Украина переживает едва ли не самый сложный период своей истории. Сложность заключается в том, что наше государство пытается полностью изменить систему координат своего существования как во внешней, так и внутренней политике.
Чтобы выжить в современном мире, мы должны отойти от закостенелости, обусловленной господством наследия традиционного общества, а еще - московщины и советчины, и переориентироваться на инновационность, двигающую передовые страны мира к качественно иному обществу - информационному. Этот термин, возможно, обозначает модель, которой в идеале, в полном объеме нигде нет. Однако основополагающие принципы такого общества сказываются в различных сферах жизни. А самым важным является вопрос ресурсов, и то, как ими распорядиться. Последнее определяет власть - как на уровне государства, так и на уровне личности.
Все чаще в публикациях, которые читают в основном узкопрофильные специалисты, упоминается понятие "меритократия". В этом слове соединились латинское meritus - достойный и греческое κράτος - власть. Буквально: власть, которая основывается на добродетелях. Это концепция/система социальных отношений/принципов управления: власть может осуществляться людьми, которые отличаются своими способностями, достижениями, профессиональной компетентностью, а не социальным происхождением или приписываемым им статусом.
Хотя подобные идеи высказывали еще в древние времена (в частности Платон в Древней Греции или Конфуций в Древнем Китае), считается, что концепция значительно моложе. Основателем теории меритократии является английский социолог М.Янг ("Подъем меритократии. 1870–2033", 1958 г.). Он считал, что социальный прогресс зависит от степени объединения власти и интеллекта, что от использования человеческого потенциала, талантов зависит успех развития общества. Назначение меритократии он усматривал в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии природной одаренности личности.
Американский политолог Д.Белл подчеркивал: "Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, не имеющее своих лучших людей во главе руководящих институтов, социологически и морально абсурдно".
Меритократическая модель с девизом "каждому по заслуге" направлена против несправедливого распределения политических ценностей, основанного на знакомствах, связях, наследовании должности и т.п. В основе иерархического политического построения общества и государства должен лежать принцип зависимости должности только от способностей и достижений конкретного лица. Причем чем выше в политической иерархии должность, тем более умные и способные люди должны ее занимать.
Воплощение в жизнь меритократической модели мы можем видеть в истории и настоящем Китая. Среди главных основ функционирования централизованной империи важной была система государственных экзаменов (кэцзюй) для лиц, стремившихся стать управленцами того или иного уровня. Она с перерывами просуществовала 1300 лет: с 605-го по 1905-й. В Древнем Китае считалось, что уровень образованности, "учености" человека должен быть тесно связан с перспективами его карьеры как государственного служащего.
Большое влияние на формирование основ китайской цивилизации оказало конфуциантство, в нем прослеживаются меритократические подходы, в частности концепция, согласно которой государством должен управлять человек, считающий своим долгом творить добро для людей, доверяющий народу и уважающий его. Конфуций учил, что государство всегда должно бороться за лучший из лучших вариантов, выбирая лидеров самого высокого уровня.
Во времена Мао Цзэдуна коммунисты в основу властных отношений положили другие принципы. Меритократические же победили в Сингапуре, прогресс которого после обретения независимости в 1965 г. дал основания включить его в группу наиболее успешных государств, получившую название "Драконы Азиатско-Тихоокеанского региона".
Петр Порошенко в начале своего президентства неоднократно вспоминал Ли Куана Ю - первого премьер-министра Сингапура, превратившего маленькую страну, куда завозили даже питьевую воду, в одно из самых успешных государств мира. Ли Куан Ю говорил: "Недостаток ресурсов должен компенсироваться преимуществом в интеллекте, дисциплине и изобретательности". Украина богата ресурсами. Однако украинский народ беден. Главная причина бедности - невозможность распорядиться имеющимися ресурсами. Потому что на руководящих должностях не хватает действительно умных людей, не склонных патологически воровать. Нам следует также учитывать, что в ХХ в. произошла менеджериальная революция, которую нельзя игнорировать.
Признавая значение иностранного опыта, и китайцы, и украинцы ездили и ездят в другие страны, чтобы его позаимствовать. Однако результаты разные. Не так давно за взятку арестовали украинского высокопоставленного чиновника, ездившего перед тем в Германию изучать опыт борьбы с коррупцией. Правда, уголовное производство против него так и не открыли…
Начиная с 1990-х тысячи китайских чиновников посетили Сингапур. В результате КНР разработала систему отбора и продвижения политических лидеров, предполагающую десятилетие обучения и ряд экзаменов на разных стадиях их карьеры.
Наглядным примером меритократического правления в действии является назначение пятого поколения китайских лидеров, которое произошло в 2012–2013 гг. Шестеро из семи членов постоянного комитета политбюро Коммунистической партии Китая по меньшей мере дважды руководили провинцией, и каждый продемонстрировал на своей должности впечатляющие результаты, доказав свою способность управлять типичной китайской провинцией, чья площадь в среднем сопоставима с площадью четырех-пяти европейских стран вместе взятых. Как считают китайские политологи, их меритократическая система делает невозможным восхождение на верхушку власти кого-то столь некомпетентного, как Джордж Буш-младший (а мы сказали бы - как Виктор Янукович).
Пекин внедряет систему, в основе которой формула "отбор плюс выбор" (selection plus election): компетентные лидеры избираются и продвигаются по ступеням карьеры по результатам работы и общественной поддержки на основании опроса общественного мнения, внутренней оценки и через различные "локальные" выборы. Лидеры, отобранные таким меритократическим способом, обеспечили экономический бум и подняли из нищеты несколько сотен миллионов сограждан.
Нельзя сказать, что в КНР нет проблем. Та же коррупция, имеющая очень глубокие корни (традиция подарков чиновнику в виде жареного гуся или поросенка в зависимости от ранга). Но в Китае действует антикоррупционное бюро (возглавляемое женщиной). Расстрелы коррупционеров демонстрируют по телевидению. А родственникам, у которых конфисковали все имущество, присылают счет на девять юаней - за две пули в затылок осужденного, израсходованные государством.
Что касается стран Запада, то там также можно найти примеры меритократических подходов. Один из известнейших ученых Э.Тоффлер подчеркивает, что в информационном обществе будет действовать новая концепция власти. В ее основе будут не насилие, не деньги, а интеллект и знания. Особая роль в подготовке новой элиты с должным образованием, компетентностью, высокими моральными качествами принадлежит университетам. В качестве примера можно привести Великобританию, где выпускники Оксфорда и Кембриджа занимают довольно много высоких должностей в политике и бизнесе страны.
Иногда меритократию рассматривают как новую аристократию. Составляющей частью меритократии является оценка личности на основании учета ее достижений в соотношении к интеллекту и ее интеллекта - к коэффициенту умственного развития. Это победа "принципа достижения" над "принципом прописанности", когда место в обществе приобретается наследованием или с помощью связей. Возможности войти в новый, высший класс ограничены личными способностями, дороговизной образования и тем, что человек в определенном возрасте, осознавая себя недостаточно образованным, способен понять: оптимальный период для получения современного образования уже утрачен.
Меритократическая поляризация общества намного жестче, чем классовая, поскольку качества, позволяющие человеку войти в "класс интеллектуалов", не могут быть даны как привилегия. Потенциально определенные, они формируются на протяжении десятилетий его сознательной жизни. То есть не социальный статус является условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества, а он сам формирует в себе качества, делающие его членом этой элиты. Совершенствуя свои способности и личные качества, представители нового "высшего общества" получают высокие прибыли как соответствующий результат своей деятельности.
У США, которые гордятся своим демократизмом, в качестве идеала есть формула self-made man - "человек, сделавший себя сам". То есть считается, что личный успех зависит от способностей, трудолюбия, жизненных установок и нравственности личности. А успех можно рассматривать как власть над обстоятельствами своей жизни или определенного сообщества. Известные ученые Д.Белл и З.Бжезинский делали упор на укрепление позиций меритократии как положительной политической тенденции.
Важное значение имеют различия между меритократией и бюрократией с ее карьеризмом и стремлением иметь выгоду от должности. Определенную надежду дают нам внедрение и распространение конкурсных отборов в государственные структуры, в частности те, что сегодня создаются. Вспомним отбор в полицию или Национальное антикоррупционное бюро, а также сообщение о том, что сотрудники других органов и учреждений пройдут переаттестацию. Хочется надеяться, что в эти и другие структуры придут люди образованные, компетентные, с высокими моральными качествами. И Украина впишется в общемировые тенденции, одной из которых является менеджериальная революция.