В древнем городе Бучаче уже гордо возвышался замок, тяжело поднимались в небо стены монастыря отцов-василиан, когда граф Николай Потоцкий пригласил львовского архитектора Бернарда Меретина спроектировать строительство едва ли не главного объекта города — ратуши. Она будет символизировать величие власти, будет ее лицом и глазами. Прошло несколько лет — и в 1751-м центр города над Стрыпой украсило двухэтажное здание с двухъярусной башней — архитектурное произведение в стиле позднего барокко. Многочисленные вертикальные расчленения своим движением, удивительной игрой светотеней придали ратуши легкость, стройность и динамичность. Один из лучших мастеров того времени, немец по национальности Иоган Георг Пинзель, живший в Бучаче, завершил архитектурное чудо четырнадцатью оригинальными скульптурами. Они воссоздают сюжеты из античной, библейской мифологии, а также украинские народные мотивы: вот, к примеру, Давид убивает Голиафа, рядом — Фемида, богиня справедливости и правосудия, дальше — запорожец, курящий трубку. С другой стороны фасада невольник из последних сил разрывает путы. Среди скульптур есть Геракл, убивающий Гидру, Нептун, укрощающий разгневанное море. Во всех сюжетах читается одна тема — светлое начало, добро побеждает темные силы. Планово-пространственная композиция ратуши сочетается со скульптурами настолько гармонично, что подобных зданий городской власти украинская история не знает.
Часть помещений в XVIII—XIX веках арендовали торговцы, а в комнатах у парадного входа и второго этажа размещались городские учреждения.
Эта уникальная культурно-историческая памятка чудом пережила вихри двух мировых войн. В советские времена здесь были отделы и службы горисполкома, а затем дети постигали художественное мастерство. Затем потомков Пинзеля и Меретина выгнали в другое помещение. Ратуша опустела.
Почему же туристы не могут увидеть восстановленную красоту и величие ратуши? В середине 70-х годов реставрационные работы без глубокого восстановления скорее напоминали косметический ремонт. После второй волны реставрации в конце 80-х объект начал оживать: были отремонтированы фасады, крыша, восстановлен купол, вмонтированы балконы, оштукатурены внутренние стены. Но первозданная красота не вернулась: реставраторы получили всего десятую часть денег, предусмотренных на это госбюджетом. А восемь лет назад общественность получила еще один шанс увидеть ратушу обновленной. Отремонтировали деревянные ступени, воссоздали и металлическую винтовую лестницу на высоту 28 метров, поглощенную пламенем первого пожара в городе в 1865 году. Тогда же группа научных сотрудников Львовского института декоративно-прикладного искусства под руководством известного скульптора, профессора Дмитрия Крвавича восстановила две из семи сохранившихся скульптур ратуши. Но пластическим образам запорожца и невольника было не суждено тешить взоры взволнованных туристов. Причина прозаична — чтобы установить их, снова не хватило денег. Сейчас ратуша потихоньку разрушается. Единственный и постоянный экскурсант здесь — гуляка-ветер, врывающийся через растрескавшиеся окна и двери.
Бучачская ратуша — памятник архитектуры государственного значения. Отсюда следует, что она должна поддерживаться за средства госбюджета. А этот источник финансирования иссяк еще в 1993-м... Из областной казны на реставрацию памяток истории и культуры уже более десяти лет не выделяется ни копейки. «Все, что может районная или городская власть, — долго убеждал городской голова Бучача, — это оказать косвенную помощь реставраторам. Подсобить транспортом, мелкими материалами. И не более». А для завершения всего комплекса реставрационных работ на сегодня требуется еще почти 400 тысяч гривен.
Заведующий райотделом культуры Бучачской райгосадминистрации Олег Трынька высказался кратко и метафорично: «Местным бизнесменам, которые не особо проникаются проблемами культуры, нужно возвращаться сознанием... назад». То есть — изучить и понять, какими были его достойные предшественники, настоящие украинские меценаты, каковым был хотя бы граф Николай Потоцкий. Ведь за его средства в городе над Стрыпой были возведены Покровская церковь и церковь Честного Креста (сохранились по сей день), монастыри в Бучаче, Зарванице, Городенке, Почаеве, расширилась типография в Почаеве. В его мастерских встречали поддержку известные скульпторы и архитекторы того времени.
Но не до конца отреставрированная ратуша — это, как оказалось, еще полбеды. Ей угрожает и другая стихия — водная. Появление в 50-х годах гидроэлектростанции с дамбой вызвало повышение уровня воды в Стрыпе до 271 см. Старые, с австрийских времен, коллекторы неподалеку под землей не в состоянии сдерживать напор грунтовых вод. И во время весенних паводков, летних ливней в подвалах ратуши — нерукотворный бассейн. «Можно за водой сюда ходить», — горько шутят местные жители. И это угроза не только для ратуши, а и всего исторического центра Бучача. Денег же для снижения уровня воды в реке как не было, так и нет.
Поэтому чрезвычайно реалистичной кажется и другая картина: ратуша может не устоять перед природными силами, упасть и... уплыть. На глазах потомков тех, что когда-то лелеяли и возводили эти выдающиеся памятники нашей истории. Так к какому же берегу, дистанцируясь от проблем культуры, приплывем?