Мечтая о будущем своего ребенка, многие родители видят его специалистом с дипломом о высшем образовании. Прямо скажем, это далеко не всегда оправданно: сегодня намного проще найти работу как раз тем, кто имеет в руках конкретную специальность. Однако, если уж речь зашла именно о получении высшего образования, то и тут не стоит гнаться за модой, «поступая» ребенка в престижный вуз. Ведь престижность той или иной профессии далеко не всегда говорит о ее востребованности на рынке труда и наоборот: владельцу, казалось бы, немодного диплома иной раз легче найти хорошо оплачиваемую работу, чем дипломированному юристу, экономисту или программисту. Весьма красноречиво о таких тенденциях свидетельствуют списки вакансий, поступающих в различные кадровые агентства непосредственно от работодателей.
Так, больше всего свободных мест, зарегистрированных в 2003 году в Киевском молодежном центре труда, относились к области общественного питания, сфере торговли и строительства. Почти вдвое меньше, чем «пищевиков», требовалось бухгалтеров и финансистов, менеджеров по сбыту, деловодству и административной работе, более чем вчетверо — специалистов по информационным технологиям и руководящих кадров.
— Еще лет пять назад, — комментирует генеральный директор центра Валерий Ярошенко, — ни одна свободная вакансия бухгалтера не задерживалась: это было время массового создания малых предприятий. Сегодня этот бум прошел, но вузы набрали обороты, и массово выпускают юристов, бухгалтеров и экономистов. В результате получается переизбыток таких специалистов. Мне кажется, что отдавать на откуп рыночных отношений образование нельзя. Нужно хорошо просчитывать, что же будет у нас через пять–десять лет.
Сегодня легко найти работу не просто менеджеру, а квалифицированному менеджеру по продажам или специалисту в одной из строительных профессий. Реально трудоустроить технолога производства: пивоваренного, кондитерского, швейного. То есть легче всего обеспечить работой выпускников с дипломами по специальностям, относящимся к наиболее развивающимся отраслям экономики: общественному питанию, строительству и торговле.
Если такой специалист имеет еще и практический опыт, то на рынке труда он всегда будет востребован. Поэтому нужно, чтобы студент старших курсов постепенно адаптировался в ту сферу деятельности, в которой собирается затем работать. Ждать окончания вуза и лишь потом начинать искать работу — заранее проигрышный вариант.
Та практика или стажировка, которую студенты проходят во время учебы, часто совершенно недостаточна: как по времени, отведенному на нее, так и по работе, которую выполняет на производстве практикант. Многие вузы и вовсе не имеют средств для того, чтобы посылать своих старшекурсников на практику. В результате выпускник выходит с хорошими теоретическими знаниями, но без практической подготовки, что делает его абсолютно неконкурентоспособным.
Поэтому, на мой взгляд, рейтинг вузов нужно определять не по числу абитуриентов, как это было раньше, а по количеству трудоустроенных по специальности выпускников. Это мировая практика.
Если опять-таки отталкиваться от работодателей, то они отдают предпочтение выпускникам классических высших учебных заведений, а не тех, которые попытались приспособиться к веяниям времени. Например, юриста с дипломом юрфака Киевского национального университета им. Тараса Шевченко предпочтут юристу из какого-нибудь строительного или технологического вуза.
Есть и еще один нюанс, касающийся узких специалистов из авторитетных вузов. Многие из них также не могут найти работу, как, например, филологи, грамотно владеющие языком, в том числе и иностранным. Чтобы устроиться в хорошую фирму, помимо языка, нужно иметь и другие специальные знания — в той области, к которой относится данная фирма. То есть к знанию языка нужно приложить еще и определенную профессию, знание компьютера. Тогда возможность трудоустроиться резко повышается.