Об этом в своей статье для ZN.UA пишет социальный психолог Олег Покальчук. По его словам, сценарий украинского протеста не имеет четкой культурной особенности.
О национальных сценариях протеста, по мнению О.Покальчука, можно говорить, во-первых, в контексте их заимствования. «Из-за резонанса в эмоциях, которые вызвал чужой сценарий. Во-вторых, с точки зрения завершенности или незавершенности протестного цикла. Он (по науке) начинается с осознания нарушения прав, дальше - идентификация ситуации нарушения. Затем начинаются «разговоры вслух», поиски причин. Выбирается репертуар протеста и начинаются отношения с властями - переговоры, подавление, посредничество и т.п.» - пишет автор.
Он отмечает, что традиционный для новой Украины сценарий начинается как бунт, с его эмоциональным поводом, сценарной бессмысленностью и угрозой быть беспощадным. Затем появляются посредники, объявляющие себя еще более беспощадными. И затем он превращается в феерический карнавал.
«Основная функция средневекового карнавала - регуляция социального напряжения. Так, раз в году разрешалось высмеивать и оплевывать даже Папу и монархов. Это визуально воплощалось в карнавальных фигурах, порядке процессии и сценарии самого действа. Слово «карнавал» означает в переводе с итальянского «прощай, мясо» (carne vale). Последнее развлечение перед началом поста», - пишет О.Покальчук.
Карнавальные приемы, по его словам, часто сопровождают протест в авторитарном обществе. Польская «Помаранчева альтернатива» во времена Ярузельского выводила на улицы в канун годовщины российской большевистской революции тысячи одетых в красное людей, скандирующих «да здравствует революция». В результате начальник полиции кричал в мегафон: «Ввяжите всех красных!».
«А вот украинское поджаривание яичницы на Вечном огне при благих намерениях продемонстрировать нецелевое использование природного газа и невнимание власти к проблемам ветеранов - сценарная неудача и творческая халтура, - считает психолог. - Во-первых, десятилетиями по ночам бомжи использовали по всему «совку» эти шаровые источники тепла в тех же целях, и милиция в целом закрывала на это глаза, если не мусорили и не безобразничали. Во-вторых, яичница - это как пельмени, простейшая массовая еда. Бросание яиц в политика - перформанс. А в сковородку? Социальный резонанс от такого действа - массовое пожимание плечами».
«Если уж вы рискуете пойти «по статье», то мессидж должен быть безукоризненный, понимаемый и одобренный обществом. Даже в версии решения суда. Ведь самоубийственность, бунтовщицкая или карнавальная, всегда остается личным поступком. Люди хотят продолжать свой род и защищать свой вид, и любые помехи в этом рано или поздно вызывают социальные протесты без всяких стимулирующих технологий. Хотя есть демографические сомнения по поводу того, что украинцы хотят продолжать свой род. А с нравственно-эстетической точки зрения, многих к этому виду вообще причислять не хочется. И это пока главная эмоциональная составляющая протестов», - пишет автор.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Олега Покальчука «Между бунтом и карнавалом».