве 23-25 января.

Цифры и факты

До недавнего времени лидерами по финансированию благотворительных программ в мире считались США. На протяжении последних десяти лет американские фонды ежегодно тратили на свои благотворительные проекты и инициативы в среднем 30 млрд. долл.

В 2010 г. Европейский центр фундаций в Брюсселе, объединяющий около 400 наиболее крупных европейских фондов, предпринял первую попытку собрать официальные данные стран - членов ЕС о количестве работающих в регионе фондов, а также об объеме ежегодных сумм, выделяемых ими на реализацию своих программ. Результаты оказались ошеломляющими.

На сегодняшний день в Европе:

- зарегистрированы и активно работают более 110 тыс. благотворительных фондов;

- в них заняты в среднем от 750 тыс. до 1 млн человек (прямое трудоустройство);

- ежегодно фонды выделяют на свои программы около 100 млрд. евро.

А что в Украине? В Минюсте на конец 2012 г. было зарегистрировано около 15 тыс. фондов. Конечно же, в сравнении со 110 тыс. по всей Европе отечественная цифра может показаться достаточно внушительной: в ЕС один фонд приходится на четыре с половиной тысячи человек, в Украине же - на три тысячи человек. Но, как показывает практика, лишь небольшая часть из всех зарегистрированных отечественных фондов действительно занимается благотворительной деятельностью. Кроме того, размытость законодательства позволяет регистрировать под вывеской "фонд" различные общественные организации, практически не имеющие никакого отношения к фондовой деятельности - накоплению и перераспределению благотворительных ресурсов.

К сожалению, на сегодняшний день в Украине невозможно подсчитать объемы выделяемого на благотворительность финансирования. Украинская налоговая отчетность, в отличие от европейских стран и США, - закрытая информация, ее публичность не является обязательным требованием. По мнению многих экспертов, благотворительные суммы, которые зачастую нигде не декларируются, достаточно высоки, особенно в сфере медицины. Например, дорогостоящее лечение детской онкологии чаще всего осуществляется за счет благотворительных средств. А общий объем пожертвований топ-десятки благотворителей, по версии журнала "Контракты", составил 452,5 млн грн.

Законодательство

С этим у европейцев все достаточно хорошо. Парламенты разных стран приняли более 50 законов, которыми на данный момент регулируются различные аспекты деятельности благотворительных фондов (начиная от целей, на которые могут быть потрачены благотворительные средства, и заканчивая требованиями к отчетности и налогообложению).

Так, например, чтобы открыть благотворительный фонд на Мальте, учредителям достаточно внести на его счет первоначальный взнос в размере 240 евро. В Австрии - 70 тыс. евро. А во Франции от отдельных учредителей могут потребовать внести в уставной капитал фонда не менее 1 млн евро.

Практически во всех странах ЕС законодательно закреплено требование публичной отчетности фондов - один из инструментов, стимулирующих доверие к их деятельности.

Единственная проблема, которую европейцы пытаются решить последние 15 лет, - это разработка единого законодательного документа, который регулировал бы деятельность благотворительных институций стран ЕС, позволив беспрепятственно реализовывать международные благотворительные проекты.

Украинское "благотворительное" законодательство, с одной стороны, выглядит достаточно лояльным и демократичным. С другой - нынешняя ситуация слегка удручает.

На протяжении 2008-2012 гг. эксперты украинского сектора благотворительности принимали активное участие в разработке Закона "О благотворительности и благотворительных организациях", зарегистрированного в ВР в новой редакции еще в 2010 г. В июле
2012-го парламент проголосовал за принятие закона во втором чтении. Но подписан президентом он был только на этой неделе! Похоже, руководство страны пока не готово в полной мере оценить роль, которую благотворительные фонды и организации либо уже выполняют, либо могут выполнять в государстве.

Благотворительность
и государство

Европейцы же четко понимают возможности благотворительных фондов и активно этим пользуются.

Переживая последствия финансового кризиса, многие европейские государства пытаются переложить задачи и ответственность по решению отдельных социальных проблем на плечи частных доноров-фондов. В условиях государственного бюджетного дефицита становится выгодным, чтобы фонды взяли на себя отдельные обязательства, внедрили новые социальные программы, разработали и апробировали модели решения той или иной проблемы.

Беспрецедентный пример делегирования функций социальной защиты населения продемонстрировали Нидерланды. В 2011 г. между правительством этой страны и благотворительным сектором был заключен социальный контракт, в рамках которого фонды взяли на себя обязательство по финансированию и реализации отдельных госпрограмм.

По мнению президента Ассоциации благотворительных фондов Нидерландов Риена ван Генда, сегодня в стране созданы все условия для того, чтобы фонды могли на практике апробировать решение той или иной острой социальной проблемы, обобщить опыт и передать отработанную модель государству для ее дальнейшего повсеместного распространения. Таким образом, в течение последних лет были отработаны и запущены программы по профессиональной подготовке подростков из кризисных групп, развитию детей в раннем возрасте и т. д.

В Украине такой опыт имеется. Так, например, действующая система внешнего независимого оценивания была разработана, апробирована и передана государству фондом "Возрождение". А сегодня фонд совместно с Минюстом открывает по всей территории Украины юридические консультации для малообеспеченных граждан. Но исполнительный директор МФ "Возрождение" Евгений Быстрицкий отмечает, что пока это не система, а, скорее, исключение из правил.

Президент международного благотворительного фонда "Каритас Украина" Андрей Васькович считает, что причиной отсутствия системности является нежелание государства лишиться монополии в социальной сфере, и это при перманентном в течение десятка лет дефиците госбюджета в социальной сфере. И хотя видимость привлечения благотворительных фондов и организаций к решению социальных проблем создается, конкретных механизмов на уровне бюджетного кодекса и других основополагающих документов для практической реализации такого сотрудничества не существует.

Финансовый кризис

Финансовый кризис повлиял на благотворительный сектор как в Европе, так и в Украине. С одной стороны, эксперты утверждают, что, несмотря на это, европейский сектор уверенно растет. Глава Европейской сети донорских ассоциаций, вице-президент Ассоциации благотворительных фондов Испании Роза Галлего отмечает, что в Испании в среднем ежедневно регистрируется новый фонд, а немецкий благотворительный сектор пополняется двумя институциями. Статистические данные Ассоциации фондов Франции показывают, что за 2001-2010 гг. сектор благотворительных фондов увеличился на 60%. С другой стороны, многие фонды кризис заставил задуматься о целях и сроках деятельности.

В конце 90-х годов вопрос наличия эндаумента - целевого капитала фонда - относился к разряду необсуждаемых. Считалось, что уставной (целевой) капитал фонда, который вносился учредителем на момент его создания, а потом по мере развития пополнялся, необходимо инвестировать для получения прибыли, а сама благотворительная деятельность фонда должна осуществляться исключительно за счет полученной прибыли, обеспечивая таким образом "долговечность" деятельности.

Сегодня некоторые фонды принимают решение, отказавшись от эндаумента, направить все деньги на решение одной конкретной проблемы (10-15 лет). Когда финансы исчерпываются, фонд закрывается. Это достаточно инновационный подход: ограничение по срокам выводит вопрос эффективности вложений на первый план.

Эффективность

Еще одна значимая тенденция европейской благотворительности - пересмотр фондами своей деятельности с целью ее приоритезации и фокусирования. Отказываясь от широкого спектра проблем, они останавливаются лишь на нескольких.

Данная тенденция связана как с уменьшением финансовых ресурсов, так и с оценкой эффективности и долгосрочности результатов деятельности фондов. Директор Немецкой ассоциации фондов Ганс Флейш говорит, что постоянно думать о долгосрочных результатах благотворительных программ его заставляет опыт, полученный в Индии. Его организация обеспечивала питьевой водой отдаленные населенные пункты этой страны. В одной из местных деревень было потрачено огромное количество усилий, ресурсов и времени, чтобы пробурить достаточно глубокую скважину, по которой бы поступала вода. Вначале все было отлично, но уже через год обернулось катастрофой для деревни. Грунтовые воды опустились ниже, это отразилось на местной флоре и фауне и закончилось локальной экологической трагедией.

Имидж

Имидж является сегодня одной из ключевых проблем фондов как в Европе, так и в Украине. Ведь репутация, годами зарабатываемая благотворительным сектором, может быть мгновенно разрушена некорректностью действий одного игрока.

В декабре 2012 г. фонд "Демократические инициативы" им. Илька Кучерова вместе с социологической службой Центра Разумкова по заказу Украинского форума благотворителей провели общенациональный опрос с целью изучить отношение населения и его вовлеченность в деятельность благотворительных фондов и организаций.

Лишь 21% респондентов поддержал благотворительную деятельность фондов и благотворительных организаций. Среди основных инструментов поддержки были финансовый взнос через благотворительные копилки (43%); покупка товара, часть денег от которой шла на благотворительность (21%); участие в благотворительных акциях, которые организовывала компания-работодатель (16%); волонтерство (11%); банковский перевод-пожертвование (9%); покупка билета на благотворительный концерт (6%); благотворительное СМС (5%); покупка благотворительной открытки (2%).

77% опрошенных ответили, что сделали это, желая помочь другим. Лишь 6% - из-за доверия к организации, которую поддерживали. Среди самых распространенных ответов тех 79% респондентов, которые не занимались благотворительностью в прошлом году, были: "потому что меня об этом не просили" (38%); "я не считаю себя благотворителем" (20%); "я не знаю о реальных потребностях людей и благотворительных организаций" (11%).

Полученные данные свидетельствуют о недоверии, которое сегодня сложилось в украинском обществе по отношению к деятельности благотворительных фондов и организаций. Непрозрачность, неподотчетность и закрытость благотворительного сектора, с одной стороны, использование фондов в политических целях - с другой, сформировали негативное отношение к ним и непонимание ценности и значимости благотворительности для развития украинского общества.

* * *

1 октября 2013 года в Европе впервые будет отмечаться День фондов. Хочется верить, что украинское благотворительное сообщество примет активное участие в организации такого дня в Украине с целью популяризации благотворительности и того вклада, который вносят отечественные благотворительные фонды в изменение качества жизни наших сограждан.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме