Несколько лет назад, на выставке дизайна и интерьера в Киеве, на мониторе одной из компаний крутили рекламный видеоролик проекта детской комнаты для девочки. Комната напоминала приторно сладкую старинную открытку: все в цветочном орнаменте - и обшивка стен, и текстиль на шторах и кровати, и коврик, и, конечно же, балдахин. И везде - ленточки, бантики, рюшки. Одним словом, все, что соответствует мечтаниям многих молодых мам, ведь мало у кого из них, рожденных на излете эпохи развитого социализма, была своя комната, да еще обставленная новой мебелью, купленной не по случаю, а в соответствии с принципами детской психологии и дизайна. Эх, да что там говорить, их мамы и бабушки и слов-то таких не знали, а красивую жизнь видели только в иностранных фильмах. Я и сама по малолетству питала страсть к индийским фильмам - а где еще можно было увидеть девочке из советской провинции это пиршество красок, это буйство архитектурных форм? Да практически нигде, кроме как в экспроприированных советской властью царских дворцах.
В суматохе великих строек и перестроек на обустройство отдельно взятой детской комнаты практически не хватало ни квадратных метров, ни ресурсов, ни денег. Кровать (как правило, сразу взрослая, на вырост), одежный шкаф (желательно побольше, потому как там надо было разместить максимум вещей), письменный стол (а еще лучше откидная полка в секретере), стул, шторки, ну и для полного шика - ковер на стену. Вот, пожалуй, и весь набор для юных дам и джентльменов. Но, странное дело, большинство из нас от этого особенно и не страдало. Может быть, потому, что дома никто особенно и не сидел? Мне лично вспоминаются уютный детский сад с добрыми воспитателями, школа со своим парком, университет в окружении роскошных ландшафтов. И все-таки последующая взрослая жизнь заставила задуматься над тем, что же это такое - наше жизненное пространство и жилое пространство для маленького человечка? Только ли комфорт, или, как теперь говорят по-научному, эргономика, только ли экологичность материалов и гармония красок и форм? Неужели девочкам только розовое, а мальчикам - голубое?
Изучая основы дизайна, я с трудом находила ответы на свои вопросы. По крохам собиралась мозаика, недостающие элементы подсказывали мои подрастающие сорванцы, пищу для размышлений давали преподавание в школе, индивидуальные занятия с детьми, наблюдения за знакомыми. И вот накопленная информация стала бурлить и требовать выхода. Не претендуя на научную новизну, хотелось бы привлечь внимание заинтересованной публики к некоторым сторонам деятельности взрослых по отношению к детям, ибо сказано «не навреди». К сожалению, сплошь и рядом мы видим результаты абсолютного непонимания детских потребностей.
Итак, речь пойдет о том, как может повлиять жилое пространство на формирование - ни много ни мало - личности ребенка, а через ребенка, который со временем станет взрослым, на развитие общества в целом. Ведь любое общество есть ни что иное как совокупность людей разного возраста, чья наиболее активная часть и будет определять вектор его развития. Возьмем, к примеру, японцев. Их рывок из средневековья к суперсовременным технологиям и финансовой мощи можно объяснять множеством факторов экономического и политического характера. Но нужно обратить внимание на их трепетное отношение к природе и искусству, на особенности традиционного японского жилища, которое представляет собою трансформер с раздвижными панелями, где практически нет (ну разве что за исключением столиков для чайной церемонии) стационарной мебели и где маленьким детям дозволено практически все. Совсем не случайно в 1960-х гг. японцы заинтересовались новаторскими идеями Никитиных, и во дворах многоэтажек строили… лабиринты. Кто поспорит с тем, что вся наша жизнь - это лабиринт, мы блуждаем в поисках выхода из сложных ситуаций, но одни это делают быстро и без лишних стрессов, другие - долго, а некоторые вообще заходят в тупик и в нем остаются.
Модный нынче минимализм во многом определен нашим интересом к Японии, но неплохо бы поразмыслить над тем, какие горизонты открывает для себя маленький японец, соучаствуя в изменении пространства, а не свыкаясь с уготованным заботливыми родителями набором мебели, из которой двигается только стул. Кстати говоря, маленький ребенок не воспринимает шкаф как отдельный элемент, для него он часть стены, а если шкаф еще и несоразмерен его росту, то не просто нарушается восприятие пространства, но и психика ребенка подвергается определенному стрессу. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на особое отношение японцев к развитию у детей чувства цвета. Чем больше цветов различает и использует ребенок, тем выше оценивается его интеллект. И с этим тоже не поспоришь, ведь больше половины информации мы воспринимаем визуально, но почему-то у нас интеллект ребенка оценивается в первую очередь по скорости чтения.
Отдельно хотелось бы сказать о природе как части нашего жизненного пространства. Наша сверхтехнологичная цивилизация стоит нам не только разрушения природы, но и нашего удаления от нее. Короткие вылазки в лес, на дачу и пр. дают нам непродолжительную передышку, но, как пел Владимир Высоцкий, «мы возвращаемся в город, просто некуда деться». А как же те, кто родился и вырос на природе, как чувствуют они себя в городской среде? Чего только стоит перечень наших вождей за прошедшие пятьдесят лет: Никита Хрущев родился в с. Калиновка Курской губернии в семье шахтера, Леонид Брежнев - в с. Каменское Екатеринославской губернии в семье рабочего-металлурга, Михаил Горбачев - в с. Привольное Красногвардейского района Ставропольского края, Борис Ельцин - в с. Бутка Талицкого района Уральской (ныне Свердловской) области, Леонид Кравчук - в с. Великий Житин в Ривненской области, Леонид Кучма - в селе Чайкино Новгород-Северского района Черниговской области в крестьянской семье, Виктор Ющенко - в селе Хоруживка Недригайловского района Сумской области, Александр Лукашенко - в поселке Копысь Оршанского района Витебской области. Данный список наверняка можно было бы продолжить другими фамилиями. Но и так очевидно, что в условиях советской и постсоветской демократии наибольшую жизненную силу и волю к победе проявили именно выходцы из села, из среды, не отягощенной городскими ограничителями пространства в виде многоэтажек, заборов, автодорог, тесных, заставленных автомобилями дворов с вытоптанными клумбами. По мере того как социалистические формы бытия себя изживали, на арену истории вышли представители городских пролетарских окраин: агрессивные и беспощадные.
Но достаточно о властях предержащих. Ведь мечты большинства простых смертных так или иначе связаны с надеждами на светлое будущее своих детей. И при любом достатке главным фактором формирования личности ребенка будут отношения в семье. Чем они гармоничнее, чем больше у ребенка контакта с природой, тем больше шансов на то, что его задатки получат мощный толчок к развитию. Но и детские учреждения вносили и вносят свою лепту в развитие ребенка. И это влияние не следует недооценивать. Во многих странах мира проводятся конкурсы на лучший проект детского сада, а действующие садики предлагают детям множество вариантов формирования своего собственного пространства и даже свободного выбора среди имеющихся игровых комнат. Конечно, детская комната отдельной квартиры или дома ограничена размерами и зачастую финансовыми возможностями родителей. Но ведь речь идет не о создании дорогого интерьера, а обустройстве ненавязчивого, соразмерного возрасту ребенка, с возможностями его модификации, в том числе силами самого ребенка. В конце концов, мы ведь тоже дети природы, и нам тоже свойственно стремление вить гнездо. Это стремление проявляется уже у маленьких детей. Вспомните, как всем нам хотелось иметь свой маленький домик, и за неимением оного мы устраивались под столом, некоторые в шкафу и даже на шкафу… Скажете, пустяки, к чему все это? А к тому, что при обустройстве своего пространства у человека, в том числе и маленького, задействованы все каналы восприятия информации: и визуальный (видит), и кинестетический (трогает, берет), и рациональный (оценивает, выбирает, решает), и аудиальный (слышит разные звуки). И все это - по собственному велению, по собственному хотению. Лишая ребенка этой возможности, не подрубываем ли мы крылья его творчеству, его вере в себя, в свои силы? Не здесь ли корни ухода в мир виртуальный, который, с одной стороны, практически не требует физических усилий, а с другой - минимизирует вероятность ошибок и их неприятных последствий?
Хотелось бы сказать еще и о том, как мало мы используем возможности интерьера в качестве информационной среды для наших детей. Это могут быть и металлические панели с магнитами для крепления цифр, букв, рисунков и пр., и коврики с разного рода изображениями, и разнообразные аксессуары в соответствии с любимой сказкой, а также надписи к ним на разных языках, и ноты любимых песен, нарисованные общими усилиями ребенка и родителей. Да мало ли еще чего можно придумать, если осознать принципы жилого пространства для детей поколения «индиго»: самостоятельных, интеллектуальных и, конечно же, счастливых.