Эти волшебные и опасные звуки музыки…

Поделиться
К сожалению, современная наука до сих пор не изобрела универсального средства, способного сделать каждую семью счастливой...

К сожалению, современная наука до сих пор не изобрела универсального средства, способного сделать каждую семью счастливой.

Если у мужа проблемы на работе, а у жены головная боль, если у тещи подгорел обед, а дети капризничают — трудно улучшить климат в семье с помощью привычных пилюль или капель.

Но все-таки средство для оздоровления семейных взаимоотношений существует. Оно помогает не только создать благоприятную атмосферу в доме, но и оказывает целительное воздействие на организм человека, и особенно — ребенка.

Такими уникальными возможностями обладает музыкальная терапия — малоизвестное у нас направление современной психологии.

Удивительно, но факт: сегодня в Украине нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило музыкальных психологов, соответственно, нет и факультета музыкальной психологии.

В то же время на Западе есть масса специализированных научных лабораторий, работающих при государственных учебных заведениях. Профессиональные музыкальные психологи могут продиагностировать любого человека, благо, за рубежом подход к этой проблеме несколько иной: лаборатории создаются не потому, что об этом заботится государство, а потому, что об этом заботится наука. Люди требуют определенного направления исследований и актуальные проекты финансируются.

— Музыкальная психология пришла к нам из глубокой древности, — рассказывает кандидат психологических наук, профессор Национального педагогического университета им. Драгоманова Светлана Науменко. — Еще в 1858 году немецкий физик Гельмгольц в ходе своих исследований начал изучать «музыкальные чувства», это был первый труд в сфере музыкальной психологии.

В наши дни это интересное направление успешно продолжили Анна Пийрс и Карл Сишор (США), Эдгар Сеги (Венгрия), Эдвард Ви­льямс (Швейцария), Кира и Гарри Тарасовы (Россия). Однако за рубежом такой дисциплины в школах нет, а практические музыкальные психологи — огромная редкость.

Однажды мама моего ученика, которая работает переводчиком, при­вела на занятия по музыкальной психологии несколько педагогов из Италии и США. Когда они прослушали урок, то были приятно удивлены и сказали, что у них такого нет! Есть частные музыкальные школы и научные лаборатории. Украина в этом отношении — уникальная страна. У нас есть энтузиас­ты этого дела, настоящие самородки.

До меня в Украине музыкальной психологией занимался Александр Григорьевич Костюк, который изучал восприятие симфонической музыки, потом — Галина Александровна Ильина.

Сейчас этим направлением вместе со мной занимаются Иванна Шаповал из Кривого Рога, Неонила и Анатолий Рубан из Кировограда, Николай Папуча из Нежина. Нас пока немного и все держится только на человеческом энтузиазме.

Вместо микстуры — «Аве Мария»!

В Кировограде музыкальных психологов всего двое — это супруги Неонила и Анатолий Рубан.

Для крупного областного центра — маловато, но другие области и этим не могут похвалиться.

Муж и жена — профессиональные музыканты, но защищали кандидатские диссертации именно по музыкальной психологии.

Неонила Григорьевна начинала научную деятельность с теории: разработала и издала собственную методику, благодаря которой студенты Кировоградского педагогического университета им. В. Винниченко, где она преподает, осваивают игру на втором музыкальном инструменте не за три, а всего за полтора года.

Практически применять музыкальную психологию начала во время педагогической практики в общеобразовательных школах города.

— Сейчас отношение к музыке в обществе несколько иное, чем раньше, — комментирует Неонила Рубан, — музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке. С помощью музыкальной психологии мы стараемся возродить в семьях традиции домашнего музицирования. Этому способствует игра детей на музыкальных инструментах, поддержка их увлечения родителями, благодаря чему отношения в семье становятся более теплыми и близкими.

Киевская коллега супругов Ру­бан, Светлана Науменко, увлеклась музыкальной психологией поч­ти сорок лет назад, хотя получила музыкальное образование, а не диплом психолога — закончила Ки­евскую консерваторию им.П.И. Чайковского.

Именно она — единственный музыкальный психолог в столице, имя которого на слуху.

Одновременно с педагогической работой в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова начала заниматься исследованиями музыкальных способностей у детей младшего возраста.

Чтобы собрать группу, пришла на родительское собрание в один из киевских детских садиков и предложила: кто хочет бесплатно учить детишек музыке?

Сначала было всего восемь учеников в возрасте от 2 до 8 лет, а позже их количество выросло до пятидесяти детей разного возраста.

Постепенно на занятия потянулись бабушки, мамы и папы, превратив уроки в настоящее семейное образование. Свое участие родители объясняли просто: ребенок, возвращаясь домой, рассказывал, что Бетховен, например, написал то или иное произведение, неизвестное родителям. Пришлось пополнять знания…

— Воздействие музыки на человеческий организм, особенно детский, — безгранично, — рассказывает Светлана Науменко, — например, на мои занятия привели девочку, перенесшую операцию на сердце в институте Амосова. У нее был частичный паралич правой стороны тела. Мать хотела, чтобы ребенок хотя бы слушал уроки, отвлекаясь от тяжелых мыслей.

Вы бы видели, с какой добротой отнеслись к ней дети! Они помогали ей ставить инструмент, поддерживали руку во время игры. И через полгода у девочки восстановилась функция руки, врач просто не поверил своим глазам… Помогла психологическая обстановка и музыкальные ритмы, которые действовали на подсознательные центры, заставляя делать определенные ритмические движения.

Не менее интересный результат дал эксперимент Светланы Науменко во время работы у известного профессора Виктора Сидельникова, который лечил в соляных копях приступы бронхиальной астмы у детей.

Музыкальный психолог и врач подобрали определенную музыку, которая благоприятно воздействовала на детский организм, например «Аве Мария». И хотя дети просили послушать песни Пугачевой и Леонтьева, специалисты настояли на своем.

Результат превзошел все ожидания — у детей (даже плохо поддающихся лечению) приступы аст­мы благополучно снимались.

Работа украинских музыкальных психологов нашла применение за рубежом: аспирантка Свет­ланы Науменко Елена Литвиненко, которая ныне живет и работает в Филадельфии, работает с детьми-аутистами. Вместе со своим профессором и американскими коллегами Елена готовит музыкальные программы для больных детей. И хотя с начала эксперимента прошло всего полгода, у детей появились первые эмоциональные реакции. Это большое достижение, поскольку работать с такими детьми очень трудно.

Современные ритмы
и пытка водопроводом

Специалисты утверждают: воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усваивать ритм. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, сти­мулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слу­ховой анализатор в кору голов­ного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и далее — на вегетативную нервную систему и внутренние органы.

Например, высокочастотные звуки (3000—8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750—3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125—750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазм в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не позволяет сконцентрироваться или успокоиться.

— У меня в группе занимался мальчик Женя четырех лет, рассказывает Светлана Науменко, — во время прослушивания произведения «Дед Мороз» Шумана он закричал: «Перестаньте, мне страшно!» Эта музыка идет на низких частотах, низком тембре. В то же время все остальные дети реагировали абсолютно спокойно. Этот пример доказывает, что восприятие той или иной музыки — сугубо индивидуальный процесс, тут общих правил быть не может.

Говорят, что если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Однако если молодая мама связана с наркоманией или алкоголем, ее музыка будет только раздражать, вызывая обратный эффект, потому что к музыке такие женщины обычно относятся негативно.

Каждый человек отличается друг от друга — один холерик, другой меланхолик, все зависит от типа нервной системы. Поэтому утверждение о том, что минорные тональности оказывают депрессивный, подавляющий эффект, а мажорные — поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус — не совсем верно. Я, например, люблю минорную музыку, она успокаивает. Возьмите «Реквием» Моцарта, эта музыка очищает.

Музыка — более сильнодействующее средство, чем любые лекарства. Не зная человека, нельзя подобрать музыку, чтобы вылечить у него то или иное заболевание. Сначала нужно изучить его психологическое и эмоциональное состояние, а потом уже давать рекомендации, поскольку музыка способна нанести вред. Она может поднять температуру на градус или больше, привести к гипертоническому кризу, вызвать тахикардию, более 120 ударов — все зависит от ее качества.

Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса, то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Любая колыбельная имеет всегда один и тот же ритмический рисунок, потому что ребенок под эту музыку засыпает, биоритмы его мозга замедляются.

В современной музыке чаще всего используются ритм и тембр. Это воздействие часто используется для одурманивания молодых людей, но не наркотиками… а музыкальной какофонией.

И наоборот — классическая музыка успокаивает, поскольку ее ритмы и тембры постоянно меняются (в отличие от современной музыки, где один и тот же ритм, одна динамика).

Отсюда — и тяжелая психологическая атмосфера в доме, когда приходится целый день слушать назойливые звуки за стенкой, из соседского окна или из комнаты своего же ребенка…

Появляются головная боль, раздражение, усталость.

Во время войны фашистские психологи пытали своих пленных с помощью обычного водопроводного крана. Человек сходил с ума от механического ритма падающих капель. Если бы вода капала с разной частотой, этого бы не случилось.

Воздействие ритма использовали в своей практике еще Платон и Аристотель.

Тот, кто понимает природу музыкального искусства и ее влияние на человека — имеет власть над миром…

Что слушают в Индии по утрам?

Как и когда слушать музыку? Какие мелодии подходят для того или иного случая?

Мнения психологов по этому поводу расходятся. Одни утверждают, что продолжительность музыкальной терапии должна составлять 15—30 минут, а прослушивать нужные произведения лучше утром, после пробуждения или вечером, перед сном. Некоторые специалисты советуют не сосредотачиваться на чем-то серьезном, выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше заняться чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий или поливкой цветов.

— Когда мы хотим, чтобы музыка дала позитивный эффект, — советует Светлана Науменко, — мы должны осознать: почему мы ее слушаем? Болит голова? Хотим поднять свой творческий потенциал? Или просто отдохнуть? В таком случае рекомендую легкую музыку, она дает ощущение комфорта. Если же нужно улучшить работоспособность — советую сразу же после музыки переходить к действию. Музыка дает непосредственный эффект, без перерыва.

В Индии есть музыка для утреннего времени, музыка, которую можно использовать только в обед, и музыка для использования вечером.

Индийцы говорят: «В Европе поют все, у кого есть голос, а в Индии — только те, кто не петь не может». Там к музыке совершенно иное отношение…

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Вторая кантата Баха, «Лунная соната» и Симфония ля-минор Бетховена.

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрип­ке и фортепиано. Успокаивающий эффект оказывают вальсы (ритм три четверти), произведения Вивальди, Шестая симфония Бетховена (часть 2), «Колыбель­ная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, Ноктюрн соль-минор Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

Для уменьшения агрессивности и непослушания подойдет «Итальянский концерт» Баха и Симфония Гайдна. А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Очень полезна так называемая «экологическая музыка», которая была у нас популярна около 10 лет назад.

Все звуки, существующие в природе, имеют подсознательное влияние на психику человека. Благотворно влияет шум листьев и пение птиц — мы расслабляемся и сливаемся с природой. Шум волн позитивно воздействует на наше эмоциональное состояние.

Музыка может значительно улучшить психологический климат в семье, поскольку у каждого человека, кроме интеллектуального разума, есть первичный — эмоциональный. Он намного сильней и помогает подсознательно искать метод успокоения, снятия стресса и т.д.

К сожалению, огромные возможности музыкотерапии трудно пробивают себе дорогу в нашем обществе.

Светлана Науменко бескорыстно занималась с детьми в течение десяти лет. Многие из ее учеников сегодня — студенты консерватории, стали лауреатами престижных международных конкурсов. Музыкаль­ные школы направляли к профессору своих подготовишек, поскольку она закладывала правильный начальный фундамент.

Сейчас занятия в группе Науменко не проводятся: Национальный педагогический университет им. Драгоманова разместил в своих стенах новый факультет, и свободных аудиторий просто нет.

Родители пытались арендовать помещение, но цены в Киеве просто нереальные.

И если услуги музыкальных психологов — пока что недостижимая мечта для киевских родителей, то кировоградцам, тернопольцам или одесситам о них не приходится мечтать…

Рассуждения о духовности человека, его психологической гармонии остаются общими фразами.

В Украине до сих пор так и не создан Институт психологии искусств, что было бы полезно для государства и для каждой отдельно взятой семьи…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме