В детстве, выпавшем на военные годы, четко помню три мечты: досыта наесться, вернуться в освобожденный Киев и вдоволь насмотреться наших и трофейных взрослых фильмов. Все вроде сбылось. Взять кино. За одну только неделю работяга-телевизор прокручивает среди прочего полторы сотни кинокартин. Порой, как от каши, повалившей из волшебного горшка, хочется сбежать из дому от сказочного изобилия аппетитного киноварева... Но сегодня я - не ребенок. До полного счастья далеко. Подавай мне чего-нибудь особенного, необычного... Думается, не мне одному.
Я ведь мечтал попасть на сеанс в кинотеатре. Кинотеатр - кто не помнит - это такое помещение с залом, где каждые два часа собираются по несколько сотен человек, чтобы вместе следить за судьбами экранных героев, вместе смеяться и грустить, вместе умиляться и ахать от неожиданностей, вместе дышать...
С этим покончено. Сегодня почти у каждого свой экран, свой репертуар, свой бесконечный сеанс. Совсем другое кино.
Да и мы - другие. Грандиозные взлеты совковой киноконъюнктуры прошлых лет встречаем иронической улыбкой, а то и вовсе не приемлем. Сходившее за верное отражение жизни соцреалистическое вранье все чаще враньем и называем, невзирая на прославленные названия и именитые титры. Мы ведь из соседних телеразоблачений уже знаем правду. Умом знаем, а сердцу не прикажешь. То и дело подступает ностальгия по ушедшей юности или захватит яркая игра актеров. Это у стариков. А молодые, поддавшись киноиллюзии, спросят:
- Что ж тут плохого?..
С наименьшими потерями прошли многолетний марафон прежде битые за мелкотемье и безыдейность фильмы на семейные темы и комедии. Первые благодаря тому, что радости и горести любви остаются, в общем, прежними. Что же до комедий, то сатирические являются свидетельством честности и смелости создателей (Г.Данелия, Э.Рязанов, М.Захаров), а зубоскальные показывают, что авторы их, не поддаваясь общему порыву, хотя бы не лицемерили (Л.Гайдай).
Но сегодня это - фильмы ближнего зарубежья. Отечественные же, украинские, большей частью отброшены на полки кинохранилищ по причине, мягко говоря, одностороннего, а говоря прямо, заведомо ложного представления истории и жизненных реалий.
Плохи были бы наши дела, если бы не «гуманитарная кинопомощь», щедро заполнившая наши телеприлавки. Но с импортом дела лишь усложняются. Девяносто процентов экранной продукции, питающей малые экраны, по любым меркам не могут удовлетворить вкус культурного современника, ответить на его духовные запросы.
Освободим от критической атаки редкие шедевры киноклассики (Феллини, Бергман, Коппола), десятки просто высококлассных фильмов и останемся наедине с сотнями внешне современных и дремучих по сути киноподелок. Любовь в космосе; кибер-ликвидатор из будущего в нашем времени; люди, владеющие телекинезом, используются в военных целях; машина превращает людей в зомби; на Земле не осталось мужчин, способных к размножению; инопланетные уроды влазят в человеческие тела; кланы вампиров орудуют в городах и т.д. и т.п.
При самой добродушной оценке этой продукции поневоле обратишься к банальной, но, увы, справедливой формуле - «стихия кошмаров, секса и насилия».
Длительный период ханжества, бесполого искусства (у нас нет секса!) сменился несдержанным половым хулиганством на домашних экранах. Эротические сцены уже смотрятся равнодушно, как пейзажи или натюрморты. Сексуальные маньяки, всевозможные извращенцы, лесбиянки, бисексуалы прочно заняли места лирических героев прежних кинороманов. Грустно, девушки! - как говаривал Остап Бендер.
Когда критики сетуют на обилие крови на экранах, оппоненты возражают:
- Перечитайте Шекспира, там убийств больше, чем в наших фильмах!
Забывая, что в шекспировском театре после каждого «кровавого» эпизода «убитые» вскакивали на ноги и под смех зрителей убегали переодеваться к следующей сцене. В современных же фильмах перед тем, как убить, противника так достоверно «метелят», так убедительно кровавят, что зритель не уверен, выживет ли артист после столь основательной обработки.
Кинодраки возбуждают пацанов. Воображение перевоплощает их в героев, избивающих «злодеев». И никогда в избиваемых.
Человеческая жизнь на экране сегодня стоит недорого. Страшно, что эта инфляция самой большей на свете ценности перекочевывает с наших малых экранов в нашу большую действительность. Возможно, зарубежное кино, подогревая боевой дух сограждан, компенсирует отсутствие войн на своих территориях пальбой на экранах. Нам бы постучать трижды по ящикам ТВ - вокруг ведь не только тишь и благодать...
...Я лишь походя задел несколько больных тем, нуждающихся в серьезном рассмотрении. Крайне необходимо телезрителям, молодым и старшим, выслушать по этим поводам мнение авторитетного и разбирающегося Ведущего - штурмана в бурном киноморе. Такие специалисты нового типа уже занимают свое важное место на Украинском телевидении. Это, прежде всего, Ю.Макаров, Л.Каблукова и А.Борсук, умные и разные, современные и тонко оценивающие прошлое, не только киноведы, но и чуткие собеседники...
В заключение о наболевшем.
Кинопродукция остается основным материалом нашего телевидения.
Зритель ждет нового слова украинского кино.
Отечественное кино ждет новых сценаристов, режиссеров, операторов, актеров.
Но, по последним сведениям, киностудии стоят, кинофакультет театрального института прикрыт: «Кина не будет!»
А телевидение?