В пятницу, на второй день после Вознесения Господнего, во Львове прощались с Борисом Возницким. Героя Украины отпели в одном из древнейших львовских храмов - Кафедральном соборе Покровы Пресвятой Богородицы.
Во вторник, как всегда, Борис Возницкий утром отправился в дальнюю дорогу. В дверях приемной оставил записку «Я поехал в Поморяны. Буду после обеда».
Эта дорога стала последней в жизни выдающегося украинского ученого, Героя Украины, почетного члена Академии искусств Украины, заслуженного работника культуры Украины, генерального директора Львовской национальной галереи искусств.
Около девяти часов утра его автомобиль на большой скорости попал в ДТП между селами Куровичи и Печения Золочевского района.
Очевидцы фатальной трагедии рассказали, что перед аварией голова водителя уже лежала на руле… Причина смерти - сердечный приступ.
Борису Возницкому шел 87 год.
Последние годы жизни почетный гендиректор галереи искусств посвятил идее восстановления ближайшего ему Подгорецкого замка. Минувшая зима была особенно суровой к историческому сооружению. Бывало, из-за финансовых трудностей там отключали свет и сигнализацию. Сотрудники мерзли. А Возницкий ничего не мог сделать. Тяжело переживал неопределенность со средствами на восстановление замка. Восстановленные с большим трудом участки снова приходили в упадок. К тому же шквальный ветер обвалил кровлю на одном из сооружений Золочевского замка. Нужны были средства, строительные материалы. А еще допекали постоянные проблемы с качеством реставрационных работ.
Его мечтой было выиграть конкурс в программе Фонда Р.Ахметова «Динамический музей». Эти средства, по его мнению, могли спасти Подгорецкий замок.
Задумок в светлой голове ученого было так много, что его коллеги удивлялись: откуда он их берет? Называли его мечтателем. Чего только стоила идея соорудить памятник... княгине Ольге неподалеку от Подгорецкого замка! Двадцатиметровую конструкцию взялись выполнить скульптор, народный художник Украины Иван Самотос и архитектор, академик Василий Каменщик. Он был глубоко убежден, что первая христианка Киевской Руси родилась именно в Плиснеске (теперь с. Подгорцы Бродовского района Львовской области).
Не успел…
И разве только этот его замысел остался нереализованным? Десятки и десятки.
В то время как другие занимались бизнесом, накапливали богатство, Борис Возницкий каждую минуту отдавал своему первому и единственному в жизни увлечению - спасению памятников, сохранению культуры, развитию того «пути», который ведет к настоящему Храму.
Богдан Чайковский, директор Львовского исторического музея:
- Смерть Бориса Возницкого - потеря не только для Львовщины, Украины, но в значительной степени - для мирового музейничества. Борис Григорьевич почти 20 лет был президентом украинского отделения ИКОМ. Он активно общался с работниками музеев разных стран мира. Во Львове его называли Музейной иконой. Он был не только символом преданности делу, трудоспособности, настойчивости, но и исключительно честным и порядочным человеком.
Говорю так, потому что 34 года знал его лично. Мы с ним жили по соседству в домах хрущевского типа. Долгие годы до этого Возницкий жил в служебном помещении картинной галереи в одной комнате с дочерью. Только со временем первый секретарь горкома партии Вячеслав Секретарюк, поддерживающий его в музейном деле, предложил ученому эту квартиру. Потому что сам Возницкий никогда ничего не просил.
Все направления искусствоведения - от археологии до современного искусства - были ему доступны. Не говоря уже о музейном деле. Не поверите, но у него не было собственной коллекции! И это с такими возможностями.
Сегодня мало кто соблюдает моральный кодекс. Борис Григорьевич считал, что моральный принцип ИКОМ запрещает музейным работникам держать коллекции. Не потому, что кого-то боялся. Возницкий делал так по убеждению. При этом иногда шутил, что является богатейшим человеком, потому что у него аж три замка!
Говорят, незаменимых людей нет. Но это только половина правды. Нет людей такого уровня, которые бы могли заменить Бориса Григорьевича. И не вижу их в перспективе.
Все президенты Украины считали честью быть знакомыми с ним. Его называли украинским музейным гением. Не случайно ему присвоили звание Героя Украины. В Украине среди музейщиков было только два человека, удостоенных этого высокого звания, - Михаил Сикорский и Борис Возницкий.
Теперь среди живых нет никого.
Он не боялся говорить неприятные для власти вещи. Другое дело, что его слушали, но не слышали. Но Борис Григорьевич не разочаровывался, не опускал рук. Когда не удавалось добиться финансирования, он брал лопату в руки - и работал. Сам строил камины, выкладывал стены. Знаю, как нетерпеливо ждал весну, когда можно было взять лопату и что-то делать. В отпуске он не бывал, очевидно, последних двадцать лет.
Когда у него возникла проблема с ногой и нужна была операция в Германии, его буквально заставили это сделать. Потом долго жаловался, что потерял много времени на эту операцию.
Еще о незаменимых. Если бы не Борис Григорьевич, не знаю, кто бы открыл нам произведения Пинзеля. Теперь Европа их очень ценит. Эти скульптуры уже побывали во многих странах мира. В конце нынешнего года запланирована еще одна зарубежная выставка произведений Пинзеля. Борис Возницкий должен был ехать на их представление...
Еще одна заслуга Бориса Григорьевича - спасение сакрального искусства. Во времена тоталитаризма, когда все делалось по согласованию с партийными руководителями, ему как-то удавалось выполнять свое дело. Тогда десятками закрывали церкви, сжигали иконы. А Возницкий не боялся ездить собирать их и даже реставрировать. И его терпели, потому что даже в те времена признавали его авторитет, честность и порядочность.
Это был очень скромный человек. На разных совещаниях он никогда не выставлял себя. Когда все стремились выступить, Возницкий сидел в углу и что-то писал, рисовал. После этого председательствующий на совещании обращался к нему. И тогда Борис Григорьевич спокойно расставлял все на свои места. Хотя не любил бывать на совещаниях, считал это тратой времени.
Он даже не брал с собой водителя. Ездил на «жигулях». Возможно, то, что он был сам за рулем, и стало причиной трагедии.
Еще при президенте Ющенко Возницкому предложили возглавить «Мистецький Арсенал». Но Борис Григорьевич категорически отказался. Мотивировал это желанием довести до завершения работу со львовскими замками. Он знал: если сделает такой выбор, то потери будут однозначно. Но не хотелось бы завершать на пессимистической ноте. О том, что так может произойти, даже не хочется думать.
Оксана Козинкевич, заведующая отделом старого европейского искусства XIV-XVIII вв. Львовской национальной галереи искусств:
- Борис Григорьевич сам многое делал и не давал сидеть без дела работникам картинной галереи. Никогда не видела его бездействующим. Всегда с карандашом, иногда брал лупу и что-то читал.
Иногда казалось, что говорил утопические, невозможные вещи. Нет! Он видел далеко вперед. Знал, как достичь результата. Однажды я сказала ему, что со школьной скамьи слышала о трех утопистах - Сен-Симоне, Оуэне и Фурье. А он - четвертый. Но, вопреки всему, его утопические замыслы воплощались в жизнь.
Кто бы мог подумать, что Олесский замок, лежавший в руинах, будет восстановлен? А он смог это сделать. Как и вдохнуть жизнь в Золочевский и Подгорецкий замки. Там еще многое надо сделать, особенно в последнем. Хотя государство не выделило на него средств, Борис Возницкий пообещал до сентября нынешнего года завершить работы на первом этаже и открыть его для посетителей.
Сейчас мы с Возницким хотели сделать в Подгорцах выставку копийных коллекций с этого замка. И даже нашли меценатов. Борис Григорьевич говорил, что когда отреставрирует этот замок, то сможет спокойно заниматься садоводством.
В четверг, в Вознесение Господне, мы должны были открывать выставку «Триполье». И он радовался, что меценат Сергей Тарута поможет отремонтировать подвалы дворца Потоцких во Львове, чтобы устроить там выставку.
В среду уже должны были выставлять экспонаты… Во вторник, ужасно усталый, под вечер он пришел еще раз посмотреть, как идут работы. Снова говорили о террасе, мол, надо ее ремонтировать.
Потому ему многое удавалось. Представьте себе, музей насчитывал 17 филиалов. Здесь работало множество разных людей. Одни хотели что-то делать, другие притворялись, что делают. Как-то он рассказал о строителях Шартрского собора. Когда у одного строителя спросили, что он делает, тот ответил, что несет камень, другой - что зарабатывает на жизнь. Зато третий сказал, что строит собор. Так и Борис Григорьевич - он строил Собор. Идей, которыми он жил, хватило бы на десятки проектов.
Богдан Черкес, директор Института архитектуры, академик, член ICOMOS:
- Его подвижническая деятельность на ниве искусства и коллекционирования была бескорыстна. До конца своих дней, царство ему небесное, был человеком, преданным искусству. Чтобы собрать такие колоссальные коллекции искусства, как во Львове, так и в Олесском замке, Золочеве и вообще в Украине, надо было быть невероятно смелым. Он руководствовался принципом: жизнь короткая, а искусство вечное.
Помню как Борис Григорьевич внимательно относился к молодежи. В НУ «Львовская политехника» был совместный проект с картинной галереей, который касался архитектурных обмеров Подгорецкого замка. Эти работы проходили при большой поддержке и при искреннем интересе Б.Возницкого. Он сам вставал на рассвете и первым брался за инструменты.
Борис Григорьевич - редчайший талант, который человек может в себе синтезировать. Это - признание мирового масштаба. Произведения, которые он собрал и сохранил, с которыми мы можем интегрироваться в европейское сообщество, свидетельствуют о том, что этот человек мыслил глобальными масштабами.