Мы удивляемся успехам скандинавских и соседних с ними стран, завидуем порядку и доверию в их обществах. Но оказывается, «нордический секрет» совсем не в генах, потому что иначе современные скандинавы резали бы всем горло, как это любили делать их предки викинги. Секрет — в системе просвещения, называемой «бильдунг».
Книга The Nordic Secret Лене Андерсен и Томаса Бьоркмана об этом феномене вышла в 2017 году и как раз готовится к изданию на украинском языке. Авторы честно сознаются, что не тот уже бильдунг и нордическое общество уже не то. Дескать, время взяться за образование и воспитание на уровне, достойном ХХІ века, иначе ни скандинавам, ни западному миру, ни планете вообще не справиться с вызовами глобализации, технологизации и информационными войнами новейшей эры метамодерна. Для этого нужен новый человек, который чувствовал бы общественную ответственность уже не на национальном, а на глобальном уровне, и даже на уровне Солнечной системы, поскольку человечество протянуло свои ручонки к Луне и Марсу. Вот поэтому два психолога-философа и взялись за написание книги.
Что же касается нашей «неньки» и ее неразумных детишек, то их чаша бильдунга обошла. Результат налицо — всенародно избранные «антипрезидент» и «антипарламент», упадок государственных учреждений, взаимное недоверие в обществе… Но вы все хорошо знаете сами.
Это что же такое бильдунг, это эпическое сокровище нордических народов?
Вас ист дас «бильдунг»?
В XVIII веке ныне «идеальные» североевропейские страны были преимущественно крестьянскими, монархическими, отсталыми и ужасно бедными. В те времена, скажем, в Швеции родители могли продавать одних своих детей, чтобы прокормить других. Трудно поверить, не так ли? Но бильдунг изменил эти страны до неузнаваемости.
Бильдунг — система просвещения, выстроенная на философии и психологии взросления человека. Это процесс, когда человек индивидуально развивается в течение всей жизни и берет на себя все большую личную ответственность перед семьей, друзьями, соотечественниками, обществом, человечеством, земным шаром и глобальным наследием человечества, перед будущими поколениями. Другая сторона бильдунга — наслаждение все больше возрастающими личными моральными и экзистенциальными свободами.
Ключевое среди этих красивых слов одно — «ответственность». Все искусства, науки, мораль, этика, религия, эстетика, политика, вовлеченные в бильдунг, направлялись на рост в народе ответственности наряду с необходимыми социальными навыками, свободой мысли, достоинством и «чувством единой семьи». 250 лет назад на верхушке нордических обществ были люди, которые со всем прагматизмом осознавали, что феодальная структура вот-вот сломается, а простые люди не готовы к кардинальным изменениям, и это угрожает сокрушительными потрясениями. Пасторы-визионеры, интеллигенция, писатели, политики, некоторые аристократы и члены королевских семей понимали: крестьяне, которые вскоре устремятся в города, должны стать ответственными гражданами. Что интересно, элита стремилась развивать в массе ответственность и сплоченность, но не желала диктовать ей, что думать или делать. Хотела, чтобы население становилось соавтором собственной жизни. Стремилась, чтобы все люди могли думать за себя и высказывать свою позицию каждый раз на более высоком уровне. По-немецки такое развитие личности назвали «бильдунг».
Чтобы лучше постичь этот вариант просвещения, авторы нового исследования приводят пример такого известного киногероя как Форрест Гамп. Его не назовешь очень умным человеком, тут природа его обделила. Но он преодолевает все жизненные испытания благодаря крепкому моральному стрежню, открытости к миру, достоинству, ответственности и другим полезным для окружающих психологическим установкам. Их и добивались от своих учеников «отцы» бильдунга.
Гражданин из «куска мяса»
Кажется, сложно назвать известных философов, просветителей, деятелей церкви, писателей и других интеллектуалов тех времен в Европе, которые стояли бы в стороне от бильдунга, хотя не все они применяли именно это слово. Еще в 1700-х годах вдохновение пришло из Великобритании, от философа Энтони Шефтсбери. В 1774 году Гёте вызвал предромантические «Бурю и натиск» в литературе. Декларация независимости США в 1776-м породила надежды на прогресс в Европе. Французская революция 1789 года всколыхнула надежду на политическую свободу, но ошеломила кровопролитием и принесла разочарование. В спорах и хаосе 1790-х немецкие мыслители развили романтизм. Наполеоновские войны послужили причиной национализма. Возник романтический национализм — главное веяние 1810-х.
Однако в низах все было тихо. В начале XIX века большинство населения не видело дальше собственной семьи и села и не имело представления о людях в других частях своей страны. Более того, не ощущало потребности в развитии, народ нужно было подтолкнуть, показать людям более широкий мир и глубже — их собственную суть. Попытки были, но…
Первым успешным народным педагогом-практиком стал в 1780-е годы швейцарец Иоганн Песталоцци. Этого идеалиста-подвижника, который сам происходил из бедноты, всегда ужасали материальная и духовная нищета. Вдохновили его педагогические труды Руссо, но сначала на практике они дали ужасный результат. Песталоцци достиг успехов, лишь объединив это теоретизирование с собственными пробами и ошибками. В своей народной сельской школе он вел серьезную работу с «головой и сердцем», живя рядом с учениками. Основой этого просвещения были элементарные чтение и письмо и новые методы сельского хозяйства. Но в результате вдруг стал заметен экономический прогресс и преобразование некоторых крестьян из простого «куска мяса» в сознательных людей.
Позже благодаря немецкому идеализму, романтическому национализму и философии бильдунга в нордических странах в 1850-е годы практический бильдунг стал «хитом». Но немецкие идеалы были слишком высоки, чтобы увлечь крестьян. Чтобы достучаться до простонародья, пришлось сначала на законодательном уровне трансформировать школьную систему Дании. Потом поэты мотивами саг и рыцарских подвигов разожгли романтический национализм. Осталось спустить идеалы на землю и воплотить их в жизнь.
Это сделал Кристен Колд — настоящая легенда датской и европейской педагогики, проводник широкого и системного «народного бильдунга». Интересно, что усилия Колда наложились на события гражданской войны, переросшей в войну против Германской конфедерации, которая оккупировала немецкоязычную часть Дании и вызвала волну датского национального подъема. Именно народные школы помогли датчанам выработать деятельный национализм.
Не напрашивается ли параллель с современной Украиной? Революция достоинства, агрессия России, объединение и добровольные жертвы людей ради своей страны, своей нации. К сожалению, без целенаправленного и массированного бильдунга и контрпропаганды все это вылилось в очередное «имеем то, что имеем».
Бильдунг-просвещение переняли другие нордические страны. Следующие 100 лет они мирно превращались из бедных и обездоленных в богатейшие индустриально развитые государства мира. Это удивительная история. Особенно в случае с Финляндией, которая, освободившись в 1918-м из удавки России, благодаря народному бильдунгу всего за 30 лет развилась так, что смогла выстоять против той же России в Зимней войне 1930–1940 годов.
С бильдунгом были связаны такие неоценимые процессы как женская эмансипация, начавшаяся с обучения девушек в народных школах, рабочее движение — с кооперативов и первых профсоюзов, спортивное движение — с объединения молодежи для выполнения модной тогда коллективной гимнастики. Все это так или иначе способствовало ответственности, группированию, росту в собственных глазах, отстаиванию собственных прав. В конце концов, как оказывается, именно скандинавские иммигранты-школьники подтолкнули волну расового освобождения в США через развитие человеческого достоинства в бывших рабах.
Так психология развития повлияла на образ жизни. Это освободило людей, повысило ожидания от себя самих и своих политических лидеров. Помогло справиться со все растущей сложностью жизни. Позволило выработать здоровый национализм, обеспечивший высокий уровень общественного доверия. Народный бильдунг и есть главный «нордический секрет».
Бильдунг, национализм и нацизм
Размышляя об общественном развитии, мы привыкли думать прежде всего о национальных государствах. Но 200 лет назад интеллектуалы мыслили не так. У верхушки каждого общества была более сильная связь с верхушками других обществ за рубежом, чем с бедными земляками. Нынешнее ощущение нации, благодаря которому директора и рядовые работники, профессора и фермеры чувствуют между собой связь — изобретение 1800-х годов.
Авторы книги о бильдунге толкуют национализм как позитив и себя считают страстными скандинавскими националистами. Ведь когда мы своим уровнем сознания и ответственности выходим за рамки семьи, профессионального сообщества или прихода, первой важной и контролируемой средой становится именно нация. Проблему представляет лишь национальный шовинизм, набирающий обороты из-за борьбы против «иных».
И здесь в голову приходит нацистская Германия. Как же эта нордическая (слово скомпрометировал Гитлер) страна, заложившая идейные основы бильдунга, дошла до такой жизни? В этом обвиняют Бисмарка. Как только он объединил в середине ХІХ века Германию, он вместе с окружением осознал, что для объединения люди должны почувствовать себя немцами. Но, боясь восстаний, пошел авторитарным путем. Открытые рабочими школы для взрослых и библиотеки вскоре ликвидировали. Образование для взрослых сосредоточили на ликбезе и профессиональном обучении, о выходе сознания на новые круги общественной принадлежности речи не было. Народ совсем не рассматривали как соавтора истории, он должен был слушать то, что ему говорил «отец» Бисмарк.
А в 1930-е годы господствующей идеологией в Германии стал нацизм — смесь «Бури и натиска» Гёте, романтизма Гельдерлина, национализма Фихте, системы Гегеля, опер Вагнера, сверхчеловека Ницше, оккультизма, коллективизма, антисемитизма и нечеловеческих способов достижения «идеалов». И тесно сплоченная, но лишенная критического мышления и собственной воли нация все это проглотила… и едва ли не съела весь мир.
Бильдунг ХХІ
Если два века назад огромным прорывом стало осознание собственной принадлежности к нации, то сейчас этого, очевидно, мало. Проблема ХХІ века в том, что многие не готовы идентифицировать себя с человечеством, будущими поколениями и планетой как таковой, нести за них ответственность, действовать в их интересах. И это тогда когда каждый «кусок мяса» сегодня имеет технические средства, чтобы выйти на глобальный уровень и преподнести себя. Это настоящий вызов для мира, и он нуждается в новых решениях, новом бильдунге. От этого зависит решение проблем с окружающей средой, войнами, миграциями, финансовыми кризисами.
Но, похоже, украинский «народный бильдунг» (или его отсутствие) даже не до конца ввел нас в круг принадлежности к «нации». У нас учительскую профессию на протяжении десятилетий обесценивали банальным безденежьем. У нас традиционно считали, что главное — экономика и чтобы не было войны, а не культура, духовность и навыки общежития, в результате у нас нет экономики и есть война. У нас Революция достоинства не получила развития из-за ментального разрыва между «продвинутыми» и «обывателями». У нас интеллектуальная элита оторвана от масс и от власти, вместо этого «народный бильдунг» ведут телевизионные комики. Срочно нужно настоящее, интересное и драйвовое культурное и духовное просвещение для широчайших слоев, а в условиях гибридной войны — и системная контрпропаганда. Иначе страшно, и это не шутки. Немедленно надо ознакомиться с чужим бильдунгом, вспомнить свое просвещение и изобрести нечто современное — необходимое сегодня и с перспективой на долгие десятилетия.