Без лица

12 мая, 2017, 16:39 Распечатать Выпуск №17, 13 мая-19 мая

Люди старшего поколения помнят, как тщательно лепила советская пропаганда характеры самых крупных городов. Одесса была черноморской жемчужиной, Киев — златоглавым, Москва — белокаменной, Ленинград — самым вежливым, Севастополь — самым чистым, Харьков — индустриальным... И в этом нет ничего плохого.

Объемно-пространственная композиция «Веселый поезд» (металл, сварка, покраска) в хмельницком кинотеатре «Планета»

Люди старшего поколения помнят, как тщательно лепила советская пропаганда характеры самых крупных городов. Одесса была черноморской жемчужиной, Киев — златоглавым, Москва — белокаменной, Ленинград — самым вежливым, Севастополь — самым чистым, Харьков — индустриальным... 

Людей настолько убеждали этими клише, что все — и чужие, и свои — начинали воспринимать город только в таком образе и дальше так его и развивали.

И в этом нет ничего плохого. Это счастье, когда у села или города свое, самобытное лицо. И нынешней Украине не помешало бы вспомнить тот советский опыт положительных стереотипов в создании своего туристического пространства.

Может, Хмельницкий тогда не потерял бы шанс занять свою особую нишу. Ибо еще с 80-х годов прошлого века здесь появилось то, что отличало город от других среднестатистических областных центров: металлические скульптуры Николая Мазура. Объемно-пространственные композиции, сваренные из металлолома, украшали скверы, площади, заселяли детские площадки — и со временем стали своеобразной изюминкой, туристической визиткой города: таких не было нигде, только в Хмельницком. Со временем к ним присоединились памятники, скульптуры: талант Мазура был настолько ярким, что его проекты чаще всего побеждали на конкурсах. Из-за этого многие из местных коллег его, мягко говоря, недолюбливали: "Не может быть город одного скульптора!" Зато любили горожане, а дети — целыми днями не слазили бы с волшебных драконов-горок, птиц-качелей и разных удивительных рыб и зверей на сказочных площадках. Поэтому местная власть должна была учитывать хвалебное мнение  СМИ и высокую оценку столичных специалистов. Ведь уже первые попытки Мазура дать новую жизнь изношенному и списанному железу — различным агрегатам, поршням, двигателям, рессорам и прочим винтам-трубам-механизмам, — воплощенным с элементами кинематики, по заказу ГАИ, в детском автогородке в городском парке и там же размещенной скульптурной группе "Космос", были настолько удачны и неординарны, что удостоились в 1988 г. республиканской премии имени Николая Островского. Еще бы: 13 металлических скульптур на 4 гектарах — словно большие детские игрушки, где каждый может почувствовать себя водителем, пилотом или пассажиром, покрутить руль, нажать на педали, заставить крутиться колеса или просто потыкать в кнопки на панели управления — и что-то там начинает работать: от такого дух захватывает!

Сегодня произведения фантазии Николая, вызывавшие такое же неудержимое воображение в детских головах и вместе с тем учившие правилам дорожного движения, прогнили, искалечены, уничтожены временем, осадками и двуногими бездумными, дичают в зарослях парка. У этого запустения — множество безымянных авторов. А вот у того, кто разрушил любимое детище Н.Мазура — композицию "Гармония" в центре Хмельницкого, — популярная музыкальная фамилия: Скрипка Иван Иванович, глава правления ПАО "Отель "Подолье". Это он кричал мне когда-то, еще при жизни выдающегося хмельницкого скульптора: "Вам нравятся эти трубы? Так заберите их себе на дачу!" — и без сожаления срезал художественные произведения, волею случая оказавшиеся на балансе отеля. Теперь на этом месте — автомобильная стоянка. А некоторые скульптуры из композиции, выселенные из среды, в которую вписал их автор, как бездомные сироты, доживают свой век в парке. Невежество и равнодушие — самые большие враги таланта.

"Те ржавые трубы!" — в ответ на мою обеспокоенность смеется в телефон еще один носитель художественной — из сферы поэзии — фамилии, Андрей Васильевич Олесь. Он почти год как избранный по конкурсу директор кинотеатра "Планета". Кинотеатр находится в областной коммунальной собственности, а на его балансе со дня создания числится еще одна уникальная композиция Н.Мазура — "Веселый поезд". Она сделана в 1989–1991 гг. по заказу специально для этого кинотеатра, который открывался как детский, да и теперь сохраняет эту специфику. Казалось бы, областной совет как "крыша" кинотеатра — надежная (власть же!) гарантия безопасности и сохранения скульптурной композиции. Но  едва ли не первой идеей нового директора стало ее перемещение из фойе на улицу перед кинотеатром.

— Вынести "Веселый поезд" на улицу — это уничтожить его, — говорит сын Николая Мазура Богдан, тоже скульптор, доцент Украинской национальной академии искусств, лауреат малой Шевченковской премии. — Когда мы с сестрой (Оксана Мазур — также художник и скульптор, работает в Хмельницком. — С.К.) услышали прошлым летом, что композицию срезают, то обратились к директору с просьбой подождать: может, вскоре ее заберет городской музей. Ведь "Веселый поезд" — это единственное произведение отца, сохраненное как сугубо авторское, с его покраской — и еще целое. Остальные или уничтожены, или повреждены, или уже иначе разрисованы. На улице какой-то дурак краску из баллончика распылит — и все, утеряна работа. Композиция же создана специально для помещения: в ней мелкие детали, тонкий металл. Те вещи, которые отец делал для улицы, — другие, в них толще металлическое покрытие, они антивандальные, да и то половину из них поломали или разрушили. В прошлом году удалось отложить выселение, а теперь вновь об этом зашла речь.

О неспособности хмельнитчан понять, каким сокровищем они владеют, горько говорила мне и журналистка Татьяна Слободянюк:

— Побывала недавно на выставке произведений Николая и Людмилы Мазур в Национальном союзе художников Украины, — делилась она. — Гордилась, когда председатель Союза Владимир Чепелик, другие киевские художники и скульпторы высоко оценивали их творчество, в частности, живопись Николая и скульптуру. Для экспозиции Союз предоставил — бесплатно — большой выставочный зал: это делается только для выдающихся представителей отечественного искусства. Еще при жизни Мазура отметили званием народного художника Украины, орденом "За заслуги" ІІІ степени, премиями. И сквозь землю хотелось провалиться, когда столичные специалисты повторяли: "Обидно, что в Хмельницком не сохранили...", "Не понимают..." Я даже стыдилась признаться, что из Хмельницкого. 

Пока в Киеве продолжалась выставка, в Хмельницком решили, что место для последней самобытной композиции Мазура — в помещении кинотеатра или на улице возле него — должны определять общественные слушания. Уже и дату назначили. Негодование культурологов, искусствоведов, работников Хмельницкого художественного музея, с которыми общалась корреспондент ZN.UA, директора кинотеатра рассмешило: "Искусствоведы есть — а искусства нет". Но свое желание освободить фойе от скульптур А.Олесь объяснил прежде всего заботой о художественном произведении: "Кто же его здесь видит? А там он, как реклама, будет привлекать людей, там будут играть дети! Да, там, где все ходят. Не волнуйтесь, сделаем антикоррозийное покрытие, обеспечим постоянное видеонаблюдение. Будет как в Европе! Все согласовано с областным управлением культуры".

— Все еще будет обсуждаться, никто не будет принимать поспешных решений, — заверила начальник областного управления культуры Ирина Трунова. 

Следовательно, пока слушания перенесли. А городское управление культуры только что открыло экскурсию по городу, пешеходная часть которой будет начинаться от кинотеатра "Планета". Не знаю, заглядывали ли первые экскурсанты в кинотеатр, чтобы полюбоваться цветастым поездом — единственным таким в Украине. Если нет, то, может, следует для этого расширить маршрут? Хотя такой обзор — по произведениям Николая Мазура — уже появился в перечне экскурсий областного художественного музея. Но самые большие, преданные почитатели химеричных пассажиров яркого поезда — посетители кинотеатра. Особенно дети. Ежегодно здесь бывает, очевидно, около полусотни тысяч зрителей, — поэтому нетрудно посчитать, сколько хмельнитчан за почти 30 лет существования кинотеатра познакомились и сроднились с необыкновенными персонажами, созданными сердцем и руками Николая Мазура. Люди приходят в кино неоднократно, и их всегда встречает улыбкой бодрый — железный! — машинист, нисколько не утомленный годами самоотверженной службы. Еще бы — наезженная колея, хорошая и теплая атмосфера. И невдомек ни ему, ни зрителям, что чья-то, значительно выше, чем замысел его творца, воля может вынести этот сказочный поезд в настоящую жизнь — под мороз и солнце, под пыль и ветер, атмосферные осадки в виде снега и дождя.

Это будет испытание на прочность!

Или — на глупость?

123
Николай Мазур

МАЗУР Николай Иванович
(02.01.1948
10.10.2015)

Скульптор, живописец. Муж Людмилы, отец Богдана и Оксаны Мазуров. Народный художник Украины (2008). Орден "За заслуги" III степени (2007). Областные премии имени Т.Шевченко (1993), имени В.Розвадовского (1995), имени Я.Гальчевского (2003). Член Национального союза художников Украины с 1987 г. Окончил Одесское художественное училище. Работал в Хмельницком. Основные сферы — монументально-декоративное искусство, станковая живопись. С 1972 г. — участник областных, всеукраинских, международных художественных выставок, автор около 20 персональных выставок. Принимал участие в создании Хмельницкого художественного музея. Автор концепции, главный художник экспозиции памяти жертв Голодомора 1932–1933 гг. в Украине в государственном историко-культурном заповеднике "Меджибож" (Хмельницкая область, 2008). Отдельные работы сохраняются в Национальном художественном музее (Киев), в Хмельницком художественном музее. 

Творчество: скульптурные композиции — для парка (1986), "Веселый поезд" (кинотеатр "Планета", 1988), "Гармония" (1990; все — Хмельницкий), "Сад" (1991), "Радость" (1996); оформление детского автогородка (1982), "Полет на воздушном шаре" (1985), "Космоc" (1987), "Гнездо", "Лесник" (оба — 1990); памятник Героям Небесной сотни (2015, соавторство, Хмельницкий). Живопись — "Судьба" (1990), триптих "Пепел надежд" (1991), "Огненная ночь" (1992), цикл "Подольская рапсодия" (1994), "Подолянка" (1996), "Горы" (2002), "Восход солнца", "Двое", "Люда" (все — 2003), "Воспоминание о Люде" (2004); серия "Революция достоинства" (2014–2015).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно