Старые грабли механических часов, или Почему нет квалифицированных рабочих - Социум - zn.ua

Старые грабли механических часов, или Почему нет квалифицированных рабочих

19 сентября, 2008, 14:18 Распечатать

Для Украины характерна региональная концентрация предприятий ведущих отраслей экономики, когда ...

Повторение прошлого

Помнится, лет пятнадцать-двадцать назад в каждой газете, по всем телеканалам и по радио, да и просто в вагонах трамвая, салонах автобусов глаз натыкался на объявления о том, что требу­ются рабочие. Самые разные — судосборщики, сварщики, строители, вагоновожатые, продавцы, как говорится, и так далее и тому подобное. Поражала величина предлагаемой зарплаты. Она была, как правило, значительно больше, чем у квалифицированных инженеров и специалистов с высшим образованием.

Экономическая буря, прокатившаяся по Украине с переходом к рыночной экономике, унесла и эти объявления. Предприятия и стройки начали ускоренно избавляться от излишков рабочей силы. Квалифицированные кадры и рабочие потянулись в зарубежные фирмы, а профессиональные слабаки — на рынки и в торговлю.

Но, по мере того как становится на ноги отечественный бизнес, начинают оживать судостроительные предприятия, строительная индустрия, да и сфера услуг. Все чаще и чаще опять в тех же местах и в СМИ появляются поч­ти те же объявления. Правда, вместо тогдашнего «Требуются» теперь чаще всего пишут «Пригла­шаются». Все-таки демократия чему-то научила и чиновников. Но это, к сожалению, и все изменения в отношениях к подходу и формированию кадрового потенциала страны. Даже цифры зар­плат, которыми соблазняют сегодня квалифицированных рабочих, опять обогнали суммы, получаемые инженерами и рядовыми менеджерами.

Так ведь это же прямое возвращение к прошлому! Видно, все-таки основательно в нашем славянском менталитете заложено по нескольку раз наступать на одни и те же грабли.

Известный американский специалист по психологии деловых отношений Джоэл Баркер в своей книге «Как увидеть новое и преуспевать в меняющемся мире» убедительно доказывает, что для этого прежде всего необходимо менять складывающиеся в общественном сознании парадигмы. Чтобы читатели лучше поняли содержание этого научного термина, он приводит такой пример. В конце семидесятых годов прошлого века Швейцария занимала ведущее место в мире по производству ручных часов. На ее долю приходилось около 90% прибыли, получаемой в мире от производства часов с механическим приводом. Но с 1971-го по 1981-й из шестидесяти двух тысяч рабочих, занятых в этом виде производства, пятьдесят тысяч остались без работы. Для маленькой страны это стало трагедией. Случилось такое потому, что в это время Япония, доля которой на часовом рынке не превышала одного процента, освоила выпуск электронных часов на кварцевом механизме. Но самое поучительное то, что этот электронный кварцевый механизм был изобретен в самой Швейцарии. Однако отечественные производители часов отклонили идею изготовления таких часов как бредовую.

Нечто подобное наблюдается сегодня и с проблемой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Мы пытаемся решить ее теми способами, которые нам хорошо известны и успешно использовались уже длительное время. И не учитываем изменения, произошедшие в мире и вокруг нас.

Традиционно в России и в Ук­раине основные вопросы подготовки рабочих кадров руководились и координировались государством. Так, например, в молодом городе Николаеве, появившемся на юге Украины благодаря князю Потемкину, уже в 1880 г. было открыто портово-ремесленное училище.

В приказе его императорского высочества генерал-адмирала Константина, подписавшего документ об учреждении училища, отмечалось, что государь император, согласно мнению Государственного совета, утвердил Положение и штат первой в Украине Портовой ремесленной школы.

Как видим, уже в начале своего существования профессиональные училища начали опираться не на частный, а на государственный капитал.

В 1940 году в СССР была создана государственная система трудовых резервов. Но основная задача появившихся ремесленных училищ (РУ) и фабрично-заводских училищ (ФЗУ) сводилась не к повышению общеобразовательного и профессионального уровня населения. Они создавались прежде всего для оперативной централизованной реализации сталинской программы ускоренной индустриализации страны Советов и ее милитаризации. Так коммунистическая партия заложила свою плановую идеологию и в саму систему государственных трудовых ресурсов. Она с самого начала стала строиться на волюнтаристских принципах централизации, строгого планового ведения работы и полного государственного финансирования. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что вся система трудовых резервов сформировалась на базе коммунистического мировоззрения и полностью соответствовала той парадигме образования, которая провозглашалась и осуществлялась тогдашними руководителями советского Наркомпроса.

В Положении о трудовых резервах указывалось, что Совету народных комиссаров СССР дается право ежегодно мобилизовывать до одного миллиона человек для направления в ремесленные училища. А сельские Советы депутатов трудящихся обязывались выделять в порядке мобилизации на каждые 100 членов колхоза по два человека мужского пола в возрасте 14—15 лет для обучения в РУ и ФЗУ.

Позднее, в 1961 году, систему трудовых резервов реорганизовали в государственную систему профессионально-технического образования (ПТО) с широкой сетью профтехучилищ (ПТУ) разного типа. В документах, регламентирующих работу ПТУ, указывалось, что министерства и ведомства обязаны выделять и бесплатно передавать училищам механизмы, приборы, инструменты и другие материалы для оснащения мастерских, кабинетов и лабораторий ПТУ, строить им новые учебные корпуса и мастерские и выполнять в них ремонтные работы.

Так постепенно самим государством в сознание рядовых и руководящих работников ПТО вкладывались иждивенческие подходы к организации и функционированию системы профессионально-технического образования. Постоянная повышенная финансово-экономическая опека со стороны государства, заложенная в фундаментальные документы, и сформировали прежнюю парадигму этой ветви профессионального образования.

Дырявое корыто

К чему это приводит, можно судить по таким фактам. По данным центра занятости Николаевской области, в среднем около половины выпускников ПТУ после завершения учебы сегодня не могут найти работу по полученной профессии. Главная причина такой ситуации кроется в недостаточной профессиональной подготовке молодых рабочих. Устаревшая материально-техническая база, отсутствие возможностей осваивать в период обучения в училищах дорогостоящие прогрессивные технологии, неумение работать с новыми материалами и инструментами делают выпускников ПТУ не конкурентоспособными на рынке труда. Подучившись на предприятиях и получив необходимый производственный опыт, эти же рабочие устремляются за рубеж. Подобная ситуация характерна для всех регионов страны.

Вот еще один характерный пример. Численность николаевских рабочих только судостроительных профессий, занятых ежегодно за пределами Украины, в среднем составляет четыре-пять тысяч человек. Таким образом, сложившаяся практика системы профессионально-технического обучения рабочих сегодня напоминает дырявое корыто: чем лучше организована профессиональная подготовка рабочих в местных ПТУ и на предприятиях, тем легче они трудоустраиваются на конкурирующих фирмах за рубежом. И удавка дефицита рабочих кадров на предприятиях страны затягивается все туже.

Мы же пытаемся залатать эти дырки прежними методами. За годы независимости Украины сфера профессионально-технического образования не была обделена вниманием властных структур страны. Ее проблемы заслушивались на днях правительства в Верховной Раде, находили отражение в целевых государственных программах, различных приказах и постановлениях. Но, несмотря на это, стране не удалось добиться существенных сдвигов в сфере профессионально-технической подготовки рабочих кадров.

Такая ситуация не может складываться случайно. Она в значительной мере предопределена психологическими факторами, связанными с той парадигмой ПТО, которая была воспринята и сформулирована еще в годы плановой экономики и до сих пор остается в сознании большинства чиновников и специалистов, занятых в этой сфере. Это отчетливо просматривается в содержании тех документов, которые разрабатываются и принимаются с целью совершенствования профессионально-технического образования. Почти в каждом из них можно найти пункты, призывающие увеличить объемы государственного финансирования, установления государственных показателей по необходимой численности учебных заведений, модернизации материально-технической базы и так далее.

Взять, к примеру, указ президента Украины «Основные направления реформирования профессионально-технического образования в Украине», подписанный Л.Кучмой 8 мая 1996 года. По направленности содержания и всему духу этот документ, разработанный уже в условиях рыночной экономики, почти ничем не отличается от тех постановлений ЦК КПСС и Совета министров, которые принимались по данным вопросам еще в годы плановой экономики. Его директивная тональность, отчетливо проявившаяся в том, что каждый раздел этого документа заканчивается словами «необходимо», противоречил сути новых рыночных отношений, в которых начала функционировать экономика страны. Когда необходимость определяется не постановлениями, а экономической и деловой целесообразностью.

Не случайно никаких реальных воздействий на состояние ПТО выход этого документа, как и последующих, не оказал. И это является отчетливым доказательством того, что специалисты и чиновники, разрабатывающие подобные материалы, все еще руководствуются устаревшей, прежней парадигмой, не отражающей сущности социально-экономических изменений, происходящих в стране, и взятым ею курсом на вхождение в европейское образовательное пространство. Говоря словами Салтыкова-Щедрина, мы стараемся реформировать нашу систему ПТО так, чтобы существенно ничего не менять.

Министерство образования и науки, которому подведомственны ПТУ, все время доказывает правительству и Верховной Раде необходимость увеличения затрат на финансирование этих учебных заведений. Предприятия тратят время и деньги на доучивание их выпускников и, чтобы удержать рабочих, постоянно увеличивают им оплату труда. Но мало кто задумывается о необходимости коренного пересмотра самой системы профессионально-технического обучения кадров, тех организационных форм и методов, которые сложились и функционируют в Украине в этой сфере. Говоря образами того же Баркера, чтобы успешно решить кадровую проблему, нам нужно думать не о совершенствовании механических часов, а научиться производить электронные…

Нужна новая парадигма организации профессионально-технического образования. И строиться она должна на основе рыночных отношений.

Для этого, во-первых, она должна учитывать и отражать специфику рабочих кадров как вид товара. А она проявляется, прежде всего, в его способности к самодвижению на те рынки кадров, где уровень спроса и цена на рабочую силу выше.

Во-вторых, подготовка рабочих кадров должна рассматриваться как составной элемент организации производства, без тщательной проработки которого невозможен выпуск рентабельной продукции и ведение прибыльного бизнеса.

В-третьих, профессиональное обучение рабочих кадров следует рассматривать как разновидность образовательных услуг, которые предоставляются не только государством, но и могут осуществляться на равных правах всеми субъектами хозяйственной деятельности, вкладывающими свои инвестиции в подготовку кадров.

А это означает, с одной стороны, возможность приватизации учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку рабочих, и введение их в производственную структуру предприятий и фирм. С другой — это будет способствовать автоматическому включению затрат на обучение кадров в себестоимость продукции и приравняет процессы обучения и закрепления кадров к тем, которые финансируются самим производителем.

Только тогда появятся условия, чтобы профессионально-техническое образование перестало постоянно тянуть из государственного бюджета, а превратилось даже в его донора. В этом главная суть новой парадигмы. За государством должны оставаться только функции контроля над соблюдением стандартов и качества профессионального обучения.

Подобные парадигмы и принципы их построения уже начинают реализовываться в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Так, в последнее время за рубежом все более широкое распространение получают корпоративные формы профессионального образования и обучения. Когда группа предприятий, объединенных общностью своих производственно-технологических и коммерческих связей, создает учебные центры, в которых организуется непрерывное профессиональное обучение персонала — от приобретения рабочей профессии и повышения квалификации до законченного выс­шего профессионального образования вплоть до уровня магистра. К примеру, знаменитые американские корпорации «Дженерал Моторс», «Катар Пиллар», шведские корпорации «Электролюкс» и «Вольно», германская корпорация «АЭГ» и другие уже много лет уделяют большое внимание развитию своих корпоративных учебных центров.

Опыт корпоративной профессиональной подготовки кадров сейчас получает все более широкое распространение и в России: на базе корпорации «Мосэнерго» создан и успешно функционирует даже ресурсный центр профессионального образования (РЦПО), осуществляющий профессионально-техническую подготовку квалифицированных рабочих, их постепенное повышение квалификации и профессиональное образование до университетского уровня. В задачу такого РЦПО входит не только реализация образовательных услуг, но и разработка конкретных мероприятий социально-экономического характера по стабилизации и закреплению подготавливаемого персонала в корпорации. Поэтому рабочие кадры, обученные в РЦПО, не бегут со своих предприятий.

Для Украины характерна региональная концентрация предприятий ведущих отраслей экономики, когда в одном месте сосредоточено большое количество крупных предприятий, хозяйств или фирм, связанных технико-технологической и экономической общностью. Это создает прекрасные возможности для практического осуществления новой парадигмы профессиональной подготовки рабочих кадров, базирующейся на основе внутрифирменного подхода к ее реализации. В результате чего, как свидетельствует практика, и может успешно решаться весь комплекс проблем, связанных с дефицитом квалифицированных рабочих. Рамки газетной статьи не позволяют подробно изложить пути реализации этой задачи. Но хочется надеяться, что публикация материала поможет общественности, заинтересованным специалистам и предпринимателям глубже вникнуть в суть затронутой проблематики и успешно решить весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных рабочих кадров, не наступая вторично на грабли прежних ошибок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно