В некотором смысле спор относительно природы и воспитания разрешен. На протяжении долгого времени сторонники доктрины природного начала утверждали, что особенности характера являются врожденными, а не приобретенными. По их мнению, характер человека, его личность определены уже в момент рождения. В свою очередь сторонники теории воспитания опровергают данное суждение известной метафорой «tabula rasa»: изначально наше сознание является «чистой доской», и то, что на ней будет написано, зависит исключительно от воспитания.
Современная наука тем не менее — учитывая наше быстро растущее понимание человеческого генома — утверждает, что сторонники обеих концепций частично правы. Природа наделяет нас врожденными способностями и особенностями характера; воспитание использует этот «материал» для формирования личности по мере того, как человек учится и развивается.
Но если вы считаете, что подобный компромисс полностью прекратил споры в этой области, вы заблуждаетесь. Сейчас суть споров ученых и философов заключается в том, сколько процентов приходится на генетику, а сколько — на среду, которая окружает человека. Согласно мнению Стивена Пинкера, профессора психологии из Массачусетского Института, мы все еще отдаем предпочтение последнему. В своих статьях, особенно в новой книге «Неисписанная Доска», Пинкер доказывает, что безграмотность и предрассудки удерживают ученых и общественность от осознания силы генетики.
Каждый, кто читал более ранние книги этого психолога, включая «Как работает сознание» или «Язык инстинктов», может с уверенностью сказать, что и упомянутая выше «Неисписанная Доска» также является прогрессивной, аргументированной и интересной для прочтения. Взгляд на то, что окружающая среда — это первостепенное начало, относится к философам Просвещения, таким как Джон Лок, Жан-Жак Руссо и Рене Декарт. Данное суждение было также подкреплено в 50-х годах гарвардским психологом Б.Ф.Скиннером, утверждавшим, что человеческое поведение является не чем иным, как сводом общепринятых правил.
Данная позиция превосходно соответствует либеральной социальной теории XX века: насилие, преступления, бедность происходят не по вине насильников, преступников и малоимущих — виной тому само общество. Эту проблему можно решить, улучшив условия жизни. Данная точка зрения, однако, идет вразрез с консервативным мнением на этот счет. Например, большинство полагает, что неблагополучным членам нашего общества присуща глупость и леность, что реабилитация преступников — дело абсолютно бесполезное.
В 70-х годах в науке преобладало мнение, что доктрина воспитания является слишком упрощенной. Это вызвало недовольство ее приверженцев. Например, когда такие исследователи, как Ричард Хернштейн и Вилсон, пытались доказать, что гены действительно играют важную роль в определении умственных способностей человека и его поведения, они подверглись критике со стороны своих коллег. И только несколько лет спустя конференция, организованная с целью исследования генетических причин насилия, рассеяла подобные осуждения.
Таким образом, как видим, споры на сей счет не утихают, что, однако, дает возможность каждому из нас подумать на досуге о том, что же является основным в формировании личности — гены или все же воспитание.