В ШКОЛУ — ПОРА?

29 августа, 2003, 00:00 Распечатать

Воспитание не должно быть подготовкой к жизни, оно должно быть самой жизнью. Энтони де Мелло Будущ...

Воспитание не должно быть подготовкой к жизни,
оно должно быть самой жизнью.

Энтони де Мелло

Будущая школьная жизнь, о которой в семье говорят с беспокойством, с боязнью, тревожит ребенка с точки зрения его новой социальной роли школьника. Малышу сейчас особенно важно, чтобы родители принимали его таким, каков он есть, уникальной личностью, важно чувствовать их безоговорочную любовь, поддерживающую такое необходимое ощущение себя, как «я — хороший».

Родители шести-семилетних детей обеспокоены. Вот уже пришло время готовиться в первый класс, а здесь такие проблемы в последнее время начались, что уже вся семья пребывает в стрессовом состоянии. Ребенок «вдруг испортился», «всегда был такой послушный, а сейчас словно подменили», «стал непослушным, все нужно по десять раз повторять», «нахально ведет себя, грубит, злословит, насмехается, все время срывается на крик», «постоянно кривляется, изображает из себя клоуна», «становится неуправляемым, непокорным, дерзким» и т.п. Другие родители, имеющие детей такого же возраста, чувствуют на себе откровенно завистливые взгляды вышеупомянутых родителей. Конечно — ведь у них дети послушные, бесконфликтные, тихие и смирные, играют, как и раньше, в свои игры, не вступают в споры со взрослыми. Как вы считаете, каким детям будет легче начать новую школьную жизнь?

Оказывается, именно очень активным, неугомонным, требующим постоянного внимания, контроля со стороны взрослых. Непоседливым, непослушным дошкольникам-почемучкам будет легче начать систематическую учебу в школе. С поступлением в школу у таких ребятишек довольно быстро «все становится на свои места», а родители вспоминают о трудностях в воспитании как о пройденном этапе, хотя и довольно сложном. Им в самом деле уже пора в школу.

И, наоборот, многие из ребят, на первый взгляд, благополучных в дошкольном детстве, с приходом в школу проявляют невиданные доселе черты — упрямство, конфликтность, агрессивность, нежелание слушать учителя и вообще учиться, пассивность, инертность. Наблюдательные опытные учителя подтвердят, что именно эти дети играют в куклы и машинки под партой, приносят разнообразные игрушки в школу, живут «предчувствием перемены», томятся от скуки и откровенно страдают на уроках. Таким мальчикам и девочкам еще рановато в школу, поскольку они не прошли важные «уроки» дошкольного детства.

В чем же дело? Почему именно так?

Причины кроются в различном уровне социальной или личностной готовности детей к обучению в школе. О физиологической готовности (уровень физического здоровья, биологического развития и состояния здоровья) родители узнают от врачей. Информацию о психологической готовности могут почерпнуть из популярной литературы, которая часто очень упрощенно и вместе с тем запутанно раскрывает этот вопрос, запугивая мам и пап уже самим перечнем необходимых их будущему школьнику изолированных психических качеств. Готовность ребенка занять новую позицию является не менее, если не наиболее важной, нежели вышеупомянутые предпосылки начала школьной жизни, поскольку без нее даже при наличии необходимого запаса знаний и умений ребенку будет трудно в школе. Это — общая готовность ребенка к новым формам общения, нового отношения к окружающему миру и к самому себе, обусловливающаяся новой ситуацией школьной жизни. Какие признаки такой готовности? Как помочь маленькому человечку приобрести ее?

Прежде всего ребенок стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять важную не только для него самого, но и для других людей деятельность — учебную, открывающую доступ в мир взрослых. Так начинает заявлять о себе новое отношение к миру, известное в психологии как «внутренняя позиция школьника». Ребенок словно выпадает из обычного ритма жизни, теряет интерес к своим обычным занятиям, еще вчера любимые игрушки заброшены. Девочки и мальчики, стремящиеся к новому социальному статусу школьника, рассматривают обучение как социально значимую интересную деятельность и проявляют себя определенным образом: например, рассказывают о школе с увлечением — и «какие там учатся взрослые дети, все-все знающие, умеющие многое делать сами», и что «там интересно, о динозаврах и мамонтах будут учить, а потом вырасту и поеду в пустыню изучать варанов». А еще могут сравнить с детсадиком — «в школе большие дети, а в садике маленькие, какой я была когда-то, у меня будет все, как у сестры, — и пенал, и тетради, и я буду сама читать о чем захочу, а не маму или сестричку просить».

В общении можно заметить стремление детей оторваться от конкретной ситуации, обсуждать общие, даже философские и мировоззренческие темы. Такие сдвиги свидетельствуют о развитии познавательных потребностей, которые можно будет в полной мере удовлетворить уже в школе.

Дома такие дети изъявляют желание выполнять те или иные поручения взрослых, пытаются взять на себя какие-то обязанности, стать помощниками в семье. В какой-то день, например, можно застать сына или дочку за стиркой своего носового платка, мытьем пола или раскладыванием ботинок всех членов семьи. Не беда, что уже мокрая рубашка и майка, а носовой платок остался таким же серым, как и был, — серьезно и внимательно относиться к мнениям и суждениям, поддержать, порадоваться за ребенка, разделить его радость от первых собственных успехов во «взрослых» делах не просто желательно, а необходимо. Именно этого так ждет ребенок, наглядно показывая родителям свой стремительный взлет еще на одну ступень своего развития. Именно этим родители помогают своим детям учиться новому, поддерживают желание приобретать новые умения и знания, расти как личность, взрослеть, становиться ответственными и любящими людьми.

Если же переход к новому социальному положению и новой — учебной — деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает ощущение недовольства, рано или поздно обнаруживающееся в закономерных негативных проявлениях кризиса 6—7 лет. Кризисы развития необходимы и неминуемы, возникают они у всех детей, тем не менее у одних проходят незаметно, сглаженно, а у других — бурно и очень мучительно.

Основные признаки возрастного кризиса проявляются в активном нежелании ребенка сделать что-то только из-за того, что это предложил взрослый, независимо от содержания предложенного; в упрямстве — в настаивании на чем-либо не из-за того, что очень хочется, а лишь потому, что он этого требует («а я так сказал»); в непокорности, направленной уже не против взрослых, а против самих норм поведения; в бунте, когда все поведение приобретает характер протеста, словно объявлено постоянное «состояние войны» с окружающими; в обесценивании взрослых (плохие слова, грубости), любимых прежде вещей (рвет книги, ломает игрушки).

Родителям следует помнить: независимо от особенностей течения кризиса появление его признаков свидетельствует о том, что ребенок стал старше (радоваться нужно, а не паниковать), а следовательно — готовым к более серьезной деятельности и более серьезным, «взрослым» отношениям с людьми.

Переходя от одного периода своего развития к другому, ребенок становится относительно трудновоспитуемым, поскольку система требований родителей уже не отвечает новому уровню его развития, его новым потребностям, желаниям (кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, 6—7 лет, подростковый кризис 12—14 лет, кризис юности 17—18 лет). Это именно те поворотные точки развития, когда изменения педагогических, воспитательных требований не поспевают за стремительными изменениями личности ребенка. Важно помнить: чем больше этот разрыв, тем острее проходит возрастной кризис. И чем больше у родителей оснований задуматься над необходимостью изменений, учиться изменяться и развиваться вместе с детьми, тем больше поле для проявления собственного творчества и инициативы в общении.

Следовательно, хорошо было бы подумать, все ли запреты обоснованны и не следует ли предоставить ребенку большую свободу для проявления самостоятельности. Чем скорее родители перестанут относиться к ребенку как к беспомощному малышу, неумелому, медлительному, неопытному исполнителю различных дел, за которого лучше все же справится бабушка или мама, а начнут воспринимать ребенка как партнера, товарища, которого уважаешь и к которому прислушиваешься, с которым советуешься и совместно принимаешь решения, чем скорее изменят тон наставления, приказа на разъяснение и общий с ребенком анализ ситуаций, тем спокойнее и увереннее ребенок вступит в новый период — школьную жизнь.

Поэтому ребятишки, еще до поступления в школу проявляющие непокорность, упрямство, грубость и другие протестные формы поведения, с началом обучения сталкиваются с меньшими трудностями, нежели дети, у которых не наблюдалось таких форм поведения. Ведь их новые потребности просто не могли реализоваться в рамках дошкольного образа жизни, что и вызывало сопротивление. В школе же эти ребятишки смогут проявить это, поскольку там у них появится возможность осознать себя как личность в системе человеческих отношений «Я — школьник». Став школьниками, эти ребятишки переполнены желанием учиться, чувствуют себя полноценными личностями, надеются достичь признания в школе и заслужить уважение и любовь учителей и одноклассников. Главное сейчас, чтобы это стремление учиться, этот детский оптимизм сохранились как можно дольше. А педагоги и родители первоклассника общими усилиями должны помочь им и преодолеть первые трудности, освоиться в новой жизни и стать настоящим школьником, который учится с радостью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно