Закончился учебный год. Летом общеобразовательные заведения подкрасят, помоют парты и сделают какой-то ремонт. Ведь первого сентября школа опять должна быть готова принять своих учеников: как тех, которые ходили в нее годами, так и малышей, еще вчера игравшихся в песочнице. Школа должна быть готова, а готовы ли к ней малыши, которых уже распределили по «а», «б», «в» классам? К сожалению, в большинстве своем не готовы. Несмотря на то, что дадут правильные ответы на вопрос завуча или продемонстрируют умение читать, считать. Неготовность эта психологическая, хотя именно психологическая готовность и призвана обеспечить способность ребенка освоить новую позицию — школьника. Так начнется еще один год, свидетельствующий об отсутствии реальных изменений. А именно — крайне необходимого изменения парадигмы обучения на парадигму развития ребенка. В частности с задачи «подготовить к школе», «подготовить к будущей жизни» — до задачи педагогам и родителям осознать, что необходимо признать и не нарушать элементарное право пятилетнего ребенка на жизнь уже теперь. То есть проживание полноценного по содержанию и формам самоценного детства со специфическими, только этому периоду присущими задачами.
На уровне медиков, отслеживающих картину «нездоровья» дошкольников, и воспитателей, наблюдающих увеличение количества «проблемных» ребятишек, все выразительнее обеспокоенность. А на уровне функционеров — отрицание существования проблемы, лакирование действительности, демагогические тирады и заклинания. Когда начальник управления образования Киевской госадминистрации Б.Жебровский на конференции этого года «Пятилетние дети: особенности развития» спокойно сообщил, что в 2003 году в школу пошли несколько тысяч детей, которые не достигли еще даже возраста 6 лет (!), казалось, у многих присутствующих в зале мороз по коже не пошел. Но, по мнению Бориса Михайловича, проблем нет — «все нормально учатся, все хорошо»...
Вместо того чтобы повышать статус воспитателя (и через достойную зарплату тоже), поддерживать его, советоваться с ним и прислушиваться к нему, аргументированно и последовательно разъяснять родителям, учителям, общественности, как помогать ребенку развиваться, закладывая крепкий фундамент дошкольной зрелости к семи годам, — родителей активно запугивают высокими школьными требованиями к функциям интеллекта и памяти, побуждают форсировать детское развитие. А надо бы обратить внимание педагогов и родителей на индивидуальность ребенка, проявляемые именно им интересы и способности. Консультативная же работа с мальчиками и девочками пяти-шестилетнего возраста тогда бы направлялась не на непрофессиональную диагностику и неэтичный отбор более «удобных» и «отсев» тех, кто «не вписался» в волюнтаристское понимание «нормы», а на заинтересованное раскрытие уровня и особенностей развития ребенка, а также на выбор дифференцированных педагогических условий, которые обеспечат разностороннее развитие ребенка и подготовку к школе.
К сожалению, изменения в сфере образования не приближают, а, наоборот, отдаляют нас от желательного и необходимого, на мой взгляд, перехода с парадигмы обучения к парадигме развития ребенка — в семье, школе, обществе. Возможно, тогда бы так не форсировалось развитие интеллекта, не перегружалась бы память, ведь именно становление «эмоционального интеллекта» определяет жизненный успех и самореализацию человека. Воспитание личностное, эмоциональное, оставаясь «падчерицей» образования наших дней, пока не стало важным компонентом образования, обеспечивающим осознание детьми самих себя и своего окружения, формирующим готовность к самоопределению, творческой жизни.
В.Сухомлинский хотел видеть и строил «школу радости», известные психологи Д.Эльконин и В.Давыдов показали, что, во-первых, как пелось в песне, «учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться», а во-вторых, детей не надо нафаршировывать информацией (она всегда быстро стареет). Необходимо поддерживать их стремление познавать новое, помогать в овладении единственным умением — умением учиться. Кстати, именно благодаря титаническим усилиям Д.Эльконина в 90-х годах прошлого века в СССР не был внедрен неудачный «эксперимент» начала школьного обучения с шестилетнего возраста.
Вы спрашивали пятилетних детей, хотят ли они в школу? Сотрудники лаборатории воспитания дошкольников Института психологии АПН Украины спросили. Ответы получили не после целенаправленных или завуалированных наставлений со стороны воспитателей или «обработки» родителями, а в ходе совместного с детьми рассматривания сюжетных картинок во время игры в куклы, игры-драматизации, рисования. Большинство пятилетних не хочет идти в школу, поскольку ничего, кроме неудобства, дискомфорта, иногда прямого насилия, дети, которым не дают поиграть «в будку и раненую собачку», «клоунов, медведей и принцессу», «копателей подземных туннелей в песочке», не ощущают.
Тревога родителей, напряженное обсуждение домочадцами стратегии поступления в школу, тестирование при вступлении, запугивание роковыми последствиями в случае неудачи... А со временем контрольные по математике, письму и проверка скорости чтения (70 знаков в минуту!) уже при переходе из первого класса во второй (например, в школе моей младшей дочери первых классов четыре, а вторых только три)... Это весь тот негативный фон, который отнюдь не содействует, а весьма деформирует и тормозит нормальное развитие ребенка, не дает возможности жить радуясь, а принуждает выживать, ломая свою природу.
Распространенная практика тренировки малышей на чтение и сложение, занятия по логике, когда образное мышление еще не сформировано, и т.д. отображают спрос на максимально быстрое развитие качеств, необходимых школе. И не имеет значения, что ребенок в целом не развивается. При этом дрессировка начинается в том возрасте, когда реальность эмоционального проживания занимает существенное место в психике ребенка. Из-за того, что эта эмоциональность механически вытесняется интеллектуальной рациональностью, нарушается естественное развитие ребенка. В результате получаем замкнутый круг — развивая ребенка неадекватными его возрасту методами, лишь усиливаем общую неразвитость.
Уместно вспомнить предостережение великого учителя и психолога Ш.Амонашвили, который, обучая детей без оценок и достигая творческого свободного их самовыражения, базового стремления самостоятельно познавать и открывать новое, предупреждал об опасности превращения «школы для маленьких» в «маленькую школу». Кажется, «маленькую школу» для дошкольников в нашей стране уже организовали, теперь детям все больше начинает угрожать и большая школа, стремящаяся как можно раньше посадить их за парты и как можно быстрее «профилировать», четко рассортировав девятилетних на «математиков», «филологов», «биологов», «экономистов» и «юристов». И все это вместо того, чтобы обратить внимание педагогов и родителей на индивидуальность ребенка, его интересы и способности. Консультативная же работа с пяти-, шестилетними была бы тогда направлена на раскрытие уровня и особенностей развития ребенка, а также на выбор дифференцированных педагогических условий, обеспечивающих ее правильное развитие и соответствующую подготовку к школе.
Наверное, действительно что-то не в порядке в мире, созданном взрослыми, если шестилетний мальчик уже который раз подряд упрямо рисует свою школу с черными окнами и черными дверьми...