СУЭЦКИЙ КАНАЛ

2 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 2 февраля-9 февраля

В наше время кратчайший морской путь между Европой и землями, лежащими вокруг Индийского и западной части Тихого океана, обеспечивает Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря...

В наше время кратчайший морской путь между Европой и землями, лежащими вокруг Индийского и западной части Тихого океана, обеспечивает Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Глубина канала составляет 12 метров, а протяженность между Порт-Саидом на севере и Суэцем на юге — 163 километра. Этот наиболее используемый в международной морской практике судоходный коридор имеет долгую и мучительную историю своего создания, неоднозначно и жестоко отразившуюся на судьбах выдающихся людей, многих стран и империй — бывших и нынешних.

 

Простая и гениальная идея соединения двух морей — Средиземного и Красного — была древней идеей. Почти две с половиной тысячи лет назад на земле, увлажненной Нилом, начался уникальный и неповторимый опыт, за несколько веков стремительно развившийся, создав для человечества инженерно-техническое сооружение огромной ценности. Еще до построек Великих Пирамид египтяне имели технологию, способную регулировать уровень воды на землях, затопленных Нилом, на протяжении тысяч километров и превращать болота или те же пустыни в цветущие поселения. Разработанная ими техника ирригации легла в основу конструкции будущего канала.

 

Первый канал, предшественник Суэцкого, был построен с приходом к власти VI династии (2350—2180 гг. до н.э.). Фараон Сакура строит канал Бубаст (Бубастис), соединяющий Средиземное море с Красным, создает сильный военный флот и предпринимает первую довольно успешную экспедицию в таинственную страну Пунт (теперешний Сомалийский полуостров). Но эти первоначальные постройки древнего стратега, конечно же, мало напоминали современные, канал был наполовину водным, наполовину сухопутным, и корабли, сделанные из папируса, перетаскивали по земле и пескам на верблюдах, чтобы затем снова спустить на воду, и так до самого моря. В 2120 г. до н.э. фараоном Монтухотепом III этот важный караванный путь оборудуется колодцами, хранилищами, морским портом и судостроительной верфью.

Первый канал в изначальном смысле этого слова был вырыт примерно около 1850 года до н.э. во время правления фараона Сесостриса III и предназначался для ирригационных работ, а в период разливов Нила использовался для судоходства. Во время правления ХХVI династии (609—524 гг. до н.э.), когда едва родились Рим и Афины, египетские корабли уже обошли Африку, обогнули Геркулесовы столбы (современный Гибралтар) и вернулись через канал Бубаста.

 

До прихода греков и римлян назначение канала заключалось, очевидно, в том, чтобы способствовать войне или торговле между землями в районе дельты Нила и Красным морем, а не для того, чтобы обеспечить переход к Средиземному морю. И только иноземные завоеватели Египта, сначала Дарий I, а затем Александр Македонский, изгнавший персов и основавший город Александрию, вновь открывают канал к Красному морю для соединения Индийского океана со Средиземным морем. При Птолемеях канал максимально реконструируется, и не в последнюю очередь благодаря ему Птолемей III Эвергетис становится «господином Средиземного моря и Индийского океана». Роскошь и распущенность последующих Птолемеев сопровождается ростом социальной и экономической напряженности в Египте. Рим вмешивается в политику и государственные структуры страны, и по воле Октавиана римляне завоевывают Египет (32 г. до н.э.). В течение их длительного господства канал приходит в упадок.

Тяжелое песчаное покрывало расстилается над великим прошлым, почти уничтожая даже память о нем. И только через века пришествие воинственных арабов вновь возрождает канал. Он восстанавливается правоверными в 762—767 гг. продуманно и тщательно, а потому халифы здорово воюют, торгуют, развиваются, расширяются, общаются со всем миром по морю и по суше, придумывают всякие штучки для навигации, сказочно богатеют. Халиф из Багдада принц Абу Аль Мансур переименовал канал в свою честь.

«Канал Правоверного Принца» не давал ни сна ни покоя европейцам всех времен и народов, и особенно одному из них — Наполеону Бонапарту. Избавившаяся от неподкупного Робеспьера с его Революционным трибуналом и террором, Французская Республика остро нуждалась в положительных переменах, материальном и духовном возрождении, новых территориях, руководителе нового типа. Что могло способствовать достижению этих целей? Победоносная война. Кто мог дать ей все это? Конечно же Александр Македонский, Юлий Цезарь, рыцари-крестоносцы и он, молодой и уверенный в себе Бонапарт. Куда же направил свои взоры новый крестоносец после прекрасных побед в Италии? На восток, разумеется, туда, «где будет возможным иметь удобные гавани, хорошо укрепленные крепости и уже готовые коммуникации, морские — для связи с родиной и сухопутные — с Индией. Страна с такой колонией скоро обретет монополию на торговлю с Индией» — вот что было написано группой наполеоновских ученых в соответствующем отчете. «Местом такой колонии конечно же должен стать Египет!» Пока генерал самым серьезным образом изучал возможности подступа к Индии, Франция все больше вовлекалась в идею повторения великих походов Александра Македонского и Юлия Цезаря.

Французские торговые интересы в Египте и на Ближнем Востоке были гораздо большими, чем у любой другой европейской страны. В Египте работало французское генеральное консульство, там проживали около 40 французов-торговцев, которых местные власти обижали непомерными пошлинами. Из Египта рукой подать до Святой земли! Именно Наполеон и его ученые были первыми, кто признал возможность сооружения морского канала, связывающего оба моря. Первое научное исследование Суэцкого перешейка было предпринято во время французской оккупации Египта (1798—1801 гг.). Выполнение этого грандиозного замысла было возложено на подразделение ученых из инженерного корпуса, сопровождавших Наполеона в египетском походе в составе так называемой комиссии по наукам и искусствам. Одной из первостепенных задач Комиссии был поиск древнего водного пути между Средиземным и Красным морями. Бонапарт лично приступил к выполнению своего любимого инженерного проекта. 26 декабря 1798 года он с двумя учеными прибыл в Суэц, чтобы произвести предварительную топографическую разведку и разыскать следы древнего канала. Утверждают, что Наполеон первый обнаружил тысячелетние берега, внезапно появившиеся среди зыбучих песков. Без всякой охраны, во-одушевленные своей находкой, ученые-авантюристы кружили по этим местам до самой ночи. Вернувшись в ставку, Бонапарт приказал своему главному инженеру по коммуникациям Жаку Леперу немедленно сформировать команду и предпринять топографическую разработку Суэцкого перешейка с рекомендациями по реконструкции канала. 16 января 1799 года Лепер с двумя помощниками отправился в Суэц. Пока группа трудилась в песках, Наполеон, считая сооружение канала делом решенным, устремился в Святые земли.

Группа Лепера работала в пустыне семь месяцев. Ученые обследовали 51 км перешейка. Они уточнили географические координаты Суэца, изучили уровни морей, исследовали русло старого канала. Условия работы были экстремальными, не хватало воды и пищи, в опасной близости от лагеря сновали разрозненными группами бедуины, демонстрируя агрессивные намерения. Когда прибыл первый караван с провиантом, фляги ученых были совершенно пусты, а их верблюды были без воды уже 6 суток.

Лепер представил свой отчет, который означал конец мечтаниям великого человека. Основываясь на своих данных, ссылаясь при этом на точку зрения Аристотеля, он сделал вывод, что уровень Красного моря на 8,5 метра выше уровня Средиземного и только единственный барьер в устье Суэца защищает Красное море от впадения в Средиземное и переполнения дельты Нила. Следовательно, строительство канала требует сооружения шлюзов, что на данном этапе является нереальной инженерной задачей. Это было потрясающе неверно. Уровень моря на земле везде один и тот же. Математик Страбо, единственный среди древних ученых, держался этого мнения, опираясь на гидростатические исследования Архимеда. Однако инженеры и географы после недолгих дискуссий отдали предпочтение Аристотелю, утвердив отчет Лепера и приняв его выводы за аксиому. Только в 1847 году другой французский ученый после новой экспедиции в корректной форме опроверг эти данные. Как могли ошибиться такие серьезные ученые и не дать человеку у власти того, чего он так страстно желал? Возможно, это произошло из-за поспешности и малочисленности группы, из-за нечеловеческих условий работы в пустыне? Может, причиной стали пустынные миражи и несовершенство оптических приборов, усугубляемое всепроникающим песком? И все же, несмотря ни на что, Лепер был убежден, что новый канал в принципе возможен, он даже рассчитал его примерную стоимость, рабочую силу и сроки сооружения. Доклад Лепера стал основой для всех последующих исследований, и после его публикации, уже после падения Наполеона, видные инженеры, особенно французские, снова заинтересовались этой проблемой. Французская делегация направилась в Египет. Но тогдашний правитель Египта Мохаммед Али на эту тему говорить отказался. Прежде всего он руководствовался побуждением снискать расположение Британии, которая стойко возражала против идеи строительства морского канала и особенно против французского присутствия в регионе, которое угрожало ее коммуникациям и монополии на Индию. Но Мохаммед Али не желал также с готовностью прислушиваться к аргументам англичан, если они не совпадали с его собственным мнением. Строительство канала, по мнению Мохаммеда Али, поставило бы Египет по отношению к великим державам в такое же печальное положение, в котором оказалась Турция из-за Босфора и Дарданелл.

Его рассуждения внимательно слушал сотрудник французского консульства в Александрии Фердинанд де Лессепс. Виконт де Лессепс, талантливый французский инженер и дипломат, родился в Версале в 1805 году. В 1832 году он был направлен во французское консульство в Александрию, где изучал предложения одного из бывших наполеоновских инженеров по Суэцкому каналу. В Александрии, познакомившись с отчетом Лепера и установив дружеские отношения с Мохаммедом Али и его сыном и наследником Саидом, которого де Лессепс наставлял по всем наукам, молодой амбициозный дипломат возымел надежду, что в один прекрасный день ему удастся завершить сооружение канала, проект которого был начат Лепером. Но в то время он не смог вьполнить свой план. Дипломатическая карьера де Лессепса прервалась, он покинул Египет и вернулся сюда только в 1854 году по приглашению своего бывшего воспитанника — принца Саида. С вступлением во власть Саида в 1854 году проект Суэцкого канала снова ожил в умах французов, его сторонники имели твердое желание довести дело до конца. Фердинанд де Лессепс умело пользовался привилегией быть ближайшим другом нового вице-короля. Он убеждал Саида предоставить концессию на строительство канала. Де Лессепс не уставал говорить о Суэцком канале везде и всегда, когда позволяли обстоятельства. Однажды он подстерег Саида на его пути из Александрии в Каир. Сопровождаемый министрами и офицерами, Саид вел свою 10-тысячную армию в столицу и был в прекрасном расположении духа, как всегда, когда он находился среди своих войск. Де Лессепс еще раз воспользовался возможностью раскрыть свой грандиозный план вице-королю. И Саид сдался, соблазнившись идеей получения звания «Благодетель человечества» сравнительно малыми затратами. Для этого нужно было всего лишь подписать два листочка бумаги с разрешением на формирование международной компании, которая провела бы соответствующие работы за свой счет. «Ваше имя — говорил де Лессепс, — будет жить вечно, в то время как имена фараонов, построивших пирамиды, забудутся».

30 ноября 1854 года Саид подписал первый акт концессии, разрешающий де Лессепсу разработку Суэцкого перешейка. Потребовалось четыре года для доведения разработки плана до конца. Выдающиеся инженеры всего мира были приглашены Саидом в Египет для изучения проекта на месте. Предварительные выводы международной комиссии были благоприятны, и в 1856 году ее решение объявили всему финансовому миру. В том же 1856 году второй акт концессии предоставлял будущей компании «Суэц-канал» право управлять каналом в течение 99 лет со дня окончания работ. Воодушевленный решением комиссии, де Лессепс не стал медлить с работами, особенно после того, как ему удалось убедить французов подписаться на 52% акций — то есть более чем на половину капитала, необходимого для создания компании. Первый взмах киркой был сделан де Лессепсом в Порт-Саиде 25 апреля 1859 года, а десять лет спустя канал был торжественно открыт. На его строительство потребовалось десять лет вместо шести, предусмотренных проектом. Климатические условия, эпидемия холеры, производственные и экономические проблемы — все это замедляло ход строительства. Акт концессии был единодушно признан как наиболее невыгодный для Египта. «Никогда еще не было концессий таких прибыльных для даримого и таких дорогих для дарителя», как это сделал Саид для компании «Суэц-канал». Прежде всего, для поддержки компании Саид был вынужден купить 44% акций, так как они не могли быть проданы в Англии, Австрии и Америке, где план строительства канала был провален. Правительство предоставило компании право сооружения дополнительного канала с пресной водой, берущего свои воды из Нила. Компания разрешала феллахам пользование этим каналом, таким образом освобождаясь от уплаты любых налогов. В качестве компенсации за расходы было согласовано, что Египет должен получать 15% от чистого дохода компании. В акте концессии было заявлено, что навигация в канале будет свободной для всех наций без различий флага и что пошлины за прохождение канала будут взиматься со всех одинаково. Длительность контракта ограничивала власть компании 99 годами со дня открытия канала. Так как канал был открыт к навигации 17 ноября 1869 года, то Компания должна была прекратить свою деятельность 16 ноября 1968 года, и египетскому правительству следовало взять на себя управление каналом со всеми его материальными и техническими средствами. Последние могли быть оценены соглашением или арбитражным судом в случае необходимости. Компания «Суэц-канал» была учреждена как Египетская акционерная компания с главным офисом в Париже. Первое правление компании включало представителей 14 стран. Так как Египет входил в состав Оттоманской империи, было оговорено, что официальное согласие султана перед выполнением контракта необходимо, но де Лессепс и Саид не стали дожидаться этой формальности. Порта, подстрекаемая Англией, придерживала свое согласие 8 лет, в течение которых у нее возникло предостаточно оснований быть недовольной компанией.

Меры, принятые египетским правительством по обеспечению обусловленного количества людей на стройке, вызвали нищету среди населения. Люди, вынужденные оставить свои поля и свои семьи, принесли в жертву каналу свои жизни, они гибли от недоедания и болезней. Неудивительно поэтому, что Порта заняла непримиримую позицию по отношению к компании. Но пока Саид был у власти, компания смогла выполнить четвертую часть своего проекта. Дела приобрели плохой оборот, когда Саид умер в 1863 году. Слезы де Лессепса были искренними. Не успел новый вице-король Исмаил взойти на трон, как из Порты пришло письмо, в котором основные вопросы касались исключительно Суэцкого канала.

 

Принц Исмаил — внук Мохаммеда Али, учившийся и выросший в Париже, отличался завидной энергией, европейским шармом и энтузиазмом к модернизации. Предшественники оставили ему неустойчивую экономику и тяжкое бремя долгов. В управлении финансами Исмаил оказался на удивление экстравагантным, безрассудным и неразборчивым. Ему не хватило бдительности, и его правление закончилось катастрофой. Хотя Исмаил не был непримиримо настроен к компании, он, тем не менее, без особой охоты подтвердил предыдущие условия концессии. Самым тяжким и обременительным была не сама по себе несправедливость условий концессии, а необходимость рекрутирования феллахов на строительство канала в угоду г-ну де Лессепсу и всему миру! Поэтому Исмаил не стал терять времени, сообщив де Лессепсу предписания, полученные из Порты. Немедленный эффект выразился в том, что количество рабочих было сразу уменьшено до 6000 вместо 20000 по контракту, а нищенское пособие было увеличено. Исмаил также намеревался лишить компанию определенных привилегий, которые, по его мнению, наносили ему ущерб как главе государства, к чему он был чрезвычайно чувствителен. Он отказался предоставлять бесплатную рабочую силу в неограниченных количествах и пытался отобрать полосу территории, прилегающей к Нилу и перешейку, на которой должен был быть проложен канал с пресной водой. Короче говоря, Исмаил хотел, чтобы канал служил Египту, а не Египет каналу. Проблема была представлена в арбитраж. Компания очутилась в скверном положении и так отчаянно нуждалась в деньгах, что ее распад становился неминуемым. В этих экстремальных обстоятельствах де Лессепс рассчитывал на свое родное французское правительство.

 

Кажется, де Лессепс родился под счастливой звездой, которая вела его все время. С самого начала его личная дружба с Саидом дала ему концессию в противовес тысячам дипломатических и технических сложностей. Этот внезапный кризис, когда компании угрожало банкротство, неожиданно обернулся новым счастьем, так как арбитром в этом деле по желанию Исмаила, как ни странно, оказался император Франции.

