Возвращение из мрака небытия

8 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 8 октября-15 октября

В истории Украины есть знаковые фигуры, чье наследие сыграло значительную роль в судьбе нации, развитии государства...

Здание Полтавского губернского земства (сейчас областной краеведческий музей). Архитектор Василий Кричевский. Фото из альбома «Україна. Віхи історії».
Здание Полтавского губернского земства (сейчас областной краеведческий музей). Архитектор Василий Кричевский. Фото из альбома «Україна. Віхи історії».

В истории Украины есть знаковые фигуры, чье наследие сыграло значительную роль в судьбе нации, развитии государства. Среди них — Василий Григорьевич Кричевский (1872—1952) — основатель украинского стиля в архитектуре и первый художник отечественного кино, самобытный живописец и график-новатор, сценограф и мастер декоративно-прикладного искусства, автор дизайна национального герба Украины «Тризуб», искусствовед и педагог, старейшина мощного семейного клана художников Кричевских — весьма харизматичная фигура всего национального искусства ХХ века.

В советское время значение В.Кричевского для художественной культуры и истории Украины всячески преуменьшалось — только из-за того, что неумолимый ход исторических событий — Вторая мировая война и «реалии» советского образа жизни — заставил старого Мастера осенью 1943 года оставить родную землю. Между тем в 1974 году в США была издана монография, посвященная В.Кричевскому. Ее автор — Вадим Павловский, пасынок Мастера. Родина же молчала.

К счастью, пришло новое время… родилась новая Украина. И вот совсем недавно вышла в свет монументальная, в два раза большая по объему монография «Василь Кричевський» — первая часть трилогии Валентины Рубан-Кравченко «Кричевські і українська художня культура ХХ століття». Тем самым положено начало книжной серии «Мистецькі роди України», где впервые затронута проблема унаследования творческого достояния и роль художественных династий в развитии национальной художественной традиции. Серия столичного издательства «Криниця» посвящается украинской художественной элите, творчество и судьба которой стали ярким явлением прошлого и продолжают питать и вдохновлять нынешние поколения.

Монография — результат многолетнего кропотливого научно-исследовательского труда автора. За плечами В.Рубан-Кравченко — доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии искусств Укpаины, заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата премии им. А.Билецкого — обстоятельные монографии «Український радянський портретний живопис», «Поpтpет у творчості українських живописців», «Український портретний живопис першої половини ХІХ ст.», «Укpаїнський поpтpетний живопис другої половини ХІХ — початку ХХ ст.», «Забуті імена… Розповіді про українських художників ХІХ — початку ХХ століття», «Анатоль Петрицький. Портрети сучасників», «Живопис храмів України. Образ Богородиці в українському малярстві», десятки статей в профессиональной и популярной периодике. Тема Кричевских — неслучайна в творчестве исследовательницы: именно Федору Кричевскому студентка Валентина Рубан посвятила свою дипломную работу сорок лет назад — в далеком 1964-м.

Пока планируется издать следующие две части трилогии: «Федір Кричевський» и «Нащадки». Так что пожелаем автору хорошего здоровья и вдохновения! И щедрых спонсоров — без них сегодня не обойтись...

Значительный успех книге обеспечили макет и художественное оформление, выполненные народным художником Украины, заслуженным деятелем искусств Украины, лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Шевченко Леонидом Андриевским. В творческом активе превосходного мастера — оформление хорошо известных изданий: «Київ і Київська земля за доби феодальної роздрібненості ХІІ—ХІІІ сторіч» и «Стародавній Київ» П.Толочко, «Крізь віки. Київ в образотворчому мистецтві ХІІ—ХХ століть» Ю.Беличко и В.Пидгоpы, уже упомянутой монографии В.Рубан «Український портретний живопис першої половини ХІХ століття», «Мистецтво, народжене Жовтнем. Українське радянське образотворче мистецтво та архітектура 1917—1987» Ю.Беличко и С.Килессы, «Українське народне малярство ХІІІ—ХХ століть. Світ очима народних митців»…

Неоценимую помощь и поддержку в работе над монографией оказали живые носители памяти из старинного рода Кричевских, оказавшиеся вдали от родной земли, но сохранившие семейные реликвии — документы, фотографии, художественные произведения своих предков. Это прежде всего внучка В.Кричевского Екатерина Кричевская-Росандич (США), а также дочь Федора Кричевского Марьяна Кричевская-Косач (США), внучка В.Кричевского Оксана Линде (Венесуэла). Своими воспоминаниями успели поделиться ученики В.Кричевского, уже ушедшие в вечность: Мусий Катернога, Елена Кива, Петр Костырко, Георгий Лебедев, Николай Степанов, Василий Томашевский.

Автор пишет: «Першим порадником і, значною мірою, ініціатором, натхненником цієї праці був мій чоловік — Валерій Олександрович Кравченко, який по-справжньому любив свою країну, її людей і мистецтво, — і все своє свідоме, так трагічно рано перерване життя присвятив розбудові незалежної України. Він брав найдіяльнішу участь у підборі та формуванні матеріалів із перших років роботи над книгою — у нас не було спонсорів і зайвих коштів на її підготовку. А підготовка була довготривалою і складною: від пошуків творів і виготовлення фото та кольорових слайдів до копіювання архівних та інших джерельних матеріалів — справа копітка і недешева. Але, перейнявшись ідеєю створення своєрідного літопису мистецьких родів України — тієї художньої еліти, доля якої чутливо фокусує драматизм і велич національної культури, ми схилялися перед подвижництвом наших творців і відчули свій обов’язок перед їхньою пам’яттю. Валерія Олександровича не стало, коли текст книги набирався на комп’ютері; він ще встиг прочитати незавершений варіант і сам розкреслив родове дерево Кричевських — його світлій пам’яті я з глибокою любов’ю і довічною вдячністю за щастя жити й працювати разом і поряд із ним присвячую цю працю».

Читателям «Зеркала недели», наверное, запомнились щемящие строки из публикации Валентины Рубан-Кравченко о замечательном Человеке — Валерии Кравченко («ЗН», 7.12.2002).

Роскошное дорогое издание настраивает на соответствующее обращение с ним. Осторожно раскрыв цветистую суперобложку, видим солидный переплет с искусно выполненным золотым тиснением названия, а дальше — форзац с той самой родословной Кричевских. Здесь прослежено несколько поколений. От середины ХVІІ до начала ХХІ ст., то есть от широко известного не только историкам киевского полковника реестрового казачества Михаила-Станислава Кричевского, побратима гетмана Богдана Хмельницкого, героически погибшего в июле 1649 года после битвы под Лоевом — его имя у корней могучего дуба, — и до самого молодого побега в кроне — праправнучки В.Кричевского, внучки Екатерины Кричевской-Росандич — Меган Шапельгаумен, родившейся в 1999 году в далекой Калифорнии. Вот так — более 350 лет разницы в возрасте! На ветвях и побегах разветвленного «дуба» — свыше 80 имен.

Автором этой уникальной разработки стал, как упоминалось выше, Валерий Александрович Кравченко (1941—2001), человек чрезвычайно широкого диапазона интересов, энергичный государственный деятель новой эпохи — в свое время первый министр внешнеэкономических связей независимой Украины. Его светлой памяти и посвящено это издание, его добродушную улыбку читатель видит на портрете, помещенном на авантитуле.

Монография состоит из трех основных разделов. Два первых — это волнующее и емкое жизнеописание рода и самого Василия Кричевского. Третий — высокопрофессиональный искусствоведческий анализ творчества художника, освещение роли и значения его уникального дара, его универсального таланта в художественной жизни Украины в ХХ веке, во включении ее художественного достояния в европейский и мировой контекст. Первый раздел посвящен истории рода Кричевских. Авторский взгляд сквозь столетия прослеживает малоизвестные семейные предания и народные легенды о том же чигиринском полковнике, об абиссинке Мавре — родоначальнице Кричевских по материнской линии… Удалось отыскать истоки рода в Лебедине и Ворожбе на Полтавщине.

Самый объемный второй раздел монографии — о жизненном и творческом пути В.Кричевского — называется «Нарівні з добою». Учитывая ограниченные возможности данной публикации, его содержание можно пересказать, приводя одни только названия подразделов и глав без кавычек — настолько они красноречивы:

— Художниками рождаются (Детство в Ворожбе. Харьков: начало творческого пути. Здание Полтавского земства и слава. Киев: годы расцвета. На пороге перелома).

— Четверть столетия в Советской Украине (Деятельность в послеоктябрьские годы. Украинская академия искусств. Миргородский период. Возвращение в Киев. Кричевский и Довженко. Работа в кино. Под знаком графики. Архитектурные проекты и произведения. Дом Ролита и Шевченковский музей в Каневе. Двери открываются в прошлое. Экспедиция на Полтавщину. Архитектор-художник или художник-архитектор? Признание. Выставка произведений 1940 года. В.Кричевский — педагог).

— По дорогам чужбины (Перед разлукой с Родиной. Путь на Запад. Париж. Венесуэла. Город красных крыш — Каракас. Последние годы жизни. Шаги в бессмертие).

Содержание третьего раздела монографии — «Поетика творчості В.Кричевського. З минулого — до майбутнього» — так же выразительно раскрыто в названиях подразделов: Творец новой архитектуры. В.Кричевский и украинский модерн. Пионер украинского авангарда. Конструктивизм в архитектуре и графике В.Кричевского. Орнамент. Художественный текстиль и дизайн в творчестве В.Кричевского. Творческая натура. Мастер и П.Флоренский об имени «Василий». От пленэра до экспрессионизма. Синтетизм живописи В.Кричевского. Дополняют монографию статьи и публикации самого В.Кричевского, его автобиография, собственноручно составленный художником перечень работ, именной указатель и обстоятельный научный и справочный аппарат.

Завораживает любовь, с которой Валентина Васильевна рассказывает о своих героях, очаровывает ее язык — не только не отягощенный высокомерными «научностями», к которым так часто прибегают некоторые искусствоведы, а согретый теплом искренности. Так что текст хочется перечитывать еще и еще, проникаясь глубиной знаний и мыслей, точностью выражений.

Привлекает внимание иконографический ряд членов семейного клана Кричевских, представленный в альбоме попарно таким образом, что рядом стоят портреты личности в начале ее творчества и — через несколько десятилетий — в расцвете таланта и славы. Предоставляется возможность сравнивать изменения и ощущать вечное движение жизни.

Так же показаны и архитектурные произведения Мастера, ведь дома живут в большинстве своем намного дольше, но тоже своей жизнью, на которую также влияет Время.

Все в книге захватывает: и цветные репродукции живописных произведений В.Кричевского, и его графика (включая проект герба «Тризуб», ведь это дизайн именно В.Кричевского, разработанный в 1918 году и принятый сейчас в независимой Украине, о чем и по сей день почему-то не часто у нас вспоминают). Его графические произведения — и книжное оформление, и экслибрисы, и многочисленные орнаментальные композиции, выполненные восемь десятилетий тому назад, выглядят на удивление современно и поражают не подвластными времени оригинальностью, артистичностью и свежестью. Подавляющее большинство репродуцированного архитектурного и живописного наследия В.Кричевского, семейные фото в монографии представлены впервые и размещены с большим вкусом.

Казалось бы, 825 иллюстраций на 660 страницах — невероятная щедрость, замечательный подарок ценителям прекрасного. Но, как иногда случается с выдающимися произведениями, автору посчастливилось получить уникальный подарок судьбы.

В.Рубан-Кравченко пишет уже на 661-й странице: «Коли книга була повністю підготовлена до друку, з Венесуели до Києва прилетіла онука Василя Григоровича Кричевського — Оксана Лінде. Виконуючи волю своєї матері Галини Василівни Кричевської-Лінде, вона привезла в дар музеям України твори, що зберігалися в їхній родині. Цим щедрим даром донька художника немов передала рідній землі частку його душі, що навіки втілилась у творах, сповнених негаснучої любові до України».

Оказала содействие этой благотворительной акции международная инвестиционная компания Sigma Bleizer в лице ее президента Майкла Блейзера и вице-президента Наталии Блейзер. В мае 2003 года во Дворце искусств «Украинский дом» состоялась презентация собрания, распределенного со временем по нескольким музеям Украины. Здесь — зарисовки крестьянских домов, эскизы архитектурных и скульптурных проектов, виды Украины, Крыма, Венесуэлы, книжная графика, орнаментальные мотивы, уникальные семейные фотографии.

Затем к 825 уже смакетированным иллюстрациям добавилось еще 308. Следовательно, книга содержит 1133 черно-белые и цветные иллюстрации, дающие полное представление о важных этапах творчества без малейшего преувеличения нашего гениального соотечественника — Василия Кричевского в течение его жизни.

Эта книга — большой праздник для каждого сознательного украинца, для каждого образованного и небезразличного человека. Это своеобразная, такая нужная сегодня энциклопедия украинистики наивысшего сорта. Надеемся, в Украине на одного академика и шевченковского лауреата станет больше — новое произведение Валентины Рубан-Кравченко дает все основания для таких надежд.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно