Выходной. Солнце палит немилосердно. На пляже яблоку негде упасть. Малыш лет пяти с разбега плюхается в озеро. Держится на воде уверенно и норовит заплыть как можно дальше. «Смотри, как мальчик хорошо плавает, — слышу комментарий папы, обращенный к сыну, — а ты до сих пор не умеешь и в воду тебя не загонишь. Мужчина должен уметь плавать». Малыш, не обращая внимания на замечание отца, продолжает сосредоточенно строить крепости из песка. Но, утомленный солнцем, папаша не унимается. Он решительно тащит ребенка «искупнуться». Тот обреченно повинуется, хотя водные процедуры ему явно не по душе.
Как же сделать так, чтобы ваш малыш не боялся воды? Надо ли обучать детей плаванию с грудного возраста? Стоит ли это делать самим или лучше довериться специалисту? Бесспорно одно: плавание — один из самых полезных видов спорта.
— Если вы решили заниматься с новорожденным плаванием, прежде всего проконсультируйтесь со специалистами, — советует педиатр Ирина Борщова. Малыша должен осмотреть невролог. Не рекомендуется заниматься плаванием при легочных и сердечно-сосудистых заболеваниях. Если же ребенок здоров, начинать занятия можно, как только заживет пупочная ранка. Первые несколько уроков проводит инструктор из детской поликлиники, затем родители при желании могут сами продолжить процедуры. Лучшее время для этого — утренние часы между кормлением. Не рекомендуется плавать после еды, натощак и перед ночным сном.
Многие дети не любят и боятся, когда вода попадает в глазки. Поэтому ни за что не хотят погружаться в воду с головой. Уговоры и угрозы не помогут. Разбросайте по дну ванны 2—3 новые или самые любимые игрушки. Предложите ребенку достать их. Сделайте вдох, задержите дыхание, вместе опустите головы в воду, откройте глаза по заранее выбранному сигналу, например пожатию руки, и наперегонки соберите игрушки. Когда малыш вырастет из домашней ванны, занятия можно продолжить в бассейне детской поликлиники.
— Будет ли ребенок бояться воды, зависит от многих факторов, — продолжает Ирина Александровна. — У меня есть на этот счет своя теория, основанная исключительно на моих собственных наблюдениях. Прежде всего, многое зависит от внутриутробного развития плода, наследственности и родов. Сейчас активно рассматривается концепция формирования родовых матриц. Первая матрица формируется у ребенка еще в утробе матери (когда происходит непосредственная связь между мамой и малышом). Вторая — во время начала родовой деятельности, когда плод изгоняется из чрева матери. Третья — в момент родов, во время прохождения через родовые пути. И четвертая — непосредственно при рождении. Если нарушены процессы формирования этих матриц, впоследствии возможны различные отклонения. Так, например, у детей, перенесших кислородное голодание (гипоксию), может возникнуть страх глубины, боязнь утонуть. У меня были проблемные роды с первым сыном. Мы начали заниматься плаванием с двух недель от роду. Сейчас ему семь лет. Он прекрасно плавает в бассейне, но боится открытых водоемов. А дочка, родившаяся без проблем, плавающая тоже с младенчества, в свои три года смело доплывает с папой до буйка. Исходные условия, не считая момента родов, у них были одинаковы. То есть все очень индивидуально. Я консультировалась с психологом, но тот посоветовал оставить ребенка в покое. Главное — сын умеет плавать, и с возрастом страхи могут пройти сами собой.
Детские тренеры по плаванию считают, если ребенок к 4—6 годам так и не научился плавать, ничего страшного в этом нет. В таком возрасте малышам достаточно обычного контакта с водой с использованием поддерживающих средств (надувных и пенопластовых игрушек, жилетов и нарукавников). А вот резиновые надувные круги использовать не рекомендуется. Поскольку в круге ребенок находится в вертикальном положении, и потом очень сложно научить малыша лежать на воде. Не надо стремиться обучить его кролю и брассу самостоятельно, если вы сами не знаете, как правильно это делать. Тем более, если у вас не хватает на это терпения. Подобные эксперименты могут закончиться тем, что вы только навредите своему чаду, и боязнь воды закрепится у него в сознании. Самый же подходящий возраст для обучения плаванию, по мнению специалистов, — шесть-семь лет.
Если вы все-таки решитесь самостоятельно заниматься с малышом, начните с «ознакомления с водой». Покажите ему ракушки на дне, плавающих мальков, растущие водоросли. Возьмите его за руку и не спеша войдите в воду. Все упражнения делайте на мелком, ровном месте и только в сторону берега. Вода должна быть не выше уровня груди ребенка. Продолжительность занятий постепенно увеличивайте от 10—15 до 20—25 минут.
Последовательность обучения следующая: вначале необходимо добиться правильного положения тела при скольжении на воде. Затем осваивайте движение ног (на месте, с доской, в скольжении). После закрепления навыков движения ног переходите к разучиванию гребка рукой. Окончательная стадия заключается в выработке закрепления навыков согласованного движения рук и ног, с правильным дыханием. В каждое из описанных упражнений необходимо включать тренировку дыхания.
Не допускайте переохлаждения. Как только заметили хотя бы один из его признаков — гусиная кожа, озноб, посинение губ, немедленно выведите ребенка на берег, насухо разотрите махровым полотенцем. Даже когда малыш освоит основные движения и научится уверенно держаться на воде, не оставляйте его без присмотра! И помните, водные процедуры должны приносить детям только положительные эмоции.