Трагедия и триумф патриарха

2 марта, 2012, 14:41 Распечатать Выпуск №8, 2 марта-9 марта

Несомненно, Иосиф Слипый — человек, в значительной степени повлиявший на мировые процессы периода холодной войны.

Несомненно, Иосиф Слипый — человек, в значительной степени повлиявший на мировые процессы периода холодной войны. Провожая патриарха в вечность, Папа Иоанн Павел ІІ сказал: «Он принадлежал к величайшим мужам ХХ века». В словах понтифика нет ноток преувеличения. Известный богослов и историк церкви, духовный наставник миллионов верующих... Если митрополит Андрей Шептицкий был основателем Украинской греко-католической церкви, то Иосиф Слипый заявил на весь мир о ее существовании. Он не мог вернуться на родину, в советскую Украину. Но и в эмиграции, возрождая преследуемую в СССР церковь, он приближал крах коммунизма и час возникновения свободного и соборного Украинского государства.

С Богом — с самой колыбели

17 февраля 1892 года над усадьбой крестьянской семьи Ивана Коберницкого-Слипого и Анастасии Дычковской зажглась еще одна звездочка: родился мальчик. Он был последним, восьмым, ребенком в семье. Иосифа воспитывали в глубоко религиозном духе. Во время святой литургии по случаю 120-й годовщины со дня рождения патриарха УГКЦ архиепископ, митрополит Тернопольско-Зборовский Василий Семенюк сформулировал содержание воспитания своего духовного наставника в семье: «Его учили чтить Пресвятую Троицу, Богородицу и святого Николая». А сам Иосиф Слипый на склоне лет с признательностью вспоминая родителей, которые настаивали, «щоби я відмовляв щодня молитви, пильно вчився і не підпадав під лихі впливи». Родители достигли цели. Иосиф был не по-детски взрослым, серьезным, дисциплинированным, настойчивым. Изучая азбуку, купленную ему старшим братом Романом, в пятилетнем возрасте научился читать и писать. 

В 1912 году Иосиф с отличием заканчивает Тернопольскую гимназию и вступает во Львовскую греко-католическую духовную семинарию. Через многие годы блаженнейший вспоминал: «Після зложення гімназійної матури я довго мучився з вибором звання теології чи філософії. Священиком хотів я бути, і родина дуже бажала цього, але я невторопно боявся душпастирства, бо воно могло стати мені на перепоні бути професором університету і, як тоді говорили, «аристократом духу». Але дивна рука Господня, котра провадила мене ціле життя понад всіма життєвими пропастями, провела мене свобідно й без примусу до священства..».

30 сентября 1917 года митрополит Андрей Шептицкий рукоположил Иосифа Слипого в священники. Глава УГКЦ увидел в юноше необыкновенные способности и отправил учиться в католический университет города Инсбрук (Австрия). Там Иосиф Слипый защитил работу «Наука візантійського патріарха Фотія про Пресвяту Трійцю» и получил степень доктора богословия. Позднее святой отец учился в Риме — в Папском Григорианском университете и «Анджеликуме» (сейчас — Папский университет святого Фомы), а также в Восточном папском институте, где написал габилитационную работу. 

Летом 1922 года Иосиф Слипый возвращается во Львов, где по протекции митрополита Андрея Шептицкого служит профессором греко-католической семинарии во Львове, преподавая догматику. Через четыре года становится ректором духовной семинарии и, одновременно, деканом богословского факультета. Во время поездок по Италии, Франции, Бельгии, Германии изучил опыт ведущих научных религиозных учреждений, и решил создать в возглавляемом им учреждении научный, богословский и издательский центры. При ректорстве И.Слипого духовная семинария трансформировалась в академию. Следуя примеру руководителя, ученые академии заложили хорошую базу для развития экуменического движения в Украине, поставив его на прочные богословско-догматические принципы.

Иосиф Слипый был одним из основателей, а потом и главой Богословского научного общества. Он провел значительную работу по комплектации его библиотеки, которая считалась одной из самых богатых во Львове. Редактировал ежеквартальный журнал «Богословіє», превратив его в уважаемое научное издание. 

Авторитет Иосифа Слипого в сложных богословских темах — Пресвятой Троицы, происхождения Святого Духа, религиозной науки Востока — был непререкаемым. Ученый-богослов глубоко исследовал проблемы схоластики, особое внимание уделял философии святого Фомы Аквинского. Написал ряд работ по истории восточных церквей, церкви в Украине и унии. За значительные научные достижения и активное участие в национально-культурной и религиозной жизни он был избран действительным членом Научного общества имени Т.Шевченко. 

Чашу страдания он испил до дна

 В декабре 1939-го, после первого прихода в Западную Украину большевиков, митрополит Андрей Шептицкий по согласию Папы Пия ХІІ тайно возвел Иосифа Слипого в сан епископа с правом преемственности и титулом архиепископа Серрейского, то есть законного наследника главы УГКЦ. По иронии судьбы, во время его признания НКВД начало операцию под кодовым названием «Ходячие». Под пристальное внимание советских органов госбезопасности попали 50 иерархов УГКЦ, среди которых — митрополит Андрей Шептицкий, архиепископ Иосиф Слипый, епископы Никита Будка, Иван Бучко и другие.

30 июня 1941 года Иосиф Слипый поддержал «Акт відновлення Української держави»: он выступил в ходе провозглашения этого памятного документа, передав благословение митрополита Андрея. А 6 июля 1941 года на собрании украинских политических и общественных деятелей была избрана «Рада сеньйорів» — как совещательный орган Украинского государственного управления (правительства). Президентом совета стал доктор Константин Левицкий, заместителем — доктор Иосиф Слипый.

Вскоре после освобождения Львова от немцев, НКВД в феврале 1945 года реанимировал дело «Ходячие» и вновь установил надзор за деятелями УГКЦ. Над церковью, оберегавшей национальное самосознание украинцев, нависли черные тучи Львовского Собора 1946 года... 11 апреля 1945 года энкавэдисты провели операцию в соборе Святого Юра во Львове: митрополита Иосифа Слипого пришли арестовывать группой из шести оперативных сотрудников госбезопасности, возглавляемой подполковником Волошиным. Главу церкви обвинили в шпионаже в пользу Ватикана, воспитании молодежи в духе ненависти к СССР, сотрудничестве с националистическими издательствами «Мета», «Дзвони» и в... паразитировании за счет трудящихся. 

Но Иосиф Слипый не сломался. Во время допросов (их протоколы, другие важные документы недавно экспонировались на юбилейной выставке в государственном архиве Тернопольской области) он заявил: «…греко-католическая церковь существует и я являюсь ее законным митрополитом» и отверг все предложения перейти в русское православие. Его приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей, лишению гражданских прав на три года и конфискации имущества. Отбыв один срок наказания, Иосиф Слипый за тайные богослужения получил еще три: в 1953 году его на пять лет сослали в Сибирь, в 1957-м — приговорили еще к четырем годам каторжных работ, а в 1962-м коллегия Верховного суда УССР признала блаженнейшого «особо опасным рецидивистом» и приговорила к пожизненному заключению. Духовного наставника политзаключенных переводили из лагеря в лагерь, чтобы он не успел заручиться их поддержкой. 

Мирослав Иван кардинал Любачивский так вспоминал одиссею страданий Патриарха: «Він витримав чи не найтяжчі часи в історії гнаної Церкви — сталінщину... Спочатку в тюрмі, відтак у Києві, в Мордовії, в Єнісейському краї. Він витримав і був готовий до кінця нести той хрест...». Карательные органы подбрасывали все больше дров в костер коммунистической инквизиции, надеясь, что «этот поп подохнет». Благо, их мечта не сбылась. Иосиф Слипый переболел дизентерией, воспалением легких, но выжил.

В вынужденной эмиграции, но с мыслью об Украине

Под давлением мирового сообщества, в частности, президента США Джона Кеннеди и Папы Римского Иоанна ХХІІІ Верховный Совет СССР в январе 1963 года принял постановление об освобождении митрополита УГКЦ из заключения с требованием его выезда из СССР. 9 февраля Иосиф Слипый прибыл в Рим. Ватикан признал, что галицкий митрополит имеет статус Верховного архиепископа и именовал его членом Восточной конгрегации церквей. А 25 января 1965 года Папа Павел VI предоставил главе УГКЦ титул кардинала.

Вдали от родины Иосиф Слипый, не жалея сил и энергии, продолжил выполнять прерванную большевиками религиозную миссию. Под его руководством был построен собор Святой Софии наподобие Софии Киевской. Митрополит восстановил храм Жировицкой Божьей Матери для украинцев-католиков, основав при нем музей и больницу, дал новую жизнь монастырю ордена студитов. Осознавая свое высокое призвание, он смело обратился к правительству Германии: предоставить хоть небольшую компенсацию за уничтоженные во время Второй мировой войны украинские храмы. И немцы откликнулись: ссужали деньги на восстановление и строительство святынь. Присылала пожертвования и украинская диаспора.

Немало внимания Иосиф Слипый уделял богословской науке и образованию. Основал Украинский католический университет имени святого Климента, потому что с пиететом относился к «первому высокообразованному папе и ученому, папе-мученику, а также наделенному даром примирять врагов». При университете работали библиотека, издательство, архив, открылись филиалы университета в крупнейших городах Европы и Америки. Иосиф Слипый оживил деятельность восстановленного Украинского научного богословского общества, вернул к жизни научные издания — «Богословіє» и «Дзвони». Фактически он спас «Український Вільний університет» в Мюнхене, выделив в 1976 году почти миллион немецких марок, чтобы купить здание для учреждения. Стал почетным доктором «УВУ» и ряда университетов США и Канады.

Отстаивать самостоятельность УГКЦ Иосифу Слипому было очень нелегко. На Втором Ватиканском соборе в 1963 году он внес предложение создать Патриархат УГКЦ и как Верховный архиепископ с патриаршими правами созвал Синод украинских греко-католических епископов. Однако Конгрегация восточных церквей отказалась утвердить его решение. В 1975-м принял титул Киево-Галицкого патриарха УГКЦ. Воплотить свой стратегический замысел Иосиф Слипый смог только в конце жизни. Папа Иоанн Павел ІІ все же признал Синод УГКЦ, в начале 1983 года был утвержден его устав.

Оказавшись в вынужденной эмиграции, Иосиф Слипый посещал украинские общины США, Канады, Германии, Великобритании, Австралии и других стран, потому что поставил перед собой цель — сблизить украинцев диаспоры. Более того, глава УГКЦ добивался объединения всех украинских церквей в единый патриархат. Он был убежден, что православная и католическая церкви принципиально не отличаются, что эти ветви христианства дополняют друг друга, а, следовательно, необходимо обновление украинской церкви, что означает — единство. Иосиф Слипый дал четко понять: «чвари в Христовій церкві — це не вияв Божої волі, а наслідок людської немочі». 

Его жизнь можно сравнить с судьбами апостолов Христа, потому что пронес тяжелый крест мученика за веру, главы преследуемой властью, но авторитетной в народе Украинской греко-католической церкви. Умер блаженнейший 7 сентября 1984 года в Риме. А на заре украинской независимости, в августе 1992 года, гроб с его телом был перевезен из собора Святой Софии в Ватикане и захоронен в крипте собора Святого Юра во Львове. Так потомки выполнили завещание патриарха.

Достойное почтение памяти главы УГКЦ стало реальным только в независимой Украине. К 100-летию со дня рождения Иосифа Слипого на его малой родине — в селе Заздристь — установлен мемориальный знак, а в 1994 году — бюст (автор — скульптор Эммануил Мысько). Со временем в здании Львовской богословской академии (ныне — Украинский католический университет) был организован музей патриарха. В 1998 году в Заздрости был открыт большой духовный центр Иосифа Слипого с музеем и церковью, неподалеку скрупулезно воспроизведена его родовая усадьба. Большинство мебели, посуды, предметов хозяйственного инвентаря — аутентичны. В 2004 году в Тернополе видному религиозному деятелю установлен памятник (скульптор Роман Вильгушинский, архитектор Анатолий Водопьян). 

Хотя и с большим трудом, память о Иосифа Слипом ожила и заговорила — его мыслями о земном назначении человека и о принципе деятельного христианина, который «не повинен чекати на ласку Божу, а має кинутися у вир життя, напруживши і найменшу клітину свого мозку, і своїх м’язів». Ведь «віра вимагає від людини діяльності, а не фанатизму і неробства». 

Звучит словно написано сегодня.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно