Страна великанов, или Детям вход усложнен

6 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 6 марта-13 марта

Природа предусмотрела инстинкт познания, а мы должны его только развивать. Нужно создать условия, в которых ребенок развивался бы естественно, самостоятельно, без принуждения, в своем ритме, благоприятном окружении и в соответствии со своими обусловленными природой и генетикой внутренними настройками, которые родители еще должны распознать.

 

В прошлом году по инициативе Института педагогического образования и образования взрослых, поддержанной другими структурными подразделениями НАПН Украины, состоялся конкурс "Вместе! Партнерство учебных заведений и семей". В одной из номинаций первое место заняли представители родительского сообщества из Черкасс — авторы этой статьи — за проект "Цвет и внутреннее пространство как факторы поддержки воспитанников детского дома семейного типа". Своими творческими поисками мы уже делились на страницах еженедельника "Зеркало недели. Украина" ("Детская комната — пространство для развития", №26 от 15–22 июля 2011 г.), а также на довольно масштабных, в том числе и международных, конференциях педагогов и школьных психологов.

В основе "призового" проекта очень простая идея — с помощью окружающей среды, регулярных изменений в оформлении и правильной, в соответствии с возрастом ребенка, организации пространства можно целенаправленно решать задачи его развития, то есть формировать будущую личность.

На бытовом уровне самым распространенным признанием роли среды является так называемое "влияние улицы". Но, скорее всего, не улицы в целом, а вполне конкретных лиц — какого-то мальчика из соседнего подъезда или девочки, живущей этажом выше. Если же попытаться определить факторы окружающего пространства, наиболее влияющие на ребенка, то получим довольно сложную головоломку-конструктор, из которой со временем выстроятся условия для жизненного старта.

Такую среду можно условно разделить на два уровня — макро (естественная среда, социально-экономическое состояние страны, культурные и религиозные традиции, система образования и т.п.) и микро (семья, атмосфера в ней, отношения между ее членами, отношение к ребенку, уровень благосостояния, помещение, двор, подъезд, улица). Если на обстоятельства макроуровня мы не можем влиять вообще или имеем для этого крайне ограниченные возможности, то на микроуровне каждая семья может сделать многое.

С первых месяцев жизни пространство вокруг ребенка должно выполнять функцию стимулятора познания и развития. Где лучше родиться и провести первые годы жизни? Что должно быть вокруг младенца в колыбели? Где лучше сделать первый шаг и почему это важно? Конечно, кого-то такие вопросы удивят. Но поиск ответов на них приведет к интересным и даже неожиданным выводам. 

Природа предусмотрела инстинкт познания, а мы должны его только развивать. Нужно создать условия, в которых ребенок развивался бы естественно, самостоятельно, без принуждения, в своем ритме, благоприятном окружении и в соответствии со своими обусловленными природой и генетикой внутренними настройками, которые родители еще должны распознать. В первые три-четыре года жизни нужно заложить своеобразный фундамент, на который впоследствии в течение всей жизни будут наслаиваться разные новые знания — независимо от областей, предметов или научных сфер. Важно, чтобы ребенок мог, умел и хотел учиться и делал бы это самостоятельно, с интересом и удовольствием. 

Среди многочисленных задач, которые решают родители и воспитатели в первые годы жизни ребенка, сконцентрируем внимание на одной — формирование привычки к сознательному самостоятельному выполнению разных дел и задач, от бытовых до учебно-познавательных. Любые методики обучения и развития предусматривают самостоятельную работу. Но окружающее пространство в основном не только этому не способствует, а даже, наоборот, мешает.

Проблема в том, что "детский мир" взрослые проектируют и выстраивают прежде всего для удобства самих же взрослых. Они как-то забыли, что рядом с ними живут дети. А тем временем проектантам, строителям, архитекторам, дизайнерам еще в детстве наверно приходилось знакомиться с прекрасной инструкцией по проектированию помещений для маленьких людей. Большинство из нас ее точно читали! Просто тогда не догадывались, что это инструкция или, по крайней мере, методические рекомендации. Это — книга "Путешествия Гулливера". Именно в страну великанов, спроектированную взрослыми людьми, попадает ребенок с первых месяцев жизни. Представьте, с какими неудобствами он сталкивается.

Приходилось ли вам видеть в общественном месте, например на вокзале, в аэропорту, кафе, торговом центре, спортзале и т.п. рукомойник для ребенка, скажем, 2–4 лет? Детские, то есть низко расположенные и небольшие, рукомойники можно увидеть разве что в детских садах. В заведениях общественного питания их точно нет. Разве что иногда попадаются детские столики. Как нет и сушилки для рук на соответствующей высоте, сантиметров 40–50. Чтобы ребенок мог сам открыть кран, помыть руки, исследовать сушилку. Тем самым взрослые создают неудобства и для себя. Обратите внимание, как моют руки с помощью взрослого — одной рукой ребенка берут под подмышку и поднимают на уровень умывальника, второй — открывают кран, берут мыло... Конечно, умывальник очень быстро станет нежеланным объектом, а мытье рук — чуть ли не телесным наказанием. 

Дети же во всем подражают старшим. И если есть надлежащие условия — в данном случае проектно-технические — то нужное действие легко усваивается и непринужденно переходит в привычку. Ребенок быстро учится и привыкает делать то, что ему удобно и получается с первого-второго раза. И, обратите внимание, делает это охотно, без напоминаний и принуждения. Даже очень маленький ребенок быстро овладеет процессом мытья рук. Еще надо приучиться чистить зубы. А, например, перед низко закрепленным зеркалом девочки смогут самостоятельно причесываться. Небольшие изменения в душевой кабинке тоже уместны.

Предвижу возможные скептические замечания: "Зачем делать детские умывальник или душ, если ими будут пользоваться только несколько лет?" Поверьте, эти затраты мизерные по сравнению со всеми другими, связанными с присутствием ребенка в помещении. Ведь это будет способствовать развитию самостоятельности, формированию важных навыков. Тем более что, возможно, все это пригодится не одному ребенку.

Привычку застилать кровать воспитать проще, если у малыша будет своя детская кровать и свое постельное белье. А если у ребенка будет полноценный и по его росту шкаф для одежды — с вешалками, полочками, ящичками — он сразу поймет, что от него требуется. Умение справляться со своей одеждой — важный навык, нужный каждый день.

Обратите внимание на такие простые вещи, как ступеньки и двери. Ни одну дверь ребенок 1,5–2 лет сам открыть не сможет, особенно если они открываются "на себя". Все двери сделаны для взрослых. Вам, наверное, приходилось проходить в ворота каких-то замков, величественных соборов, а то и крепостей. Приблизительно так, как мы, взрослые, чувствуем их массивность, так же дети останавливаются перед обычной дверью и ждут помощи, потому что они намного выше, чем они.

Только в одном месте (детском саду в далеком зарубежье) мы нашли нужное решение — маленькие двери высотой до одного метра, с ручкой на высоте 30–50 см, но рядом с обычной дверью для взрослых. Представили? И в какую дверь заходили все дети? Конечно же, в маленькую. Причем сами, без подсказок взрослых и без подталкивания в нужном направлении. Родители подвозили их на машинах или подводили к калитке (конечно же, тоже маленькой), а дальше уже дети бежали сами — к "своей" двери.

Один отец трех малышей подсчитал, что они с женой в течение дня 106 раз открывали детям двери в разные комнаты и помещения в доме. И все это — неудобства и лишняя трата времени.

А за большинством входных дверей — лестницы. Понаблюдайте, как малыш, который только что научился ходить, преодолевает лестницу, например, в подъезде. Его за руку должен тащить вверх кто-то из взрослых. А это может быть не только некомфортно, но и больно. Плюс каждая ступенька дается с большими усилиями. Летом в коротеньких штанишках или юбочке еще как-то получается. А зимой, в толстом теплом комбинезоне или длинной шубке? Преодолев две-три ступеньки, ребенок требует взять его на руки. Он вовсе не против идти самостоятельно. Просто тот, кто проектировал эти лестницы, не учел, что по ним будут ходить маленькие дети. А надо было всего лишь с одной стороны из одной ступеньки в 15–20 см сделать две полуступеньки по 7–10 см, словно проложив кирпичик между двумя ступеньками. Ребенок легко пошел бы сам, без посторонней помощи. Дополнительные низкие перила высотой 40–50 см только способствовали бы этому. Между прочим, такие полуступеньки оценили бы и бабушки-дедушки. Именно с лестницы началось знакомство Гулливера со страной великанов:
"…Нечего было даже надеяться подняться по таким лестницам". В конце концов Гулливеру повезло. Все, в чем он нуждался, делалось специально под него, по индивидуальному проекту или спецзаказу — мебель, дом, лестницы, лодка с парусом и т.п. 

Почитайте о Гулливере еще раз. Посмотрите вокруг глазами ребенка. Вы найдете много интересных подсказок даже для небольшой квартиры. Ваша задача — подготовить жилое пространство для пребывания в нем ребенка, проявив любовь и внимание. Именно такую роль в книге сыграла Глюмдальклич — заботливая нянька и верная подруга Гулливера.

 

Педагоги и детские психологи часто повторяют прекрасную фразу: "Личность начинается тогда, когда малыш говорит "Я сам!" А окружающее пространство должно способствовать ребенку делать это легко и удобно. В таком пространстве ребенок быстрее привыкает быть самостоятельным, а это — отправная точка в развитии личности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно