2016 год завершился - ушел в прошлое. Но осталось послевкусие: кисло-сладкое, с легкой горечью и манящими запахами. С цифрами и фактами. Что вынес из него благотворительный сектор, и куда будет двигаться дальше?
Цифры и факты свидетельствуют…
В декабре Социологическая служба Центра Разумкова совместно с фондом "Демократические инициативы" по заказу Украинского форума благотворителей провели соцопрос по итогам волонтерской и благотворительной деятельности в 2016 году.
Результаты говорят о том, что в целом особых изменений в активности вовлечения украинцев в благотворительную и волонтерскую деятельность в сравнении с 2015 годом не произошло.
14% населения было вовлечено в волонтерскую деятельность (что даже на 1% больше, чем в 2015 году, когда многие взяли "перерыв" в волонтерстве после активного 2014-го). Правда, существенно сократились временные рамки, выделяемые на эту деятельность. Если в 2015-м 23% добровольцев выделяли на свою волонтерскую деятельность несколько часов в неделю, то в прошлом году такую активность проявили лишь 11% волонтеров. Количество тех, кто волонтерил по несколько часов в месяц, сократилось с 35 до 27%. Однако радует тот факт, что показатель тех, кто волонтерит ежедневно, не изменился и составляет 5%.
Готовность оказывать финансовую поддержку различным благотворительным инициативам в 2016 году проявили 37% украинцев, что на 4% меньше чем в 2015-м. Этот небольшой спад можно объяснить ухудшением экономической ситуации в украинских семьях, однако он не идет ни в какие сравнения с тем сокращением пожертвований, которые произошли в 2015 году (об этом речь пойдет чуть позже).
Наиболее распространенными видами благотворительной помощи в 2016 году стали пожертвования через благотворительные копилки (51%), помощь наличными средствами напрямую нуждающимся (28%), благотворительные пожертвования в церкви (21%), перевод процентов от зарплаты на благотворительность (20%).
Позитивом 2016-го стало увеличение размера благотворительного пожертвования. Наибольшее количество опрошенных (27%) сделали пожертвование в размере от 100 до 300 грн. В 2015 году такое же количество человек пожертвовали от 50 до 100 грн. Однако практически половина всех пожертвований, как и ранее, составила менее 100 грн.
Как и в последние два года, приоритетом для благотворительных пожертвований остается поддержка армии, включая помощь раненым. Однако прослеживается четкая тенденция к снижению: 31% благотворителей поддержали это направление в 2016 году (в 2015-м - 39%, в 2014-ом - 77). Так же существенно снизился показатель помощи внутренне перемещенным лицам - с 7% в 2015 году до 4 в 2016-м. Соответственно возросли объемы помощи больным и людям с инвалидностью (18%), детям-сиротам (12), людям в сложных жизненных обстоятельствах (10%).
Позитивом 2016 года стало наглядное оживление "невоенной" благотворительной деятельности бизнеса, причем не только транснациональных и национальных компаний, но и среднего и малого бизнеса. 15% респондентов ответили, что принимали участие в благотворительных акциях компаний, в которых работают.
Так, компания Uber, которая лишь в начале осени появилась на рынке Киева, уже в декабре успела выйти в лидеры благотворительности среди своих коллег из 65 городов мира в рамках программы UberGiving. Чтобы передать вещи в благотворительный фонд "Каритас Киев", автомобили Uber вызвали 6,5 тысяч киевлян (на втором месте Минск с 1050 вызовами, на третьем - города Великобритании и Казахстана).
Хотя показатели вовлечения украинцев в благотворительность остаются для нас достаточно высокими, в мировом индексе благотворительности, презентованном международной организацией Charity Aid Foundation в декабре 2016 года, Украина сдвинулись с 89-й позиции, которую занимала в 2015 году, на 106-ю, то есть практически вернулась в домайданный период.
Завеса приоткрывается
В прошлом году, благодаря депутатскому запросу в Государственную фискальную службу, впервые удалось приоткрыть завесу над общим состоянием дел в благотворительных организациях и получить первое представление об общих объемах и раскладах в этой сфере.
В 2015 году, по данным Государственной фискальной службы, 9,5 тысячи благотворительных организаций потратили на благотворительные программы 9 434 380 442 грн. При этом, по данным Государственной регистрационной службы, на начало 2016-го в Украине было зарегистрировано более 15 тысяч благотворительных фондов и организаций. Где отчеты остальных 5,5 тысячи организаций - неизвестно.
К июлю 2017-го все общественные и благотворительные организации должны пройти обязательную государственную перерегистрацию. И есть надежда, что уже к середине этого года у нас появится более реальный реестр благотворительных организаций, существующих не на бумаге, а на практике.
Наибольший интерес вызывает ТОП-100 фондов, потративших самые крупные суммы на благотворительные программы в 2015 году, предоставленный фискальной службой. Двенадцать из них стали также участниками Национального рейтинга благотворителей (проведенный Украинским форумом благотворителей) и открыли свои финансовые показатели. Имея четкие финансовые результаты рейтинга и перечень фондов от ДФС, можно провести определенные математические подсчеты.
Цифры говорят о том, что ТОП-100 фондов потратили вместе на благотворительные программы около 6 млрд грн, то есть покрыли 2/3 всех благотворительных расходов 2015 года.
Треть всех официальных благотворительных расходов в Украине в 2015 году приходится на долю первой пятерки списка: МБФ "Альянс общественного здоровья", БФ Рината Ахметова "Развитие Украины", БО "Сеть", БФ "Цветущий край", МФ "Возрождение".
В топ-100 ДФС вошли несколько фондов частных благотворителей (кроме Рината Ахметова, это фонды Виктора Пинчука и Елены Пинчук "АнтиСПИД", фонд Игоря Палицы), ряд корпоративных фондов (фонд "Укрепление громад", фонд агрохолдинга "Мрия", благотворительный фонд "Фармак" и т.д.).
Обширные благотворительные программы осуществляются сетью фондов, поддерживающих еврейское население в Украине, а также фондами, привлекающими средства для поддержки социально уязвимых групп. Так, сеть фондов "Каритас", благодаря поддержке диаспоры и западным партнерам, оказала значительную помощь внутренне перемещенным лицам с оккупированных территорий Украины, а фонды "СОС - детские деревни Украины", "Благополучие детей" с помощью зарубежных партнеров оказывают поддержку программам деинституализации детей-сирот и помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации.
Позитивным фактом является присутствие в составе ТОП-100 фондов, привлекающих ресурсы преимущественно путем массового фандрейзинга от широкого круга частных и корпоративных благотворителей, например, Украинская биржа благотворительности, Украинский фонд помощи, фонд "Таблеточки".
К сожалению, не обошлось и без "ложки дегтя". Приблизительно пятая часть фондов из списка ФДС не имеют ни собственного сайта, ни Фейсбук-страницы. И найти информацию о том, чем занимается фонд, практически невозможно. Большинство фондов, о которых почти отсутствует публичная информация, связаны с медицинской сферой.
Анализируя цифры, можно спрогнозировать, что весь основной благотворительный бюджет Украины по большей части покрывается 500–1000 организациями.
Диалог с государством - попытка №2
В феврале 2016 года президент Украины утвердил Национальную стратегию содействия развитию гражданского общества на 2016–2020 годы. Эта стратегия определила основные задачи, которые должны быть реализованы на государственном уровне для вовлечения общественности в управление государством, создания благоприятных условий для развития общественных и благотворительных организаций.
Первый подобный документ был разработан, как ни странно, еще при администрации Януковича. Тогда же был создан первый Координационный совет содействия развитию гражданского общества из числа представителей министерств и общественности, задачей которого было определять приоритетные шаги правительства, необходимые для поддержки общественной активности. На практике первая стратегия осталась практически декларативной бумажкой, поскольку реализация первоочередных задач, определенных Координационным советом (его общественной частью), блокировалась на уровне Кабмина и Верховной Рады.
Вступив в должность президента, Петр Порошенко еще в первые месяцы своего правления ликвидировал и Координационный совет, и стратегию. Однако под давлением международных структур в 2016 году была утверждена обновленная стратегия и создан новый Координационный совет, первая рабочая встреча которого состоялась в декабре 2016-го.
Для представителей общественных и благотворительных организаций - это едва ли не единственная площадка, чтобы донести чиновникам информацию о тех проблемах и вызовах, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, и которые под силу решить лишь на уровне Администрации президента и Кабинета министров Украины.
Сейчас среди первоочередных вопросов это: вопрос перерегистрации и получения обновленного статуса неприбыльности общественными и благотворительными организациями, запуск в Украине смс-благотворительности, принятие Министерством социальной политики адекватного Приказа о признании груза и средств гуманитарной помощью (который не препятствовал бы оказанию гуманитарной помощи в "серой" зоне и на оккупированных территориях), выработка общей стратегии по либерализации налогового законодательства с Минфином и т.д.
Вопросов для обсуждения и решения - много. Ведь уже год как в ВР "висит" новый законопроект о "Гуманитарной помощи в кризисной ситуации", разработанный гуманитарными отделами ООН, ЕС, Международным Красным Крестом в соответствии с международными стандартами оказания гуманитарной помощи. В конце ноября коалицией благотворительных и общественных организаций при содействии Реанимационного пакета реформ в Верховной Раде были зарегистрированы правки к Налоговому кодексу, которые дали бы возможность запустить в Украине механизм "процентной" филантропии, позволяющий гражданам перечислять 1–3% от налога на прибыль физического лица не государству, а на поддержку определенной общественной или благотворительной организации (в странах Восточной Европы этот механизм работает в течение многих лет). ВР успешно "заблокировала" правки.
Встреча Координационного совета состоялась, стороны обменялись мнениями и определили приоритетные вопросы. Нужно отдать должное: в Украине сегодня созданы достаточно демократические условия для деятельности организаций гражданского общества, что выгодно отличает ее от ситуации, складывающейся в других регионах мира.
2017 год покажет, насколько декларативная готовность лидеров государства к диалогу и совместным действиям реализуется на практике.
Новинки сезона моды
на благотворительность
Мода существует в двух проявлениях: от кутюр (цель - вызывать восторг и задавать направление) и прет-а-порте (цель - на волне высокой моды, через возможность почувствовать себя частью бренда, влиться в гардероб среднего класса, а не только высоких ценителей и людей с заоблачными возможностями).
2016-й стал для сектора благотворительности годом укоренения "прет-а-порте": красивые и качественные добрые дела стали интересными и доступными среднему украинцу благодаря зрелищным акциям и показательному примеру лидеров мнений. Вслед за "звездами" все больше "обычных" людей отказываются от праздничных подарков в пользу благотворительных фондов, а движение "благотворительность вместо сувениров", корпоративное волонтерство теперь характеризуют не только и не столько корпорации, сколько малый и средний бизнес.
Благотворительные пробеги, регаты, заплывы, балы, концерты, аукционы в больших городах становятся привычным и желанным проведением досуга и тим-билдинга, причем мода на благотворительность с удовольствием и пользой распространяется все дальше от мегаполисов, на уровень средних и маленьких громад.
В 2016-м "звезды" уже не просто "примеряли" благотворительность, они все чаще вовлекали в искусство творения добра, показывали, что помогать интересно и осмысленно может каждый. На "Кураж Базаре", организованном Украинской биржей благотворительности, не просто продавали модные вещи, но и учили покупателей красиво сочетать и носить трендовую одежду и аксессуары. Ивент-агентство Ideal Secret могло бы просто перечислить нужную сумму на лечение порока сердца у девяти детей. Но вместо этого оно вовлекло в благотворительность сотни людей: компания перечисляла 50 грн на покупку окклюдеров за каждый Facebook-пост с видом из окна и хэштегом #откройокно.
Социальный эксперимент "Сомнение Challenge" - это 7-недельная школа здоровой жизни, занимаясь в которой, помогаешь себе и тем, кому еще труднее. Известные люди учились спортивному бегу у профессиональных тренеров и показали свои результаты (5- или 10-километровая дистанция в День Независимости, в рамках Благотворительного забега в вышиванках). Часть платы за участие в "Сомнение Challenge" и сборы в рамках забега - 60 тыс. грн - были перечислены беговому клубу для людей с пороками зрения Guide Runner. Это его годовой бюджет.
Такая форма деятельности - не благотворительность в чистом виде. Она приобретает черты социального предпринимательства, когда миссией бизнеса является решение социальной проблемы. Именно 2016 год дал новый толчок распространению концепции социального предпринимательства в Украине. С начала 2000-х было уже несколько попыток международных программ технической помощи запустить этот "вирус" в Украине. Но эффективность была практически нулевая - лишь единицы созданных социальных предприятий продолжают свою работу сегодня.
Сейчас же спрос пошел снизу. Все больше и больше руководителей неприбыльных организаций и компаний задумываются о том, как создать устойчивый бизнес, решающий определенные социальные вызовы.
Одним из ответов на эту потребность стал совместный запуск Украинским форумом благотворителей и креативным пространством "Часопыс" Международной школы социального предпринимательства SeLab, результаты которой, готовые бизнес-модели, будут представлены уже 16 февраля на Международной конференции "Социальные инновации: новые решения старых проблем".
Не без ложки дегтя
В то время как одни люди и организации все глубже окунаются в мир филантропии, пытаются зрить в корень проблем, а не бороться с последствиями, другие либо вставляют палки в колеса благотворителей, либо же пытаются не замечать социальных недугов в своей громаде и стране. Так, 2016-й стал последним годом работы Благотворительного фонда "Социальное партнерство". В 2018-м он мог бы отметить 20-летие благотворительной деятельности, но - увы! - теперь профессионалы социальной работы будут работать с самым дном городской жизни в другой стране, поскольку Киевская горадминистрация решила больше не идти навстречу фонду, и лишила его помещения, где ежедневно получали помощь около двух тысяч бездомных, беднейших семей Киева, одиноких пенсионеров и людей с инвалидностью, а в последние годы - даже вынужденные переселенцы из зоны военного конфликта. Из-за неуступчивости КМГА Киев потерял дневной центр "Стефания", мобильную службу "Социальный патруль", реабилитационный центр для бездомных, круглосуточный пункт обогрева, банк бесплатной одежды. Забыл город и том, что фонд собирал лекарства для раненных бойцов АТО, помогал семьям погибших на Майдане. В Киеве нет больше фонда, который в таких масштабах будет кормить, одевать, отмывать, выводить вшей, стричь, восстанавливать документы и остатки личности тех, кто оказался на маргинесе жизни. Теперь это проблема самих киевлян.
Сюрпризы телекомблаготворительности
2016 год приблизил к воплощению многолетнюю мечту украинских благотворителей - запуск смс-благотворительности. В то время как в большинстве европейских стран, США, Канаде этот инструмент сбора благотворительных пожертвований уже пережил свои наиболее успешные времена и окончательно передал "пальму первенства" онлайн-сборам, отечественные волонтеры и благотворительные институции все еще лелеют надежду на то, что смогут эффективно воспользоваться этим инструментом до того, как Интернет войдет в дом и мобильный телефон каждого украинца.
В октябре Верховная Рада во втором чтении большинством голосов (поддержали абсолютно все политические силы) дала зеленый свет запуску телекомблаготворительности на законодательном уровне, освободив благотворительные текстовые и голосовые сообщения от налогообложения. Успешно закончилась адвокационная кампания Украинского форума благотворителей, длившаяся более трех с половиной лет с момента проведения первой рабочей встречи сотрудников форума с представителями мобильных операторов, во время которой впервые вслух был задан вопрос: что необходимо для запуска смс-благотворительности в Украине? Совместными усилиями юристов и налоговиков, мобильных операторов, юридических компаний, народных депутатов, сотрудников Кабмина, представителей благотворительных организаций были разработаны и приняты необходимые законы.
А уже в декабре Координационный совет по содействию развитию гражданского общества при Администрации президента определил разработку необходимых нормативных подзаконных актов приоритетом Кабмина на первую половину 2017 года. И активная работа по их созданию уже началась.
Теперь задача мобильных операторов - технический запуск смс-благотворительности.
На сегодняшний день в международной практике существуют три основных подхода в организации работы данного инструмента:
- когда каждый мобильный оператор открывает в структуре компании отдельное подразделение, которое полностью занимается координацией процесса выдачи благотворительных номеров/кодовых слов и мониторингом всех благотворительных смс-кампаний;
- мобильные операторы объединяются и поддерживают создание единой платформы под управлением независимой организации (чаще всего неприбыльной, имеющей опыт институционального развития благотворительного сектора), которая занимается администрацией процесса одновременно для всех мобильных операторов (что намного упрощает жизнь волонтерским и благотворительным организациям) и обеспечивает процесс прозрачности и подотчетности всех благотворительных смс-кампаний;
- независимая сторона (бизнес, социальный бизнес или неприбыльная организация) с помощью привлеченных ресурсов сама создает платформу, работающую со всеми операторами, но берущая плату с благотворительных организаций за свои услуги.
9 декабря 2016 года руководители Киевстара, Vodafone Украина, Лайфселл и Укртелекома подписали Меморандум о создании единой для всех операторов платформы. В презентованной дорожной карте запуск платформы запланирован на осень 2017 года. Благотворительный сектор с нетерпением ожидает этого события.
Что дальше?
Сегодня украинцы, как, впрочем, и весь мир, страдают наиболее жестоким "иммунодефицитом" - кризисом ценностей. Людей легко купить и обмануть, легко запугать.
Одна из наиболее значимых функций, которую сегодня, в период общепланетарного иммунодефицита, выполняют благотворительные и волонтерские инициативы, - это формирование общественных ценностей. Любовь к ближнему, готовность прийти на помощь, пожертвовать собственными материальными благами во имя других - высшая общественная и личностная ценность.
Поэтому задача государства и общества всеми силами поддерживать развитие благотворительности и волонтерства: создавать благоприятное законодательное поле для их деятельности, рассказывать вслух и громко о ярких примерах доброты и помощи, формировать "моду" на добрые дела.
И здесь нельзя не согласиться с профессором Украинского католического университета Ярославом Грицаком, который перед Новым годом призвал президента Украины Петра Порошенко публично и громко заниматься благотворительностью: "Не хочу полагаться на слухи. Хочу видеть, как он раздает средства через созданные им благотворительные фонды для помощи беженцам, инвалидам войны, пенсионерам, молодым ученым и самым социально незащищенным слоям населения. Другими словами, наш президент мог бы стать кем-то вроде украинского Сороса или диккенсовского Скруджа, если хотите".