Наполеон III, император Франции и родной племянник Бонапарта, был женат на Евгении, кузине де Лессепса. В своей политике Наполеон III планировал идти во главе идей великодушных и благородных, среди которых национальные принципы были самыми главными. Император мечтал об открытии новых торговых путей и рынков для французских товаров, о распространении христианства и цивилизации, он имел во Франции и в Европе довольно хорошую репутацию. Но с 1856 года его здоровье стало ухудшаться из-за частых приступов почечнокаменной болезни. Он стал зависим от людей, окружавших его, и в первую очередь от своей молодой жены — красавицы Евгении, которой французы дали прозвище «вице-император». Ходили слухи, что Исмаил был влюблен в нее. Дочь испанского дворянина, сражавшегося в свое время на стороне Бонапарта в Испании, она имела твердые убеждения в вопросах веры и чрезвычайно влияла на своего мужа. В 1863 году Евгения стала премьер-министром Франции. Так получилось, что Исмаил не смог предвидеть решения Наполеона. С помощью глубоко заинтересованных в компании адвокатов, отлично разыгравших пьесу юридического фаворитизма, опираясь на общественное мнение и мнение императрицы, мечтающей о своего рода новом крестовом походе, Наполеон III вынес вердикт: поддержал строительство Суэцкого канала. Император согласился со справедливыми требованиями египетского правительства, но присудил возместить убытки, которые понесла компания, за счет Египта как не обеспечившего полную долю принудительного труда, а также за пресную воду и право рыбной ловли, когда канал будет закончен! Общая сумма компенсации составила 84 млн. франков, почти половину начального капитала компании. Компенсация убытков на 3 млн. египетских фунтов была возложена на Исмаила.

Финансированная таким образом компания была восстановлена вновь и приступила к работам. До 1866 года рытье канала производилось вручную с применением принудительного труда, затем появились экскаваторы, землечерпалки и другая техника, которой управляли не безграмотные феллахи, а обученные рабочие из Европы, что позволило сэкономить значительные средства компании. В честь Исмаила строительный базовый лагерь был назван де Лессепсом Исмаилией, и для вице-короля немедленно построили великолепный дворец. Благодаря новым техническим изобретениям работы на канале проходили быстро, и к 1968 году воды двух морей соединились вновь.

Утро 16 ноября 1869 года было памятным. Императрица Евгения, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф и кронпринц Пруссии, а также монархи, принцессы и выдающиеся особы из различных частей света присутствовали в качестве гостей на торжественной церемонии открытия. Церемония началась с молебна на арабском языке, затем исповедник императрицы отец Бауэр произнес проповедь, превознося вице-короля за его великие деяния и благодаря его от имени Франции, Европы и всего человечества. Было воздано должное гению де Лессепса, которому как раз в эти дни исполнилось 64 года. На следующий день, 17 ноября 1869 года канал был открыт. 20 ноября гости прибыли в Суэц и сразу поспешили на телеграф информировать свои правительства о счастливом событии — прохождении через Суэцкий канал. Из Суэца их повезли в Каир и предложили отдыхать и развлекаться, как им заблагорассудится, не считаясь с расходами. Для развлечения гостей была построена Опера, которую открыли в ноябре 1869 года. Первоклассные европейские компании были приглашены для постановки специально по такому случаю заказанной Верди оперы «Аида». Мир был восхищен этим событием, а де Лессепс превратился в идола. Стоимость церемонии открытия Суэцкого канала превысила 1 млн. египетских фунтов. Такой дорогой ценой Исмаил реализовал свои главные амбиции — сравнялся с великими суверенами и выступил в роли гостеприимного хозяина по отношению к ним.

Не прошло и года, как в Европе все перевернулось. 19 июля 1870 года Франция объявила Пруссии войну. В битве под Седаном французская армия была разбита превосходящими силами противника. Наполеон III был взят в плен и 2 сентября 1870 года вручил свою шпагу кайзеру Вильгельму в знак полной капитуляции. Бывший император эмигрировал в Англию. Он умер там в 1873 году после неудачной операции по удалению камней из почек. Евгения последовала за мужем в изгнание и до конца своих дней продолжала заниматься политикой. Умерла в Мадриде в 1920 году в возрасте 94 лет.

 

В 1879 году Международный Конгресс географических наук собрался в Париже и проголосовал за сооружение Панамского канала. 74-летнему де Лессепсу поручили разработку нового проекта мирового значения. Его деспотический характер и упрямство, однако, привели к тому, что он недооценил сложность новой задачи, решение которой оказалось не под силу частной компании, и в 1889 году она была ликвидирована. После официального следствия в 1892 году французское правительство передало дело в суд, и де Лессепс вместе с сыном Шарлем были приговорены к 5 годам тюремного заключения. Однако в тюрьму был заключен только Шарль, а Лессепс-старший был помилован. Членов правительства и парламентариев обвинили в получении взяток от компании, что привело к так называемому Панамскому скандалу, отразившемуся на всей истории III республики. Де Лессепс был членом Французской Академии наук и многочисленных научных обществ, награжден большим крестом Ордена Почетного Легиона и Звездой Индии и получил звание почетного гражданина Лондона. Умер он во Франции в 1894 году, в возрасте 89 лет.

 

В 1875 году финансовые затруднения заставили вице-короля Египта Исмаила продать свои акции, которые сразу же, по настоянию британского премьер-министра Дизраэли, были куплены Британией, ставшей таким образом главным акционером компании. Египет потерял свое представительство в правлении вплоть до 1949 года. Негативная экономическая политика Исмаила привела Египет к обременению неуправляемыми иностранными долгами. Если к началу правления Исмаила внешний долг составлял 3 млн. египетских фунтов, то к 1876 году — уже 100 млн.! Таким образом, Британия и Франция в значительной степени взяли под свой контроль экономику Египта. За неуплату долгов Египет попал в долговую яму, и Исмаил был вынужден отречься от престола в 1879 году, ровно через 10 лет после открытия Суэцкого канала. Он эмигрировал в Турцию, где и умер в 1895 году в возрасте 65 лет. Его политика явилась главной причиной последующей иностранной оккупации Египта. В стране воцарились смута и хаос. Во всем обвиняли англичан, и 50 британских подданных были убиты в Александрии во время уличных беспорядков, а консул тяжело ранен. Опасаясь за судьбу Суэцкого канала в неуправляемой стране, британские войска в 1882 году вошли в Египет. В той или иной степени британское присутствие продолжалось до 1936 года.

Хотя канал был построен с целью служить международной торговле, его международный статус оставался неопределенным в течение многих лет. В 1888 году ведущие державы, за исключением Великобритании, подписали в Константинополе Конвенцию, которая провозглашала, что канал должен быть открыт для судов всех наций как во время войны, так и в мирное время. Конвенция запрещала акты враждебности в водах канала и сооружение фортификационных сооружений на его берегах. Великобритания не подписывала конвенцию до 1904 года.

История международного использования канала в военное время включает в себя запрет на его прохождение испанским военным кораблям во время испано-американской войны в 1898 году, а также разрешение прохода русской эскадре во время русско-японской войны в 1905 году и итальянским судам во время итальянской интервенции в Эфиопию в 1935—36 гг. Теоретически канал был открыт всем воюющим сторонам во время I и II мировых войн, однако военно-морское превосходство союзников затрудняло использование канала германскими кораблями. Во время вооруженного противостояния между Израилем и арабами в 1949 году Египет отказал в использовании канала израильтянам и всем судам тех стран, которые торговали с Израилем.

В 1956 году (за 13 лет до того как согласно условиям концессии канал должен был полностью отойти к Египту) президент Насер национализировал канал без компенсации убытков Англии и Франции. Акция предпринималась при единодушной поддержке антиимпериалистически настроенных масс, памятник де Лессепсу в Порт-Саиде был торжественно демонтирован и отправлен на переплавку. Разразился первый Суэцкий кризис. Канал закрылся после того, как Израиль атаковал Египет в попытке восстановить международный контроль над каналом, а французы и англичане оккупировали часть его зоны. Конфликт получил огромный международный резонанс, и в 1958 году Египет согласился выплатить компенсацию Англии и Франции за все оставшиеся 12 лет до окончания действия контракта. Второй раз канал был закрыт вследствие арабо-израильской войны в июне 1967 года, когда он стал местом многих сражений между Египтом и Израилем и на несколько лет превратился в линию фронта между двумя армиями. После окончания войны советские специалисты участвовали в разминировании канала. С его открытием в 1975 году и подписанием мирного договора между Египтом и Израилем в 1979 году все корабли, включая израильские, снова проходят Суэцким каналом.

В 1870 году каналом прошло 486 судов. В настоящее время этим путем ежедневно проходят 56 судов.

В ноябре 1999 года компания «Суэц-канал» в Париже объявила о своем роспуске и передала правительству Египта всю документацию за период с 1858 года — она заняла несколько вагонов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно