В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией боевых успехов добились 128 советских командиров-подводников. Если составить их список в зависимости от суммарного тоннажа потопленных каждым кораблей и судов противника, то его откроет Александр Иванович Маринеско.
На его счету четыре транспортных судна общей вместимостью 42557 брутто - регистровых тонн (брт).
Пожалуй, ни об одном из подводников не написано столько правды и вымысла, как о командире подводных лодок М-96 и С-13 Краснознаменного Балтийского флота. К сожалению, мало кто из пишущих об А.Маринеско в своей работе использовал подлинные документы. Опубликованные в Морском сборнике № 4 за 1990 год они и стали основой данной статьи.
Александр Иванович Маринеско родился 2 (15) января
1913 г. в Одессе. По окончании 6 классов трудовой школы в 1926 г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В начале 1927 г. был направлен на учебу в школу юнг, по окончании которой плавал на судах пароходства матросом 1-го класса. С апреля 1930 г. - студент Одесского морского техникума, а с мая
1933-го служил четвертым, третьим и вторым помощником капитана на пароходе «Красный флот».
В ноябре 1933 г. А.Маринеско мобилизован и направлен на специальные курсы командного состава рабоче-крестьянского Красного Флота. По завершении обучения в ноябре 1934 г. его назначают командиром боевой части на подводной лодке Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В ноябре 1938 г., в период его обучения на курсах усовершенствования офицеров подводного плавания, он становится старшим лейтенантом. По окончании курсов (при учебном отряде подводного плавания им.С.М.Кирова) А.Маринеско назначается помощником командира подводной лодки Л-1, а через полгода - командиром малой подводной лодки типа «Малютка» - ПЛ М-96.
В марте 1940 г. А.Маринеско принят кандидатом в члены ВКП(б), а в ноябре ему присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант. По итогам боевой подготовки в 1940 г. ПЛ М-96 заняла первое место на флоте, а ее командир народным комиссаром Военно-Морского Флота был награжден золотыми часами.
Накануне войны 1941-
1945 гг. ПЛ М-96 несла дозор на позиции в устье Финского залива. 22 июня 1941 г. подводная лодка была перебазирована в Палдиски, затем в Таллинн, находилась в Лужской губе, откуда 19 июля прибыла в Триги (о.Сааремаа).
В октябре 1941 г. А.Маринеско после ряда взысканий исключен из кандидатов в члены ВКП(б) «за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок».
В ходе своего второго боевого выхода в море в августе
1942 г. ПЛ М-96 при осмотре горизонта в перископ обнаружила транспорт и две шхуны в охранении 3 сторожевых катеров. Подлодка легла на боевой курс и с дистанции 12 кабельтовых (2,2 км) произвела выстрел из правого аппарата. Через минуту на лодке услышали взрыв торпеды, а в перископ обнаружили стоящий без хода большой транспорт, имевший дифферент на нос. Транспорт тонул, а его гребные винты беспомощно вращались над поверхностью моря. Через 5 минут корабли охранения противника начали сбрасывать на подводную лодку глубинные бомбы. Не получив повреждений, ПЛ М-96 благополучно вышла из района проведенной атаки.
За этот поход и потопление транспорта противника «Хелене» Александр Иванович Маринеско был удостоен ордена Ленина. В том же 1942 г. с 8 по 11 ноября ПЛ М-96 совершила еще один поход, теперь в Нарвский залив, во время которого на побережье, занятое противником, была высажена, а после выполнения боевого задания принята разведывательная группа.
В конце года А.Маринеско был вновь принят кандидатом в члены ВКП(б) и ему присвоено воинское звание капитан 3 ранга. В апреле 1943 г. А.Маринеско назначен командиром средней дизельной подводной лодки серии «С» - ПЛ С-13.
Свой четвертый (в должности командира «эски» - первый) поход Маринеско совершил с 1 октября по 11 ноября 1944 г. В ходе похода обнаружил груженый транспорт без охранения. Принял решение атаковать торпедами. Выпустив четыре торпеды и промазав, командир решил догнать противника и атаковать артиллерией. Сблизившись с транспортом, открыл огонь вначале из 100-мм, а затем из 45-мм пушки. В результате попаданий транспорт загорелся и начал тонуть. За этот поход и потопление транспорта противника «Зигфрид» А.Маринеско был удостоен ордена Красного Знамени. В боевой характеристике за этот год, подписанной командиром дивизиона капитаном 1 ранга А.Орлом, отмечалось:
«Смелый офицер. Подводное дело знает отлично. Кораблем командует и управляет хорошо. Офицеры и личный состав обучены хорошо. Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным. Состояние дисциплины на корабле хорошее. Партийно-политической работой руководит. По характеру спокойный и хладнокровен при любой обстановке...
Выводы: должности командира ПЛ вполне соответствует».
В разделе аттестации - «Заключение старших начальников» - запись:
«С боевой характеристикой согласен. Необходимо указать на продолжающиеся случаи аморальных явлений, несмотря на указания в прошлой аттестации.
Командир бригады ПЛ КБФ контр-адмирал Верховский».
В январе 1945 г. командующий Балтийским флотом решил предать А.Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал и дал ему возможность искупить вину в боевом походе.
С 9 января по 15 февраля А.Маринеско совершил свой пятый боевой поход, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен».
По имеющимся сведениям, на борту переоборудованного в военный транспорт лайнера «Вильгельм Густлофф» (25484 брт) находились примерно 1300 военнослужащих ВМС, в большинстве - персонал второго отделения второй учебной дивизии подводных сил. Как свидетельствует немецкий журнал «Марине», среди них были полностью сформированные экипажи подлодок во главе с командирами:
173 представителя торгового флота, составляющие собственно экипаж судна;
162 раненых пехотинца;
4500 недостаточно точно установленных лиц;
4900 человек, которые западными источниками отнесены к беженцам. Из документов того времени известно, что гражданские лица лишь тогда допускались на корабль, когда они могли предъявить специальное разрешение на эвакуацию, выдаваемое местными организациями национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП).
Лайнер «Вильгельм Густлофф» (с затемненными ходовыми огнями) подводной лодкой С-13 был обнаружен 30 января в 21 ч. 15 мин. На лодке была объявлена боевая тревога. После того как следующий впереди немецкий дозорный корабль скрылся, лодка легла на боевой курс. В 23 ч. 08 мин. ПЛ С-13 произвела торпедный залп из носовых аппаратов. Все три торпеды попали в левый борт лайнера и взорвались. Лайнер накренился и начал тонуть. Через 40 минут в район потопления транспорта пришли семь кораблей: миноносец, 4 сторожевых корабля и два тральщика. Из них два сторожевых корабля и один тральщик начали преследование С-13. Умело маневрируя, лодка сумела благополучно оторваться от преследователей.
Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых немецкий офицер Гейнц Шен в книге «Гибель «Вильгельма Густлоффа», изданной в ФРГ, указывает, что в результате торпедирования советской подлодкой неподалеку от Данцига немецкого военного транспорта погибло более 5 тысяч человек. «Если считать этот случай катастрофой, - пишет автор, - то это несомненно была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, - ничто».
Отмечая значимость потопления этого транспорта, участник Великой Отечественной войны капитан 1 ранга в отставке
В.Анисимов пишет: «В первых числах февраля 1945 г. я лично держал в своих руках и читал главный орган НСДАП - газету «Фелькишер беобахтер» и орган войск СС - газету «Дас шварце кор». Обе они вышли в тот день в траурных рамках. Обе имели идентичный текст официального сообщения о причине такого оформления - в связи с установлением национального траура по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлофф» (калининградская газета «Маяк», 19 сентября 1989 года, № 38 (3771).
Это мнение разделяет и нарком ВМФ - главнокомандующий ВМС военных лет адмирал флота Советского Союза Н.Кузнецов. Касаясь гибели «Вильгельма Густлоффа» в своей книге «Курсом к победе», он пишет: «В Германии был объявлен трехдневный траур. Гитлер в ярости приказал расстрелять командира конвоя».
Пока что данные сведения документами не подтверждаются. Сотрудниками редакции уже упоминавшегося журнала «Марине» в западногерманских архивах, хранилищах и фондах указанные В.Анисимовым немецкие газеты не были обнаружены. Что касается архива бывшей ГДР, то в документе, полученном из Потсдама и датированном 23 марта 1988 г., указывается:
«...Изучение... не дало подтверждения того, что Гитлер якобы объявил командира советской подводной лодки С-13, капитана 3 ранга А.И.Маринеско своим личным врагом и приговорил его к смерти... и не позволяет сделать заключение о том, был ли объявлен 30 января 1945 г. в Германии трехдневный траур по случаю гибели использовавшегося в качестве военного транспорта корабля «Вильгельм Густлофф»... Объявление траура представляется сомнительным из-за отсутствия сообщений о самом факте потери корабля. Насколько можно установить, известие о гибели военного транспорта впервые с большим опозданием 19 февраля 1945 г. было опубликовано в английской газете «Таймс». 21 февраля 1945 г. появилось краткое сообщение об этом событии в шведской газете «Дагенс нюхетер». В сообщениях не упоминалось о всегерманском трауре.
Официальные документы, которые обычно детально описывают все события, происходившие в высших эшелонах власти фашистской Германии, также не дают никаких зацепок. В военном дневнике верховного командования вермахта гибель «Вильгельма Густлоффа» нашла отражение в кратком докладе с оценкой обстановки. Сообщение не содержит никаких комментариев, в нем лишь есть замечание о том, что для германских ВМС в Балтийском море более невозможно обеспечить все морские транспорты надежной охраной. Здесь нет никаких данных о личных высказываниях Гитлера при получении сообщения о потере корабля».
Успех подлодки в этом походе был не последним. 9 февраля 1945 г. в 22 ч.15 мин. акустик подводной лодки С-13 доложил, что слышит шум винтов двухвинтового корабля. Сблизившись, в 2 часа 10 минут, визуально установили, что в составе каравана находится предположительно легкий крейсер (реально-военный транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 брт) в охранении катера и миноносца. В 2 ч. 50 мин. по большому кораблю был произведен двухторпедный кормовой залп. Обе торпеды попали в цель. После взрыва торпед на корабле последовало еще три сильных взрыва, появилось зарево огня. Спустя полминуты оно скрылось. Подошедшие к месту торпедирования транспорта сторожевые корабли смогли спасти лишь около 300 человек из трех тысяч, находившихся на борту.
Даже на фоне больших успехов на фронтах в этот период войны потопление двух крупнейших транспортов со многими тысячами эвакуируемых военнослужащих и чинов фашистской администрации, особо подготовленных для неограниченной войны на море подводников явилось заметным событием. За выдающиеся боевые успехи все члены экипажа С-13 были удостоены правительственных наград. Подводная лодка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945г. была награждена орденом Красного Знамени.
Командир дивизиона капитан 1 ранга Орел в представлении А. Маринеско к званию Героя Советского Союза в разделе «Краткое описание личного боевого подвига или заслуг» отразил успешные действия подводных лодок М-96 и С-13 под его командованием и, в частности, написал:
«...Потоплением лайнера «Вильгельм Густлофф» нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии...
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за отвагу и мужество... командир ПЛ С-13 капитан 3 ранга Маринеско удостоен высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза»
Во втором разделе наградного листа - «Заключение вышестоящих начальников» - запись: «Ходатайствую о награждении орденом «Красного Знамени» ВРИД (временно исполняющий должность. - Прим.авт.) капитан 1 ранга Курников».
На титульном листе представления штамп:
«Орден Кр.Знамени»
31 мая 1945г. командиром дивизиона капитаном 1 ранга Орлом на имя командира бригады подводных лодок подан рапорт, в котором, в частности, сказано:
«...Командир Краснознаменной подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович по возвращении из боевого похода с 23.5 по 31.5.45 г. своими служебными обязанностями не занимается, пьет на корабле, на других базах, в городе и т.д., за что я просил Вас отстранить его от представления к награждению... Дальнейшее пребывание его в должности командира недопустимо. Его необходимо с корабля убрать, зачислить в распоряжение Военного совета КБФ, положить в госпиталь и лечить от алкоголизма или уволить в запас...».
16 августа 1945 г. последовало представление командира бригады подводных лодок командующему флотом:
«...Считаю дальнейшее пребывание капитана 3 ранга Маринеско в должности командира ПЛ невозможным. Принятые мною воспитательные меры полностью исчерпаны.
...Ходатайствую: капитана 3 ранга Маринеско от занимаемой должности отстранить и выйти с ходатайством перед Народным комиссаром Военно-Морского Флота о разжаловании и увольнении из рядов ВМФ.
Контр-адмирал Курников».
Резолюция:
«Начальнику ОКОС (отдела кадров офицерского состава. - Прим.авт.). В телеграмму Наркому. Снизить в звании до ст.лейтенанта. Назначить командиром МТ (морского тральщика. - Прим. авт.) Трибуц (командующий КБФ. - Прим. авт.). 17.8».
3 сентября 1945 г. на А.Маринеско была написана досрочная аттестация:
«...Свою специальность знает хорошо. Море любит. В обстановке на море ориентируется свободно, оценивает обстановку правильно, действует смело и решительно.
За отвагу и мужество, решительные действия и боевые успехи в походах награжден дважды орденами Красного Знамени, ранее награжден орденом Ленина, медалью «За оборону Ленинграда» и за долгосрочную службу медалью «За боевые заслуги».
Подводная лодка С-13 под командованием Маринеско стала Краснознаменной.
Будучи в базе и на берегу, Маринеско вел себя крайне недисциплинированно, проявлял недостаточную требовательность к подчиненным, а к себе никакой требовательности не предъявлял. В результате чрезмерного употребления спиртных напитков Маринеско страдает эпилептическими припадками, которые за последнее время значительно участились.
Своей дисциплиной и поведением он разлагал не только личный состав своего корабля, но разлагающе действовал на офицеров и личный состав других кораблей.
Выводы: Считаю, что в настоящее время капитан 3 ранга Маринеско к службе на флоте непригоден. Он должен быть вылечен и уволен на продолжительное время в запас.
Командир 1-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 2 ранга Линденберг».
14 сентября вышел приказ народного комиссара Военно-Морского Флота № 01979:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал Флота Кузнецов».
18 октября 1945 г. приказом командующего КБФ № 0708 было предписано:
«...Назначить состоящего в распоряжении Военного совета флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича командиром тральщика
Т-34 2-го дивизиона электромагнитных тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Таллиннского морского оборонительного района...»
20 ноября 1945 г. на флот из Москвы поступил приказ
№ 02521, который гласил:
«...Командира тральщика
Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича уволить в запас ВМФ по статье 44 пункт «А», согласно «Положению о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА».
Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Адмирал Флота Кузнецов.
После увольнения в запас А.Маринеско с января 1946 г. по июль 1948 г. работал старшим помощником и вторым помощником капитана на судах Балтийского государственного морского пароходства, затем заместителем директора Института переливания крови по административно-хозяйственной части, старшим техником отдела снабжения организации п/я 297 и сотрудником Военно-Морского музея.
В 1960 г. по многочисленным ходатайствам был издан приказ министра обороны СССР № 600, который гласил:
«В соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»:
- капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира подводной лодки С-13, считать уволенным из кадров Военно-Морского Флота в запас с 20 ноября 1945 года по статье 59 пункту «в» - по сокращению штатов.
Пункты приказов НК ВМФ
№ 01979 от 14.9.1945 года о снижении его в воинском звании и отстранении от должности командира подводной лодки С-13, а также КБФ № 0708 от 18.10. 1945 г. о назначении на должность командира тральщика Т-34 и НК ВМФ № 02521 об увольнении в запас с должности командира тральщика Т-34 - отменить.
Заместитель министра обороны СССР».
25 ноября 1963 г. Александр Иванович Маринеско умер. Он похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище. Решением Ленгорисполкома № 124 от 27.2.89 г. его могила взята под охрану государства.
Спустя пять лет после кончины Александра Ивановича в журнале «Нева» (№ 7 за 1968 г.) Николай Герасимович Кузнецов писал:
«В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра - опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину.
К многочисленным серьезным проступкам А.Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно - отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной.
...Настала пора по достоинству оценить подвиг А.И.Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем».
Указом Президента СССР М.С.Горбачева капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско 5 мая 1990 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).