Возможно, в скором будущем жители и гости Хмельницкого станут свидетелями строительства первого не только в областном центре, но и на Подолье необычного для наших широт сооружения — мечети.
Впрочем, во имя исторической справедливости надо отметить, что когда-то минарет уже возвышался над нашей землей. Было это в 1672 году, когда Подолье оказалось во власти турок. За 27 лет господствования они многое переиначили на свой лад. В частности, в Каменец-Подольском многие христианские церкви превратили в мечети. Больше всего не повезло Кафедральному костелу на центральной площади старого города, которому уже тогда было около сотни лет. По задумке янычар, величественное сооружение должно было полностью поменять свою «ориентацию» и стать главной мечетью Подолья. Для этого с западной стороны к нему достроили минарет и убрали все символы христианства. Когда же в 1699 году в город вновь пришли поляки, им пришлось основательно потрудиться, чтобы вернуть Кафедральному костелу «столицы подольского воеводства» прежний, подобающий статусу, внешний вид. Минарет решили не сносить, а место шееха — глашатая, который с вершины башни призывал правоверных мусульман на молитву, в 1756 году заняла бронзовая статуя Мадонны. И это стало своеобразным символом победы христиан над мусульманами.
К счастью, в наши дни подобного противостояния религий не наблюдается. Вотчина украинских мусульман — Крым. В других регионах страны поклонники пророка Магомета настолько малочисленны, что никакой угрозы в плане возможного ослабления плотных рядов христианства представлять не могут. Другое дело — настороженное восприятие экстремистских течений ислама политиками или же страх простого обывателя перед религией, которая для многих ассоциируется с нетерпимостью к иноверцам и агрессией…
— Все эти страхи не имеют под собой никаких оснований, — говорит наш собеседник Рахим Фазил, шейх мусульманской общины Хмельницкого. — Ислам — одна из самых миролюбивых религий на планете. А что касается экстремистов и людей, которые неверно трактуют слова Учителя, то невежество — это беда для любой веры.
Рахим Фазил родился в 1963 году в городке Хост, что на юге Афганистана. Ислам изучал в школе, где учение Великого пророка — один из основных и самых сложных предметов. Не оставалась в стороне от религиозного воспитания и семья, где Коран всегда был настольной книгой. В 1987 году Фазил поступил в Хмельницкое медицинское училище. После его окончания несколько лет работал в областном тубдиспансере. Сегодня же он — частный предприниматель. Большую часть времени проводит на приусадебном участке и на вещевом рынке. Женат на украинке, имеет сына десяти лет.
— Так случилось, что об идее создания в Хмельницком мусульманской общины мы всерьез заговорили в скорбный летний день 1999 года, — говорит Рахим. — Тогда в городе умерла набожная женщина, которая всю свою жизнь старалась блюсти законы ислама. Выполняя последнюю волю покойной, родственники и знакомые приложили немало усилий, чтобы похоронить ее по всем канонам. Однако самое важное правило выполнить так и не удалось. Дело в том, что покойник должен лежать в могиле обязательно лицом в сторону святая святых для мусульман — городу Мекке, что в Саудовской Аравии. Но планировка кладбища не позволяла этого сделать, и женщина обрела вечный покой не так, как это предписывает Коран…
Сразу после похорон группа последователей ислама всерьез решила добиваться выделения на любом из шести действующих городских кладбищ мусульманского сектора, где можно было бы поставить небольшое сооружение для защиты от дождя и ветра, чтобы спокойно прочесть молитву, попрощаться с умершим и, естественно, похоронить его подобающим образом. «Так как людей, почитающих Аллаха, в областном центре не так уж и много, то и земли много не понадобится, а значит, проблем быть не должно…», — думали инициаторы создания сектора, собираясь на прием к городским властям.
Впрочем, визит был временно отложен. «Просьба будет иметь гораздо больший вес, если будет исходить от зарегистрированной по всем правилам религиозной общины», — решили они, и в канун 2000 года Фазил Рахим отправился к начальнику управления по делам религии и миграции Юрию Блажевичу.
— Юрий Иванович с пониманием отнесся к нам и очень помог, — вспоминает Рахим. — Первым делом позвонил своим коллегам в соседние области — узнать об опыте регистрации подобных общин. Однако, как выяснилось, подсказать ему ничего не могут — хмельницкие мусульмане первыми в регионе изъявили желание получить официальный статус. Затем был звонок в киевское Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). Там нам пообещали всяческое содействие.
21 февраля 2000 года община была зарегистрирована. В арендуемой на два часа в неделю комнате в одном из городских детских садов стали собираться братья по вере, чтобы вместе славить Аллаха. Конечно, «исполняющий обязанности» мечети музыкальный зал дошкольного учреждения — малопригодное для этого место. Но хмельницкие мусульмане радовались и этому. Здесь можно создать хоть какие-то условия для обязательного празднично-пятничного намаза. Например, сделать так, чтобы в зал к молящимся никто не входил в грязной обуви, что по исламским законам очень важно. Можно помолиться в кругу единоверцев. Послушать проповедь, притчи, Коран и другие священные книги, которые читает сам Рахим. В общине он один из немногих, кто знает арабский, поэтому, прочитав небольшой фрагмент, тут же переводит его на русский, который здесь является языком общения.
Сейчас на пятничный намаз приходят до 30 человек, а на большие праздники собираются более 70. Преобладают среди них азербайджанцы, чуть меньше афганцев. Есть также татары, турки, дагестанцы и чеченцы. Многие верующие приходят с детьми.
Бытует мнение, что слабому полу закрыта дорога в мечеть. Однако это в корне неверно. Просто присутствие женщин в мечети должно соответствовать некоторым правилам. Стоящая на коленях и бьющая челом женщина не должна попадать в поле зрение сильной половины — ведь это невольно отвлекает от молитвы. Поэтому мусульманки совершают священный обряд либо за специальной ширмой, либо позади мужчин.
Но вернемся к истории общины. После официальной регистрации подольские мусульмане решили не ограничиваться организацией своего сектора на кладбище, а пойти дальше — построить мечеть. Их поддержали в Духовном управлении мусульман Украины, пообещав не только предоставить финансовую, проектную и моральную поддержку, но и по окончании строительства прислать в город настоящего имама — выпускника Киевского исламского университета, учащиеся которого уже не раз приезжали в общину на практику.
Хмельницкая мечеть задумана совсем небольшой, скромной в убранстве и атрибутике, можно сказать, аскетичной. Планируется, что, кроме одного или двух невысоких минаретов, будет небольшая комната, где можно снять обувь и совершить обязательный ритуал омовения, небольшой зал для молебнов да помещение для изучения ислама в воскресной школе. А из архитектурных «излишеств» необходима лишь выемка в стене, что на арабском называется «мембар», указывающая направление на Мекку. По словам Фазила, среди прихожан достаточно состоятельных людей, обещавших финансировать строительство.
Община не видит причин, по которым местные власти могут отказать в предоставлении земли под строительство. Ведь, по заверениям Рахима, мусульман устраивает любой участок в пределах города, лишь бы к нему можно было подвести коммуникации и он не соседствовал с увеселительными заведениями. Кроме того, Фазил не без основания считает, что подобное необычное сооружение станет еще одной достопримечательностью и даже украшением областного центра.
Но суждено ли сбыться мечтам Рахима и его единоверцев, неизвестно. Во всяком случае, еще в марте прошлого года он обращался к мэру с просьбой о выделении земельных участков под мечеть и сектор на кладбище. Его письмо было подкреплено ходатайствами от областного управления по вопросам национальностей, миграций и религий и Духовного управления мусульман. Спустя три месяца Рахим получил ответ, подписанный главным архитектором города Гавриляком: вопрос, в силу «специфичности», не может рассматриваться без его личного присутствия. Но когда и где планируется принять решение, так и осталось неизвестным. Хотя, как утверждает Рахим, в личной беседе Гавриляк подтвердил, что не видит причин, препятствующих воплощению в жизнь планов общины.
Что же касается вопроса выделения земли на кладбище, то в октябре прошлого года Фазил получил из Департамента жилищно-коммунального хозяйства письмо с отказом. Дословно это звучало так: «Видiлення окремих земельних дiлянок для здiйснення поховань померлих громадян за релiгiйною ознакою дiючим законодавством України не передбачене».
В городском коммунальном хозяйстве нам сообщили следующее: со дня открытия в 1964 году Центрального городского кладбища там существовали офицерский сектор — для захоронения военнослужащих в звании не ниже майора, детский — для малышей, умерших в возрасте до 5 лет, а также католический, православный и иудейский. Однако в 1977 году пришло распоряжение о соединении последних трех секторов в один — интернациональный. Но, как говорится, нет правил без исключений.
Набожные католики все чаще стали обретать вечный покой на одном из кладбищ в пригороде города, близ костела, которое со временем стали называть «католическим». А евреи принялись «бомбить» власть, в том числе и республиканскую, письмами-просьбами о сохранении за ними привычного сектора на центральном кладбище. В итоге появилось новое распоряжение, предписывающее выискать резервы и продолжать предавать иудеев земле на традиционном для них участке. И с тех пор ни одной еврейской семье не было отказано в просьбе похоронить прах родственника именно здесь.
Что же касается мусульман, то маловероятно, что их задумки в ближайшем будущем воплотятся в жизнь. Нормативные акты, накладывающие запрет на желание родственников хоронить умерших рядом с земляками и единоверцами, имеют республиканский статус. А значит, городским и областным властям нарушать порядок на свой страх и риск будет непросто, а договориться с киевскими чиновниками — еще сложнее. Правда, сейчас на рассмотрении в Верховном Раде находится новый закон о кладбищах. Возможно, с его принятием законодатели откажутся от практики посмертной «уравниловки».
Надо отметить, что ссылки чиновников на всевозможные законные препоны, препятствующие решению их проблем, члены общины считают малоубедительными, можно сказать, искусственными. Было бы у власти желание, вопрос можно было бы давно решить, заявляют они. Ведь не секрет, что мусульманские кладбища существуют в Киевской, Львовской, Николаевской и ряде других областей.
Складывается впечатление, что городская власть не очень то торопится идти навстречу желаниям мусульман. Возможно, начало строительства в Хмельницком мечети и выделение земли под мусульманское кладбище в разгар антитеррористической кампании может быть воспринято чуть ли не как знак солидарности с религией, попавшей в немилость мировой общественности. Должно быть, клеймо «сочувствующих террористам» и противопоставление себя «прогрессивному человечеству» не входит в планы далекой от большой политики Хмельницкой мэрии.