В Интернете нас ожидает более 140 миллионов лицензионных произведений в открытом бесплатном доступе. От архива программ и новостей Би-би-си (http://www.bbc.co.uk) до технической и компьютерной литературы издательства O’Reilly (http://www.oreilly.com). От 48-минутных интервью контроверсионного документального фильма Роберта Гринвальда Outfoxed (www.outfoxed.org), в котором Fox News (http://www.foxnews.com) обвиняют в пропаганде республиканской партии, до 505 альбомов 236 музыкантов от рекордингового лейбла Magnatune (http://magnatune.com) Джона Бакмена, украинский сегмент которого содержит записи фольк-группы «Древо» и хора Киевской православной семинарии.
Все эти произведения публикуются по лицензиям Creative Commons (далее — КК) (http://creativecommons.org). Творческое измерение первого слова этого названия понятное, а со вторым — сложнее. Поскольку commons могут называть и землю общины, и городскую общину, и право на общее пользование. Хотя на самом деле КК — это новая, гибкая и справедливая система копирайтов, которая, с одной стороны, защищает авторов, режиссеров, фотографов, музыкантов и художников, а с другой — побуждает к свободному использованию их произведений. Основываясь на концепции GNU General Public License (http://www.gnu.org) относительно открытого программного обеспечения, создатели КК нашли золотую середину между «Все права защищены» и «Никакие права не защищены» — «Некоторые права защищены». То есть сам определяй, чем ты хочешь делиться, а что охранять.
Неприбыльная организация Creative Commons существует с 2001-го и оказывает поддержку авторам, стремящимся к свободной коммуникации и общим проектам. Лицензии КК делают возможной легальную публикацию, поиск и использование аудио, видео и текстовых произведений в Интернете. Свободно и безвозмездно.
Уже почти 30 лет сфера творчества четко регулируется одинаковыми для всех правилами игры. Впрочем, право авторов самим определять степень защиты своих произведений и условия доступа к ним очевидно.
Конечно, права на перевод, выполнение, использование и т.д. передаются (читай — продаются) заинтересованным лицам на основе индивидуальных соглашений. Их подписывают в таком количестве, что Лоренс Лессиг — профессор Стэнфордской школы права, автор книги «Бесплатная культура» (http://free-culture.org), один из авторов КК — назвал наше время «культурой разрешений». Достаточно обратиться за разрешением, оформить это обращение надлежащим образом, заплатить правообладателю за право работать с его произведением — и распространяй спокойно его произведения, развивай его идеи. Особенно если ты работаешь над некоммерческим художественным проектом или исследованием и от правообладателя тебе нужны только иллюстративная фотография, короткий звуковой фрагмент или видео на несколько секунд. А правообладатель, с которым ты договариваешься о разрешении, — огромная межнациональная медиакорпорация, очевидно, заинтересованная в стабильном и длительном росте прибылей, прямо пропорциональных жесткости копирайтов. Вопрос о широких возможностях для лоббистских кампаний таких организаций в сфере копирайтов остается риторическим. Хотя и менее актуальным после появления лицензий КК.
Каждая из этих лицензий существует в трех формах: в виде графического изображения (иконки) прав и предупреждений; текста лицензии, с которым можно апеллировать к суду; и в виде цифрового кода — перевода лицензии для машинного считывания, что дает возможность поисковым системам и другим аппликациям идентифицировать произведения по условиям использования.
В 2003 году лицензии КК вышли за пределы США, после чего начали создаваться международные проекты по адаптации этих лицензий к законодательствам 41 страны в Австралии, Азии, Америке, Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. Украина тоже есть в этом списке. Хотя активное использование этих лицензий у нас станет возможным только после легализации электронных лицензий как таковых на уровне украинского законодательства.
Среди успехов КК называют привлечение внимания общественности к вопросам интеллектуальной собственности, развитие публичных доменов и переосмысление основ общего пользования в информационные времена. Критики КК осознают угрозу со стороны этого влиятельного игрока, который фактически является публичным лицом свободной культуры. Уже звучат сомнения, что объекты коммунальной или общественной собственности — в нашем случае публичные домены — можно создавать на базе частной собственности, как это делает КК. Хотя, конечно, свободная культура столь разнообразна и имеет столько творцов, что все предостережения относительно ее единоличной репрезентации вызывают разве что скептическую ухмылку.
Если сравнивать лицензии КК и GNU GPL, то первые являются, скорее, юридическим средством, а вторые — этическим. Возможно, именно поэтому авторы предпочитают КК.
Искать лицензированные таким образом аудио-, видео-, визуальные, научные, образовательные и художественные материалы в публичных доменах можно как через веб-сайт КК, так и через поисковые системы. В процессе поиска можно сразу задавать условия использования: коммерческую или некоммерческую цель, желание модифицировать или адаптировать произведение, и т.д. Кроме собственной поисковой системы КК (http://search.creativecommons.org/) существует специальный двигатель КК на Yahoo! http://search.yahoo.com/cc Он ищет в Интернете материалы, распространяющиеся на условиях одноименных лицензий. Например, если сделать запрос на показ фото Empire State Building, которое потом можно использовать с некоммерческой целью, то эти фотографии будут первыми в перечне остальных тринадцати тысяч снимков. Так же можно искать музыкальные файлы, веб-страницы, статьи и тому подобное.
Yahoo! привлекает тем, что предоставляет возможность внести свой вклад в будущее Интернета — не только как платформа передачи контента, но и как платформа развития сообществ. А если учитывать жесткую конкуренцию с Google, в которой Yahoo! все же уступает, то это еще и шаг к привлечению внимания более-менее постоянных клиентов или даже попытка удержать их.
Для КК сотрудничество с ведущими компаниями в сфере телекоммуникационных услуг — еще один способ популяризации лицензий. И здесь на руку им сыграла не только Yahoo!, но и Майкрософт, недавно выпустивший свой Simple List Extensions к RSS под лицензией КК.
Среди самых влиятельных проектов, в которых используются лицензии КК, следует назвать прежде всего MediaRights.org — неприбыльную международную организацию, которая занимается дистрибьюцией и показом социально важных документальных фильмов и координирует ежегодный кинофестиваль Media That Matters. Лицензии КК предоставляют возможность распространять фильмы для более широкой аудитории без изымания прав у творцов фильмов.
Другой заметный проект — онлайн-журнал по глобальным вопросам и актуальным дискуссиям о политике и культуре openDemocracy.net Большинство из 2600 статей ведущих авторов доступны по условиям лицензий КК. Хотя некоторые статьи так и не попали в бесплатный архив. Например, Салман Рушди отказал с извинением: «Прошу прощения за старомодность».
Во всех своих проектах лицензии КК создают легальную среду для свободного обмена цифровыми произведениями, для релизов, ремиксов и других экспериментов с новыми художественными формами и научно-просветительными материалами.
Ресурсы с лицензиями Creative Commons
В Испании музыканты и исследователи создали проект freesound http://freesound.iua.upf.edu/index.php — онлайновую базу данных звуков. Существуют также другие открытые лицензионные аудиосайты — для диджеев, виджеев и просто слушателей: CC Mixter http://ccmixter.org, Dmusic http://www.dmusic.com, Opsound http://www.opsound.org, OYEZ http://www.oyez.org/oyez/resource/nitf/273, SoundClick http://www.soundclick.com, CandyJar (проект виджеев) http://www.channel4.com/learning/microsites/I/ideasfactory/pixnmix/candy_jar.html, Section http://www.sectionz.com/cc.asp, Jamendo http://www.jamendo.com) и тому подобное.
Для любителей комиксов проекты Comixpedia с веб-комиксами под лицензиями КК: http://www.comixpedia.com и UserFriendly http://www.userfriendly.org
Художественные и документальные фильмы размещаются в открытых электронных архивах и коллекциях Prelinger Archives http://www.archive.org/details/prelinger, Open Source Movies http://www.archive.org/details/opensource_movies и CandyJar http://www.channel4.com/learning/microsites/I/ideasfactory/pixnmix/candy_jar.html
Лицензионные фотографии можно найти в OpenPhoto http://openphoto.net, http://learningphoto.com, и, конечно, в Flickr (более 100 млн. фотографий, из них 23 млн. 504 тыс. 497 — для свободного использования).
Книжная продукция — от романов канадского журналиста и исследователя Кори Доктороу — http://www.craphound.com до научно-популярных серий по физике — The Light and Matter http://www.lightandmatter.com/area1.html Искать такие книги можно в http://wiki.creativecommons.org/Books, Eldritch Press http://www.ibiblio.org/eldritch) и др. Приобретает популярность фактически самиздатовский сайт Lulu http://www.lulu.com), где можно за небольшую плату издать свои книги, музыку, комиксы, фотографии и фильмы.
Учебные материалы — свободное программное обеспечение для учебных курсов MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu), которым в Украине пользуется интернет-портал для управленцев http://www.management.com.ua, а также ADUni.org http://www.aduni.org, Connexions Repository http://cnx.rice.edu/content) и Berklee Shares http://www.berkleeshares. com)
Существует даже открытый ресурс современного жилья http://livemodern. com для архитекторов, строителей, дизайнеров, покупателей и риелторов. А также http://architectureforhumanity.org) для креативных дизайнеров, заботящихся об окружающей среде.
Для сотрудничества с научными работниками в КК создали специальный подраздел Научные Общины (Science Commons) http://science.creativecommons.org. Лицензии КК используют ведущий издатель биомедицинских журналов The Public Library of Science http://www.plos.org/journals/index.html, Массачусетский институт технологий для открытых курсов MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/index.html и другие. Консорциум австралийских библиотек использует лицензии КК для электронных записей библиотечных каталогов http://www.biblio.at/katalogisate)
Хроника событий
В свое время — в далеком 1790 году — желание содействовать прогрессу науки и искусства привело к появлению копирайта. Авторы и изобретатели на ограниченное время получали исключительное право на свои зарегистрированные тексты и изобретения, что нашло отражение в Конституции США. Вначале речь шла о 14 годах плюс еще столько же, если этого хочет автор. В 1909 году Конгресс США увеличил этот срок до 28 лет, сохраняя возможность его удвоения по желанию автора. Еще 67 лет спустя — после того как вступила в силу Бернская конвенция — период охраны авторского права вырос до 50 лет со дня смерти автора, уже не требовалась специальная регистрация произведения, а авторское право начинало действовать с момента публикации произведения или его обнародования в СМИ. В 1998 году Конгресс США проголосовал, а Билл Клинтон подписал новый закон (Sonny Bono Copyright Term Extension Act), по которому срок охраны авторского права в США вырос до 70 лет со дня смерти автора — относительно индивидуального произведения и до 75—95 лет — относительно произведения корпоративной собственности. В том же году вступил в силу прославленный Digital Millennium Copyright Act. Он, в частности, запретил разрабатывать и использовать программное обеспечение для борьбы с системами технологического контроля, которые вводит владелец копирайта для защиты от копирования, распространения или создания производных произведений.