Вот и лето прошло. Обделенные заботой родителей и государства, наши дети большей частью предоставлены сами себе и телеприемникам. Домашний экран заменял им дружка, вожатого и бабушку. Как он с этим справился?
Начнем с того, что педагоги, психологи и родители прекрасно знают: детсадовцы, первоклашки, подростки, отроки, недоросли - это разновозрастные люди, это разные народы, с разными, часто несовместимыми нравами, понятиями и пристрастиями. И только телевидение наивно объединяет их всех под эгидой одной универсальной редакции передач для детей и юношества, которую впору разделить на дюжину подразделений, обслуживающих каждое свою возрастную группу.
Но даже такая редакция есть только на главном канале Украинского телевидения. По остальным же - на детей передачи выделяются «по остаточному принципу». Этим летом каникулы были заполнены мультипликационной продукцией, в день по разным каналам прокручивалось до 10 - 15 фильмов. Ребята жадно поглощали отечественные мультяшки прежних времен и с аппетитом уплетали гуманитарную помощь зарубежного производства. Опасения специалистов насчет дурного влияния «чуждой идеологии» были явно преувеличены. В «ихнем» детском кино добрые зверушки так же, как и в нашем, посрамляют хищников, сказочные герои одолевают злодеев, словом, добро побеждает зло. Дети день за днем осваивали сериалы комиксов, а мне было больно за нашу сегодняшнюю анимацию, попавшую в омут кризиса. А ведь совсем недавно мы на равных конкурировали с Западом: достаточно посмотреть «Капитана Врунгеля» Д.Черкасского или «Энеиду» В.Дахно.
В телемультипанораме явно не хватало толкового проводника, который сообщал бы детям, где, когда и кем сделана та или иная лента. И еще не худо бы совместно планировать время показа на разных каналах, чтобы рыцари магического света с первой программы не сталкивались в эфире с трансформерами из ICTV. А еще лучше - отдать детям один канал полностью.
Но это на будущее... Пока же обратимся к оригинальным передачам, созданным самим ТВ, и выделим те, которым удалось выйти на теснейший контакт с ребячьей аудиторией.
Многоголосые «Выбрики» проходят шумно и неуправляемо. Но так только кажется. Автор и ведущий Константин Грубич строит их по всем законам драматургии. На экране гость студии отвечает на вопросы собравшихся юношей и девушек. Но каждый раз - гость интересен, а ребята любопытны - смотришь, не оторваться.
Известный киевский кулинар Геворк Налбандян наглядно доказывает, что в его работе творчества и вдохновения не меньше, чем в труде композитора или художника. Еще бы! «Первый настоящий шашлык в Киеве жарил я!»
В другом выпуске гость студии Вячеслав Слюсаренко, украинец - буддийский монах, побывавший с миротворческой миссией в Чечне. Его взволнованный рассказ буквально потрясает слушателей. Грубич обращается к одному из них:
- Предположим, ты солдат и получаешь приказ стрелять в мирных жителей...
- Нет.
- А трибунал?
- Лучше умереть самому.
Попробуй разберись - познавательная, развлекательная или публицистическая это передача. Уверен в одном: она необходима.
В «Фант-лото «Надежда» бал правит Анатолий Матвийчук. Он празднично выглядит, он поет, острит, читает стихи и мастерски ведет самое главное телешоу в Украине. Просторный зрительно-танцевальный зал столицы, чудо- свето- и звукотехника, нарядные костюмы - поистину, лучшее - детям! А они - юные певцы, танцоры, поэты из Львова и Боярки, Одессы и Кобеляк - сплошь талантливы, и все заслуживают наивысших наград. Кого-то выделит солидное профессиональное жюри? Я бы удостоил гран-при телеэнтузиастов, в трудных условиях создающих ежемесячный праздник - редакторов, администраторов, режиссеров, операторов. И, конечно, спонсоров, вкладывающих душу и средства в самое нужное дело - в культуру Украины XXI столетия.
Несколько ложек дегтя. Всемирный успех «Мапет-шоу» соблазнил создателей нашего кукольного шоу «Веселый рынок». Увы! Замечательные куклы пока многословны, косноязычны и дурными голосами разыгрывают скучноватые истории. Рынок невеселый.
Удручает и сериал «Хочу еще!» Вышколенное дитя читает чужие тексты, за 15 минут успевая утомить зрителей однообразной интонацией. «Больше не хочется», - записываю после третьей передачи...
Но вот звучит колыбельная, и малышей приглашают на «Вечернюю сказку». Сколько же выпусков сделано за годы, сколько перепробовано и актеров, и мультиков, и кукол, и картинок! Что еще придумать? А может, не мудрствуя лукаво, отыскать в народе Арину Родионовну или деда Панаса и просто рассказывать украинские, европейские, мировые сюжеты. И пусть это будет единственным случаем, когда столь желанное новаторство необязательно.