Жизнь, окрыленная национальной идеей

16 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 16 июля-23 июля

В нашем непостоянном мире не часто встретишь людей, посвятивших свою жизнь идее — идее возрождения независимости Украины...

В нашем непостоянном мире не часто встретишь людей, посвятивших свою жизнь идее — идее возрождения независимости Украины. Мне посчастливилось работать с таким человеком, который почти всю жизнь находясь под бдительным оком КГБ, пройдя множество испытаний, тюрьмы и ссылку, унижение советской властью его семьи, не утратил своего благородства, душевной чистоты и честности. Наибольшей ценностью для Михаила Горыня является Украинское государство. По его словам, как это ни странно, политически созрел он еще в детском возрасте и счастлив, что, пусть и на седьмом десятке, ему все же посчастливилось увидеть суверенную Украину. Имея полное право на заслуженный отдых, Михаил Горынь все годы независимости работает над ее развитием, последние три — как председатель Украинского всемирного координационного совета. «Нельзя сейчас отдыхать, еще многое нужно сделать, чтобы граждане Украины почувствовали себя государственническим народом, научились уважать и защищать себя и свое государство», — говорит Михаил Горынь.

— Господин Горынь, имеет ли, по вашему мнению, современная Украина общенациональную идею? Что вообще для вас идея?

— Проблема интеллектуального оформления национальной идеи — дело не кратковременное. А процесс ее осознания народом, нацией вообще довольно продолжителен. Если бы вы спросили меня, что такое национальная идея, то я бы дал свою дефиницию. Возможно, она будет отличаться от той, какую вам уже приходилось слышать. Я считаю, что национальная идея — цель, которую ставит перед собой нация и к которой хочет прийти. Если говорить о цели и процессе становления нации, то я бы сказал, что понятие «национальная идея» — понятие динамическое. Оно формируется веками и, собственно, идет рука об руку с борьбой за украинское независимое государство.

Скажем, национальная идея во времена Богдана Хмельницкого. Казаки поставили перед собой цель получить свободу. Понятие «свобода» является одним из важнейших, которые, собственно, бытовали в наших теоретических исследованиях и поэзии. Для Шевченко свобода — это самое достойное понятие. Так что если говорить о национальной идее времен Хмельницкого, то она не была четко оформлена. Поскольку, с одной стороны, в документах Богдана Хмельницкого говорится о русском народе, с другой — об украинском. По моему мнению, ХVІІ век характеризовался тем, что Богдан Хмельницкий выдвинул идею борьбы против поработителей (не до конца оформленную национальную идею). Алексей Михайлович, московский царь, начал осваивать украинские земли и ставить свои полки на территории Украины. Хмельницкий понял, что он сделал что-то не так, и начал искать других союзников, поэтому и обратился к шведам. Этот поворот потом будет иметь свое направление в истории. Но Богдану не удалось организовать тесный союз со шведами, чтобы сдерживать давление московского царя, воспринявшего союз 1654 года как аннексию. Однако национальная идея зрела. Если мы взглянем, что делалось через 30—40 лет, когда появился другой, очень талантливый вождь — Иван Мазепа, то уже увидим, что он тогда более четко очертил проблему национальной идеи: решил создать украинское государство и объединиться со шведами.

А еще до того Иван Выговский поставил вопрос о желательном союзе с Литвой и Польшей и создании русского княжества. Я об этом вспоминаю, чтобы показать, как постепенно вызревала украинская национальная идея. У Шевченко она уже четко выражена. А если перелистаем еще несколько десятилетий, до Франко, то его поэма «Мойсей» четко ставит национальную идею как центральную идею украинского мировоззрения. Во вступлении к «Мойсею» читаем:

«Та прийде час,
і ти огнистим видом

Засяєш у народів вольних колі,

Труснеш Кавказ,
впережешся Бескидом,

Покотиш Чорним морем
гомін волі

І глянеш, як хазяїн домовитий,

По своїй хаті і по своїм полі».

Собственно, это полная программа построения украинского независимого государства. Иван Франко сделал еще один шаг в этом направлении. Я считаю, что теоретически обосновали этот интересный термин Липинский и Донцов. Таким образом, если бы вы меня сегодня спросили, что такое украинская национальная идея, я бы сказал — утверждение украинского независимого государства.

Поскольку национальная идея — результат исторического развития народа, то национальная идея и формирование нации очень тесно взаимосвязаны. Собственно, утверждение идеи является утверждением национального самосознания, когда мы себя осознаем как нация. Вот так я понимаю это кардинальное понятие. Припоминаете, как один из итальянских борцов за свободу, Гарибальди, сказал: «Мы получили свободу Италии, а теперь должны построить нацию»? Я считаю, что сейчас основная цель Украины и украинского народа — строить украинскую нацию.

— Известно, что государство считается более демократическим, когда оно имеет гражданское общество. Какая перспектива у украинского общества стать гражданским?

Если говорить о гражданском обществе, то оно прежде всего должно быть демократическим. И вместе с тем таким, в котором часть государственных полномочий передается общине. Государственный институт, скажем, Кабинет министров или президентская администрация, делегирует часть своих полномочий общественным структурам и таким образом освобождает себя от дополнительных трудностей, демократизирует общество и приучает его управлять государством. Активизирует украинскую нацию или украинских граждан.

Это уже процесс, который частично начался, поскольку у общественных организаций уже сегодня есть некоторые весомые полномочия. Скажем, УВКС выполняет ряд государственных функций по консолидации всемирного украинства. То есть состоялась передача части государственных полномочий общественной организации. Но не все так просто. Есть люди, и сегодня желающие повернуть колесо истории вспять. До меня доходят слухи о том, что в ближайшее время, когда будет проходить ІV Всемирный форум украинцев, полномочия УВКС передадут определенному государственному институту, скажем, Государственному комитету по делам национальностей и миграции. То бишь мировоззренческий подход некоторых руководителей, я бы сказал, еще сильно заангажирован вчерашним днем. Это я привел как пример. Надеюсь, в государственных структурах есть очень много людей, хорошо понимающих: без активизации общин создать крепкое демократическое украинское государство практически невозможно. Будущее украинского демократического государства — это будущее украинского гражданского общества.

— Вы — председатель международной общественной организации, которая должна содействовать становлению гражданского общества. Что удалось сделать за годы существования УВКС?

Новое руководство УВКС пришло к власти в начале третьего тысячелетия. Перед нами стояла проблема: на что направить энергию людей, которые хотят приобщиться к развитию гражданского общества. И мы пришли к выводу, что УВКС должен быть очень важным фактором развития украинского государства. В нашем уставе так и записано: «...привлечь украинские общины, находящиеся далеко за пределами Украины, к утверждению украинского государства». Но координировать деятельность можно с людьми, которых знаешь, чьи взгляды на будущее Украины и украинского государства совпадают с твоими. Следовательно, важнейшим фактором в сохранении всемирного украинства сейчас является изучение состояния украинских общин Российской Федерации.

Мы хорошо знакомы с украинскими общинами США, Канады. Там происходили очень важные для украинского народа, для нашей нации события и процессы. Украинская эмиграция, выехавшая за границу после Второй мировой войны, образовала ряд научно-исследовательских институтов, начала издавать энциклопедию украиноведения, создавать религиозные структуры, научную среду, например, Институт украиноведения в Гарварде. Это был огромный взрыв украинской идеи за пределами Украины. Собственно, за счет того, что там так эффективно работали украинские общины, мы сегодня продолжаем этот процесс. Не выпали из истории украинства те полвека, когда мы были под пятой Московской империи и не могли говорить в полный голос о том, что мы —украинцы и чего хочет Украина. Это дает знать о себе по сей день.

В последние два года мы изучили жизнь украинских общин Мурманска, Карелии, Татарстана, Дальнего Востока (от Владивостока до Камчатки), пограничья России (от Белгорода до Кубани), Москвы. Большинство из них не имеют возможности (а иногда боятся) пользоваться элементарными, признанными во всем мире правами национальных меньшинств. В Российской Федерации, где украинцы занимают третью ступеньку по количеству населения, нет ни одной государственной украинской школы. Если они и существуют, то как воскресные и за счет общин. Как исключение, за муниципальные средства изучают украинский язык в Башкортостане. Такая же ситуация со СМИ. Это тема отдельного разговора. Мы планируем продолжить знакомство с жизнью украинцев России, а также Средней Азии и Закавказья. Все исследования и результаты поездок УВКС пытаемся донести до украинской общественности и государственных органов. Для этого мы широко используем отечественные и зарубежные СМИ, а также «Вісник УВКР», радиопередачу совета «Ми — українці» и т.п. Пресс-службе помогают журналисты известных телеканалов и газет, принимающие участие в наших поездках. Кроме того, УВКС провела в Украине ряд круглых столов по актуальным для зарубежного украинства вопросам, международных конференций, ученических конкурсов на знание диаспоры, издала ряд книг и т.п.

— Через год состоится ІV Всемирный форум украинцев — высший руководящий орган УВКС. Будет ли он отличаться от первого форума?

Вопрос сложный и интересный. Первый форум 1992 года был форумом эйфории и больших надежд. Люди, полвека тому назад оказавшиеся за пределами Украины, приехали на украинскую землю. Они почувствовали, что наконец мы вместе и будем делать общее дело развития украинского государства. То настроение очень повлияло на отношения Украины и диаспоры, которая тогда материально помогала молодому государству, представляла его интересы в странах своего проживания. Заслуга диаспоры в развитии украинского государства сегодня, возможно, еще не осознана до конца.

Если говорить о ІV Всемирном форуме украинцев, то, бесспорно, эйфория вряд ли будет, да и государство становится обычным понятием. Полагаю, одним из ключевых вопросов будет разграничение полномочий между двумя международными общественными организациями — УВКС и ВКУ, имеющими похожие названия и идентичные цели, в связи с чем между ними время от времени возникают недоразумения.

Всемирный конгресс свободных украинцев создан в 1967 году в Нью-Йорке. Сейчас эта организация объединяет свыше ста украинских общественных организаций в 25 странах. После провозглашения независимости Украины ВКУ изъял из своего названия слово «свободных», поскольку государство уже стало суверенным. С развалом СССР украинская диаспора увеличилась на 12 миллионов. Да и в независимой Украине появилось много общественных организаций. Именно тогда возникла необходимость в общем для всего мирового украинства координационном органе. Делегаты І Всемирного форума украинцев создали международную организацию — УВКС. Ее основателями стали около 250 организаций из Украины и из-за границы, которые были участниками форума. На сегодняшний день совет объединяет сотни общественных организаций, в том числе и ВКУ. Президент ВКУ Аскольд Лозинский является зампредом УВКС. Совет расширяет свои структуры за счет влияния на разные общины. ВКУ также отправился в путешествие по Европе и там создает свои ячейки.

Как быть? Недавно ко мне пришли материалы, готовившиеся в ВКУ, а именно обращение в МИД Украины, в котором речь шла о том, что ВКУ хотел бы создать свою организацию в Киеве. Не знаю, не является ли это особенностью украинской ментальности? Есть нечто фаталистическое в мировоззрении украинцев. Вспомните, как раскололась на два крыла крепкая, мощная ОУН. Я считаю, что у следующего форума украинцев очень важная задача: добиться тесного сотрудничества, взаимопонимания и разделения функций между этими двумя международными организациями.

— Ведь ВКУ хотел самораспуститься еще после первого форума?

— Да, эта мысль прозвучала в интервью одного из представителей ВКУ. Однако историю делают не только организации, но и лидеры. И когда появился энергичный лидер, он начал действовать немного иначе, чем его предшественники. Поскольку на Американском континенте украинская молодежь стала преимущественно англоязычной, он решил создавать новые украинские структуры под эгидой ВКУ из «заробітчан», массово хлынувших в Европу. Достанет ли нам рассудительности и патриотизма для того, чтобы эти две международные украинские организации не тратили время на взаимную борьбу, а вместе стали в один ряд и делали одно большое дело консолидации мирового украинства? Возможно, это романтика, но стремиться к этому нужно. ВКУ формально является членом УВКС, и мы надеемся на тесное сотрудничество.

— За время независимости три исторические волны эмиграции пополнились еще и четвертой, экономической. По вашему мнению, на чем должна акцентировать свое внимание Украина в работе с диаспорой, в частности и представителями последней волны эмиграции?

Иметь большую диаспору — это иметь большой отряд украинских патриотов, которые смотрят на Украину и пытаются ей всячески помочь. Наши государственные структуры мало работают над координацией деятельности общественных организаций. Полагаю, их задача — изучать украинскую диаспору, помогать ей сохранить этническое лицо. Имея почти в каждой стране украинские общины, наше государство крепче бы стояло на ногах и всегда имело бы поддержку. Через прессу, радио, телевидение, через официальные обращения к парламентам и правительствам, проводя собственные мероприятия, наши общины за границей добивались бы решения определенных проблем, касающихся Украины. В этом плане мы должны сделать все возможное, дабы государство считало своей задачей изучение этих общин и помощь им, а украинцы за границей, со своей стороны, утверждали бы авторитет Украины в странах, где они находятся. Другие страны это делают.

— Но наших «заробітчан» еще нельзя назвать диаспорой, за границей они преимущественно находятся нелегально.

— Я не считаю их диаспорой, это — временные «заробітчани». Скажем, в Португалии их легализируют. Тяжелая жизнь в Украине забросила миллионы людей за пределы украинского государства. Но я уверен, когда через два-три года в Украине нормализуется ситуация, большинство из них вернутся на родину. И сейчас очень важно, чтобы «заробітчани» присоединились к общинам, которые организовываются на местах их проживания. Сейчас на собрания таких организаций приходят в среднем 50 человек, но ведь украинцев в стране может быть сотни тысяч. То есть потребность в общении, общественная активность минимальны.

Мы проехали по Дальнему Востоку, там украинцы живут более века, но ситуация такая же самая. В массе своей украинцы остаются пассивными. Наша задача состоит в том, чтобы активных людей в украинских общинах было как можно больше. Чтобы они утверждали наши идеалы, народное искусство, жили полноценной жизнью, а не только зарабатывали на кусок хлеба.

— Господин Горынь, у правоведов есть такое понятие «взаимоответственность государства и личности». Если этого нет, то государство нельзя считать правовым. Возможно, национальное сознание польской, еврейской или немецкой диаспор выше потому, что они видят: их государство о них заботится больше, чем украинское о своей?

— Действительно, в Украине мы ощущаем большое внимание российских государственных институтов к русским, оказавшимся за пределами России. Приезжает Путин — встречается с ними, премьер-министр тоже. Это показательно. И не только это. Нам известно, что они имеют и финансовую поддержку. Мы — молодое государство. Я надеюсь, со временем, когда встанем на ноги более уверенно и повзрослеем как государство, мы обратимся к этому опыту. Мы должны проявлять заботу об украинской диаспоре, поскольку она является важным фактором укрепления и утверждения украинского государства. УВКС в этом плане — образец для украинских государственных институтов.

Когда у нас была первая встреча с председателем Государственного комитета по делам национальностей и миграции Геннадием Москалем, я предложил для совместной работы создать общественно-государственный координационный совет из представителей государственных структур (министерств иностранных дел, образования и науки, культуры и искусств) и УВКС. А именно: вместе проводить поездки-изучения украинских общин, популяризировать украинские общины в Украине и Украину в пределах этих общин. Таким образом сплачивать то, о чем мы уже говорим, но что еще не имеет под собой твердой почвы, — всемирное украинство. Идея совместной с государственными органами работы и влияния на украинские общины за пределами украинского государства пока не реализована, но ее нужно поддерживать.

— Прошу прощения, но вы не ответили, чем для вас является идея. Вас часто называют идеалистом...

— Вы меня поставили в такую ситуацию, когда я вынужден говорить что-то такое, будто сам себя пропагандирую. Я очень быстро политически созрел. Когда мне было шесть лет, у нас происходили разные заседания украинских крестьян. Сидели, ужинали и дискутировали: как будет хорошо, когда Украина станет независимым государством. Я слушал, залезал на чердак, ложился на сено и мечтал об этом. Для меня Украина была самой большой ценностью уже в те годы. И потому я всегда говорю, что стал сознательным еще в 1936—1937 гг. Мое сознание напоминало котел, в который добавлялись отдельные факты, а вот взгляды на жизнь не менялись. Для меня идея украинского государства была главной, идея независимости, борьбы против традиционных врагов украинского народа — четко определенными. Следовательно, идейные убеждения для меня были очень важны и в школьные годы, и в 60-е, когда начался процесс национального возрождения, и в независимые 90-е. Украинское независимое государство для меня даже сегодня значит больше, чем мое личное благосостояние. Несмотря на все сложности со здоровьем, чувствую себя счастливым человеком. Весь мой жизненный путь прошел так, как я хотел. И я бы не задумываясь его повторил.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно