28 октября на встрече со Вселенским патриархом Варфоломеем в Стамбуле Виктор Ющенко озвучил предложение, способное изменить печальный ход новейшей церковной истории Украины. «Глава Украинского государства высказался про целесообразность предложения провести следующее Всеправославное совещание в 2009 г. в стенах Свято-Софийского собора в Киеве», скупо, канцелярским языком, сообщает о символическом замысле Виктора Ющенко официальное интернет-представительство президента Украины. Но там, где другой политик написал бы просто «Всеправославное совещание в Киеве», нынешний президент делает уточнение: «в стенах Свято-Софийского собора». И в этом уточнении — весь Ющенко: политик, для которого одинаково дороги как «европейский выбор», так и «византийская традиция» Украины.
«Премудрость созда себе дом» — эти библейские слова изображены на иконе Премудрости Божией, которой посвящен киевский Софийский собор. И, возможно, именно они вдохновили Виктора Ющенко (или его советников) к идее проведения Всеправославного совещания в стенах киевской Софии.
Впрочем, в этот раз Ющенко, кажется, удивил тех, кто привык видеть в нем конфессионального утописта. Да, провести Всеправославное совещание в Киеве нелегко. Но сама идея киевского совещания — не утопия, а реальный (хотя и сложно реализуемый) механизм решения пресловутого «украинского церковного вопроса», когда почти треть украинских православных приходов (около 4.500 из 15.500) находятся в расколе. Канонический авторитет Всеправославного Совещания, конечно же, несравним с авторитетом Вселенских соборов. Однако в условиях, когда последние не созываются уже более 12 веков, совещания Глав и представителей Поместных православных церквей остаются одним из наиболее адекватных способов для соборного обсуждения и решения церковных проблем на всеправославном уровне.
В 60—70-е годы прошлого столетия такие совещания собирались с целью подготовки Всеправославного собора (приравниваемого по авторитету к древним Вселенским Соборам). В современной церковной практике существует два вида всеправославных совещаний — Собрание предстоятелей поместных церквей («Синаксы») и чрезвычайные Всеправославные соборы («Синоды»). Первые, как правило, собираются для демонстрации единства православного мира. Вторые — для решения особо актуальных вопросов церковной жизни — чаще всего связанных с урегулированием масштабных канонических кризисов в поместных церквах.
Последнее собрание предстоятелей было проведено в формате «Синакса» (Стамбул, 10—12 октября 2008). И, как ожидали многие эксперты, предметом его рассмотрения — кроме вопросов «общего» характера, могла оказаться также церковная ситуация в Украине. Причем рассматриваться она якобы была должна не сама по себе, а в связи с официальной просьбой представителей УПЦ КП и УАПЦ о вхождении в состав Константинопольского патриархата на правах автономии… Однако, как писал Фома Кемпийский, homo proponit, sed Deus disponit — человек предполагает, а Бог располагает. Внутренняя ситуация в УПЦ КП не позволила ей сформулировать такую просьбу, и инициатором обсуждения украинской проблематики на всеправославном уровне стал не Святейший патриарх Варфоломей, а предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Владимир, обратившийся к главам поместных церквей со специальным письмом, где призвал их совместно — соборным разумом Вселенской церкви — выработать единую консолидированную позицию в отношении путей восстановления единства Украинской церкви.
Участие предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира в Совещании глав поместных церквей, а также его Обращение привело к выработке нового формата обсуждения украинской проблемы. Изначально предполагалось, что проблема может быть решена усилиями самой УПЦ и Московского патриархата в целом. Позже, после приезда в Киев патриарха Варфоломея в июле этого года и его переговоров со Святейшим патриархом Алексием II, был провозглашен новый подход к решению проблемы. Оба патриархата заявили, что все последующие шаги будут согласовываться ими друг с другом. Иными словами, было принято решение о совместной ответственности за разрешение проблемы двух наиболее влиятельных в православном мире патриархатов. Наконец, Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира ознаменовало собой новый этап, когда по просьбе предстоятеля канонической Украинской православной церкви к обсуждению путей преодоления раскола будет привлечена вся полнота православной церкви. Обращаясь к главам поместных церквей, митрополит Владимир не снял с себя и УПЦ сугубой ответственности за дело восстановления единства. Но он обратился к полноте православия с просьбой помочь возглавляемой им церкви преодолеть раскол, выработав единую позицию по этому вопросу. «…Украинская Православная Церковь, —пишет Митрополит Владимир, — нуждается в единой позиции всех Поместных Православных Церквей по вопросу о способах уврачевания церковных разделений в Украине. Мы надеемся, что просвещаемый Духом Святым соборный разум Вселенской Церкви укажет путь к восстановлению богозаповеданного церковного единства».
Предложив патриарху Варфоломею провести в 2009 году в столице Украины Всеправославное совещание, президент Украины фактически поддержал инициативу митрополита Владимира, высказанную им в Обращении к главам поместных православных церквей: выработать единую позицию о проблеме раскола в украинском Православии и о путях его преодоления. Такой подход не входит в противоречие с той особой ответственностью за восстановление единства, которая возложена сегодня на церкви, что в разные этапы истории Украинской церкви играли для нее роль Матери: Константинопольского и Московского патриархатов. Однако идея Всеправославного совещания имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, такой полифонический формат повышает шансы Киева, Константинополя и Москвы выработать решение, приемлемое для каждой из сторон этого треугольника. Во-вторых, Всеправославное совещание является наиболее авторитетным арбитром для окончательного разрешения «спора» между Украинской православной церковью и отделившимися от нее иерархами, провозгласившими автокефалию. Наконец, в третьих, решение такого, представляющего вселенское православие, церковного органа будет «обязательно к исполнению» как для УПЦ, так и для тех, кто находится сегодня в самопровозглашенных Киевском патриархате и УАПЦ. Ведь проигнорировать волю Всеправославного совещания означает одно — лишиться какой-либо церковной легитимности не только в глазах православного мира, но и своей собственной паствы. Включая ту ее часть, которая способна сегодня лоббировать перед Константинополем интересы УПЦ КП и УАПЦ.
Идея такого совещания действительно дает Украине шанс — шанс уврачевать раскол. И знаменательно, что эта инициатива уже получила поддержку представителей УПЦ КП и УАПЦ. «Мы полностью поддерживаем позицию президента Украины, патриарха Варфоломея и Блаженнейшего митрополита Владимира, что украинский вопрос должен быть вынесен на всеправославное обсуждение», — сообщил автору этих слов предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий (Кудряков). «Очевидно, что темой такого Всеправославного совещания, если оно состоится в Киеве, должно стать преодоление разделения в Украинской церкви. Киевский патриархат всегда положительно относился к участию Константинопольской Матери-Церкви и других поместных православных церквей в преодолении разделения украинского православия». Это уже позиция главы информационно-издательского отдела УПЦ КП епископа Евстратия (Зори).
Конечно же, организация Всеправославного совещания в Киеве — дело труднореализуемое. Ведь, кроме вселенского патриарха, в необходимости такой топографической и идейной локализации совещания нужно будет убедить глав 14 Поместных Церквей, включая московского патриарха Алексия II.
«Очевидно, что проведение такого совещания будет сопряжено с еще большими трудностями, чем проведение в Киеве мероприятий по празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси-Украины. Московская церковная дипломатия будет всячески мешать реализации этой инициативы», — считает представитель УПЦ КП Евстратий (Зоря). Однако это мнение не учитывает того, что позиция Московского патриархата по украинской проблематике формируется под влиянием многих факторов, включая позицию епископата Украинской православной церкви, а также мирового Православия, в первую очередь, Константинополя. И в Константинополе, и в Москве есть свои «ястребы», видящие в Украине полигон для «последнего и решительного боя» между Вторым и Третьим Римом. Однако, к счастью, эти силы сегодня не пользуются достаточным влиянием, чтобы формировать официальную политику патриархатов.
Существенную роль в выстраивании отношений между Третьим и Вторым Римами имеет позиция Украинской православной церкви. Единство и взаимопонимание между Москвой и Константинополем является жизненно важным для епископата УПЦ. Ведь в результате конфликта в Украине вероятнее всего возникнет ситуация, когда Украина окажется разделенной между двумя патриархатами. Западные и частично центральные регионы окажутся в «зоне влияния» Константинополя. Восток и Юг сохранят свою каноническую связь с Московским патриархатом. Таким образом, у УПЦ просто нет выбора. Чтобы сохранить свою целостность, она должна стать как бы неофициальным посредником между двумя патриархатами, помогая им прийти к взаимопониманию и общему видению проблемы. И заметим, что до сих пор эта сложнейшая задача УПЦ удавалось. Ведь участие во встрече предстоятелей поместных церквей на Фанаре патриарха московского Алексия II было обусловлено тем, что в Киеве между ним и патриархом Варфоломеем было возобновлено взаимопонимание…
Какие именно модели могут быть выработаны Всеправославным совещанием для восстановления единства? И будет ли восстановление церковного единства связано с совершенствованием канонического статуса Украинской церкви? Эти вопросы преждевременны. Или, во всяком случае, должны быть обращены уже не к экспертам и журналистам, освещающим религиозные процессы в стране, но к самому соборному разуму Вселенской церкви. Сегодня для нас важно другое — проведение Всеправославного совещания в Киеве может дать Украине и Украинской церкви еще один шанс прийти к единству. И для реализации этого исторического шанса необходим системный и самоотверженный труд. С просьбой рассказать о своей оценке идеи Всеправославного совещания я обратился к тем деятелям Украинской православной церкви, которым не привыкать к такому труду.
Преосвященный Александр, епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской митрополии, секретарь предстоятеля УПЦ:
— Новая позиция президента Украины относительно путей преодоления раскола свидетельствует о значительных изменениях в самом подходе к проблеме. Позиция президента становится реалистичной и взвешенной. Ведь фактически президент поддержал каноническую и экклесиологическую логику октябрьского обращения Блаженнейшего митрополита Владимира — где наш предстоятель призывал глав поместных православных церквей способствовать Украинской православной церкви в поисках выхода из канонического кризиса и нахождении путей преодоления раскола.
Нашу церковь нельзя заподозрить в сервилизме. Независимость обошлась нам дорогой ценой. На протяжении десятилетий мы существовали в некомфортных условиях информационной блокады и давления политических и государственных структур. Поэтому сегодня у нас есть моральное право четко определить акценты: новая инициатива президента заслуживает на поддержку. Мы видим, что глава государства нашел мужество отказаться от неконструктивных моделей преодоления раскола и впервые за многие годы озвучил реальный сценарий возобновления единства. Сценарий, который, во-первых, отвечает требованиям канонического права, а во-вторых, является приемлемым для нашей церкви и единственным реально возможным для неканонических церковных сообществ в Украине.
Конечно, официальное приглашение к проведению Всеправославного совещания 2009 года в Киеве должно исходить от каноничной Украинской православной церкви, а не только от главы Украинского государства. К сожалению, как и в случае с приглашением глав поместных церквей на празднование 1020-летия Крещения Руси, Банковая опять же пытается решать церковные проблемы без консультаций и согласований с церковью. Кроме того, чтобы такое совещание стало реальностью, эта инициатива должна получить одобрение не только у Святейшего патриарха Варфоломея, но и у предстоятеля Русской православной церкви — Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который остается одним из самых влиятельных лидеров современного православного мира. Впрочем, исходя из опыта празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси, я могу сказать, что церковно-дипломатические задачи, с которыми не могут справиться органы государственной власти, могут быть успешно выполнены Украинской православной церковью.
У нашей церкви есть опыт содействия выработке решений на основе консенсуса. Вспомним хотя бы июльское сослужение святейших патриархов Варфоломия и Алексея II. Очевидцы этих исторических событий подтвердят: литургия при участии обоих патриархов стала возможной благодаря посредничеству нашей церкви. Учитывая, что именно благодаря взаимопониманию патриархов в Киеве стало возможным участие патриарха Московского во Всеправославном совещании в Стамбуле, можно утверждать, что Украинская православная церковь уже имеет опыт преодоления противоречий в православном мире.
Канонический православный епископат Украины заинтересован в том, чтобы отношения между двумя самыми влиятельными поместными церквами мира — Константинопольским и Московским патриархатами — строились на братском доверии и сотрудничестве. Мы стремимся, чтобы Украинская церковь развивалась в стабильной и благоприятной канонической ситуации, стремимся, чтобы оба патриархата и другие поместные церкви помогли нашим братьям из самопровозглашенных «автокефальных» структур вернуться к единству с нашей церковью. Участие Блаженнейшего митрополита Владимира во Всеправославном совещании в Стамбуле в октябре этого года свидетельствует, что наша церковь становится реальным фактором в решении многих проблем современной церковной жизни.
Говорят, что молитва смиренного достигает неба. Предстоятель Украинской церкви поразительно смиренный человек, и все мы являемся свидетелями того, как благодаря его жертвенному служению авторитет и субъектность Украинской церкви в православном мире ежегодно увеличиваются. Таким образом, чтобы воплотить идею совещания в жизнь, президенту Украины сегодня нужно теснейшим образом сотрудничать с предстоятелем и епископатом нашей церкви.
Мы жизненно заинтересованы в восстановлении единства. Ведь раскол — это, прежде всего, рана на Теле Церкви, а уже потом — одна из проблем украинского общества. Впрочем, ни Украинская православная церковь, ни президент не способны сегодня самостоятельно решить украинскую церковную проблему. Для того чтобы прийти к благословенному Богом единству, мы должны объединить усилия и привлечь к процессам восстановления единства вселенское православие. Ведь, как свидетельствует давняя и новая история церкви, единство местной церкви легче понимается, когда этому содействует соборный ум Вселенской церкви.
Архимандрит Кирилл (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви:
— За последние несколько месяцев произошло несколько событий, которые стали крупными вехами на пути консолидации украинского православия: празднование 1020-летия Крещения Руси, Собрание предстоятелей поместных церквей в Стамбуле в октябре этого года и, наконец, недавняя встреча президента Ющенко с патриархом Варфоломеем.
Все эти события вытекают одно из другого. Совместное служение и переговоры патриархов Варфоломея и Алексия в Киеве, состоявшиеся при посредничестве Украинской православной церкви, сделали возможной встречу предстоятелей в Стамбуле именно в том формате, в котором она происходила, а именно, при совместном участии в ней патриархов Варфоломея, Алексия и митрополита Владимира. Стамбульский саммит предстоятелей, во время которого митрополит Владимир обратился ко всем главам церквей за поддержкой в разрешении проблем украинского православия, в свою очередь сделал возможным то предложение, которое прозвучало со стороны президента Ющенко во время его последней встречи с патриархом Варфоломеем. Вернее, то, что предложил президент патриарху, а именно, собрать в Киеве общеправославное совещание, на самом деле было инициативой Украинской православной церкви, которой воспользовался В.А.Ющенко.
Поддержка президентом этой инициативы означает коррекцию курса украинской власти на пути к осуществлению заветной цели объединения украинского православия. Если раньше власть в лице президента строила утопические планы привлечь патриарха Варфоломея, чтобы он, как волшебник, в один момент решил проблему раскола, то теперь президент обращается за помощью уже ко всей полноте православия. В принципе, это верный шаг, потому что опыт разрешения аналогичных проблем в других поместных церквах (Болгарской, Иерусалимской, Кипрской) показывает, что залогом успеха в разрешении проблем, которые сама церковь преодолеть не может, является только участие всех или многих церквей. По этому пути, по всей видимости, следует идти и Украине.
Единственное, о чем следует помнить президенту, что сейчас не IV век, а сам он не Константин Великий, который мог собрать епископов со всех уголков Римской Империи на Вселенский собор под собственным председательством. И церковь, и общество сейчас развиваются в совершенно другой парадигме, которая исключает вмешательство государственной власти в церковные дела. Государство может помогать церквам находить пути к объединению, но не делать за них ту работу, которые могут делать только они.