ПОЧЕМУ ОН НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

2 ноября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 2 ноября-9 ноября

«Папа, напомни, пожалуйста: Дарвин — это обезьяна или болезнь?». После этого вопроса своей шестнад...

«Папа, напомни, пожалуйста: Дарвин — это обезьяна или болезнь?». После этого вопроса своей шестнадцатилетней дочери мой знакомый — эрудит, носитель поистине энциклопедических знаний — впал в состояние тихого ступора. «Мама, ты принесла мне из библиотеки Чафку?». «Кого-кого?» — переспрашивает подруга. «Ну, как их там — Чапека и Кафку». Реакция соответственная.

 

Да что это я все о чужих детях. Собственный сын, десяти с половиной лет отроду, изучая единственное уважаемое им печатное издание — журнал «Футбол», — спросил: «А что такое Скотленд-Ярд, ООН и Гринпис»? Не знаю, как упоминание этих терминов было связано с футболом, но от его незнания подобных элементарных вещей мне тоже стало грустно. А ведь как все хорошо начиналось...

Потратив после рождения сына положенные пару лет на удовлетворение его естественных физиологических потребностей, я с замиранием сердца стала ждать того момента, когда начнется общение духовное, как то: чтение книг и прививание «высокого и вечного». Тем более что незадолго до его рождения сдавала в университете экзамен по «зарубежке», где в билете числились Маркес со своими «Ста днями одиночества», Фаулз с «Башней из черного дерева» и, как дань классике, Тэккерей и «Ярмарка тщеславия». Вначале все шло, как по маслу. Радуясь потоку хлынувшей в Украину прекрасно изданной в России детской литературы, я скупила на Петровке весь достойный моего внимания детский ассортимент. Приезжающие из-за границы друзья привозили все детские книжные новинки издательского дома «Random House». В результате материнского энтузиазма и общей заинтересованности мой сын, начиная лет с трех-четырех, бойко декламировал множество стихов на четырех языках — русском, украинском, английском и испанском. Причем это ни в коей мере не было самоцелью или претворением материнского эгоцентризма (смотрите, какой у меня сын!), просто я всегда вспоминала слова своей завкафедрой в университете, обращенные к нам, «англичанам», поступившим на «испанское» отделение: «Пусть сейчас в голове у вас будет полнейшая каша, но через пару лет все разложится по полочкам».

…Прошло пару раз по пару лет. И что в результате? К моменту перехода моего сына в пятый класс книга является для него то ли запугивающим, то ли снотворным (см. фото) средством. Из громаднейшего списка литературы, рекомендованного к прочтению на лето, сын до конца не прочитал даже одну («Остров сокровищ» Стивенсона!). Поднатужась, вспомнила себя в возрасте сына. В нашей школе практиковался такой метод: весь класс раз в неделю переводили через дорогу и вели в «прикрепленную» библиотеку (сейчас там расположен модный бутик). Интеллигентнейшие бабушки в очках и буклях читали нам увлекательные рассказы, останавливаясь на «самом интересном месте». После чего книжки разметались детьми в считанные минуты.

Традиционно считается, что дети с возрастом умнеют, набираясь навыков и знаний. Я же столкнулась с обратным: мне стало казаться, что в шесть лет мой сын знал больше, чем в десять. По идее, самое время обратиться к психологу за разъяснениями. Тем более, сейчас это считается современным и адекватным. Я знакома со многими из них, это уважаемые и достойные люди, чей профессиональный рейтинг достаточно высок. Однако их комментарии и рекомендации все равно останутся общими. А меня волнует мой частный случай. Посему, когда критическая масса моего возмущения (то ли собой, то ли сыном) достигла максимальной, я позволила себе расслабиться. Может, вспомнила пинкфлойдовский: «Hey, teacher, leaving us alone!». Внезапно наступило прозрение. Взгляд на происходящее перестал быть оптимистическим или пессимистическим, он стал реальным. И тут мне попались «мысли по поводу» замечательнейшего русского философа А.Зиновьева: «А, молодежь не читает! Никто не знает, кто такой Лев Толстой! Ну не знают, и не знают. Особенно, запутавшись в его словесах и графоманстве». А еще бы узнав о его сомнительном финте на старости лет по отношению к семье и жене… Сейчас меняется тип культуры — нет надобности в таких знаниях. Меняется тип менталитета!.. Можно выработать очень высокий уровень интеллекта и культуры с помощью новых средств получения информации — Интернета, видео, кино. Они содержат все элементы, необходимые для этого».

Цитируя того же А.Зиновьева: «Вернемся к литературе в школе. Отношение к ней у школьников ухудшилось еще в конце советского периода. Уровень преподавания тоже снизился. Потом на все это наложился фактор антикоммунистического, антисоветского перелома, следствием которого стала деградация нашей страны во всех отношениях. И в сфере культуры образования… Многое зависит от учителей. Но кто станет учителем? Если в школах учитель будет получать зарплату на уровне профессора университета, как до революции гимназические преподаватели, тогда в учителя пойдут умные, способные люди. Даже писатели могут преподавать литературу в школе, и я бы с удовольствием пошел».

Однако, как писал Довлатов: «Жизнь опережает мечту». В адрес своего ребенка не успеваю собирать комплименты: «У вас такой умный и образованный сын! Он так много знает! В него влюблены все девочки из класса!». Откуда же он знает так много? Да ясно откуда: начиная с телевидения и заканчивая Интернетом. На мой взгляд, его голова забита совершенно ненужной информацией. Пользуясь рекомендациями уважаемых психологов, решила взять на вооружение основной лозунг: «мотивация». Проще говоря: что интересно моему сыну? Футбол и все, что с ним связано. Решила совместить приятное с полезным. Диалог прозвучал примерно так: «Сын, тебе нравится ходить на футбол, играть в футбол, быть в курсе всех событий?». «Да». «Тогда пиши репортаж о каждом увиденном матче». Результаты? Пару раз был «застукан» на плагиате из газеты «Команда», писание заметки давалось легче, чем придумывание заголовка, однако процесс пошел.

Мне грустно от того, что сын, скорее всего, никогда не прочитает «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, но зато я никогда не забуду его рассказа в трехлетнем возрасте: «Мама, нам в садике рассказали про три украинских зуба (имелся в виду трезуб)» или: «И тут на Красную Шапочку напали мясорубы…» Подобные детские «перлы», согласитесь, намного образней профессиональных штампов. Жаль, конечно, если Микеланджело и Да Винчи навсегда останутся для него лишь черепашками-нинзя. Но с другой стороны, я сама до сих пор не знаю, откуда берется ток в проводах, на каких принципах работают мобильные телефоны, а из курса общей физики усвоила лишь одно: «Сила действия равна силе противодействия». Посему вывод напрашивается один — не стоит «давить» на детей…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно