ПЕЧАТНОЕ СЛОВО КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАБИВАНИЯ ГВОЗДЕЙ

22 декабря, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №51, 22 декабря-29 декабря

Хочется пожелать читателям: не уезжайте. Останьтесь и досмотрите до конца, чем все это закончится. Вам потом придется обо всем этом рассказывать детям и внукам и гордиться, что вы все это пережили...

Хочется пожелать читателям: не уезжайте. Останьтесь и досмотрите до конца, чем все это закончится. Вам потом придется обо всем этом рассказывать детям и внукам и гордиться, что вы все это пережили.

Запоминайте все парадоксы переходного периода. Вас же потом будут спрашивать, почему в газетных киосках продавали мыло, кто и почему отключил газ и почему так был плох траст.

Все, наверное, смогут доходчиво рассказать, как за 1 млрд. крб. нельзя было купить квартиру. Но еще одно пожелание - запомните эти газеты, это телевидение и радио, эти общественно-политические передачи и статьи - и вам будет что рассказывать детям и внукам длинными зимними вечерами у камина.

И самое интересное - не гороскопы на каждую минуту и цены на квадратный метр территории, не порубленные тела крупным планом и даже не лотереи для подписчиков с призом номер один - колодой порнографических карт.

Самое интересное, как в наших средствах массовой информации (или на птичьем языке - СМИ) отражалось наше бурное время. Точнее, как это время отражали или старались отразить.

Все мы знаем про силу печатного слова и как строчки убивают. С тех пор, как впервые прозвучала эта крылатая фраза, к газете каждый раз подбираешься, как к гранате Ф-1 осколочного действия. Самое главное, что те, кто поверил в этот поэтический образ, вполне серьезно подошли к делу - газеты стали действительно напоминать нечто бронетанковое и с трудом поддающееся поражению.

Газеты, а особенно телевидение и радио стали выполнять функцию боевых листков, извещающих о новостях с фронта конкурентной борьбы финансово-промышленных, политических, спортивных, музыкальных и прочих групп, группировок и частных лиц.

Точно так же, как танк не может принадлежать танкистам, а орудие - наводчику, так и газеты (телевидение, радио, короче СМИ) перестали принадлежать тем, кто обрабатывает их территории.

С этим приходится мириться. Не скоро еще придет время, когда экипаж эсминца, например, нахалтурит столько валюты, что сможет выкупить его у хозяина и наймется отгонять чужие траулеры из своих экономических зон. Пока все используется по назначению. И ладно. Обидно другое.

Обидно, что к концу просвещенного ХХ века бронебойное слово используется не как крылатая ракета, поражающая противника в сердце, а как Красная армия времен Финской войны, то есть прямо, грубо и сплеча.

Владельцы плодов журналистского труда почему-то считают, что их собственный портрет в натуральную величину, изданный тиражом 30 тысяч экземпляров, дойдет до глубин душ граждан Отчизны. Что любая телепередача по первому каналу способна охмурить народ настолько, что он поверит на слово любому набору слов. А радио обладает свойствами Кашпировского и может погрузить в гипнотическое состояние крупные города.

По сути дела, господа финансисты и политики такого уровня не ушли ни на шаг от презираемых ими партработников высшего звена, которые заврались настолько, что верили даже собственной лжи. А исполнители самозабвенно несли околесицу только потому, что их работа измерялась в погонных метрах пленки или квадратных метрах площади. С эффектом, прямо противоположным задуманному.

Потому-то большая часть политических рекламных кампаний в настоящее время воспитывает у народа стойкое чувство отвращения к рекламируемому продукту или субъекту. Демонстрация римского, греческого или арабского профиля, а то и наморщенного лба раскручиваемого типа вполне компенсирует в глазах его самого пустопорожнюю болтовню, которой заполнен политический эфир или страницы.

На выходе же имеем результаты. В финансово-промышленном случае имеем довольного, любующегося собой барина в кругу семьи или друзей. В политическом - птицу, которую ставит руководитель проявившегося перед народом функционера в графе «активность за царя-батюшку». Или «против царя-батюшки».

Это промежуточные результаты. Потом приходят итоговые. Финансово-промышленную физиономию начинают потихоньку ненавидеть граждане, у которых ее упитанность, кроме раздражения, ничего не вызывает. Политическая фигура проигрывает выборы или, в лучшем случае, не участвует в них, начитавшись правдивых опросов общественного мнения.

Обидно, слушай, как обидно! Страна, которая производит одни из лучших в мире ракетоносители, с таким индустриальным потенциалом, выращивающая столько буряков, не может хотя бы симитировать мало-мальски подготовленную политическую дуэль.

Вместо этого «осанна» самому себе чередуется с пожеланиями «чтоб ты сдох!» в адрес оппонента, а это уже не дуэль, а мордобой.

И даже напрягшись, собрав волю в кулак, вспомнив детские сказки и включив фантазию на полную громкость, никто не может сочинить что-либо, кроме «света в окошке», «нашей надежды» или «врат в вечность».

Ведь это же неестественно - если в статье или передаче словарный запас превышает лексикон совпартшколы - значит можно быть уверенным, что произведение появилось на свет благодаря вдохновению автора, недосмотру хозяина и стечению обстоятельств. Недосмотр и стечение, конечно, тоже нужны людям, но это уже журналистика, а мы говорим об идеологической борьбе.

Так и хочется возопить: где вы, славные рыцари этой борьбы, которых немногие профессионалы учили подрывным операциям, в том числе и с использованием тех самых СМИ. Или все вы теперь торгуете нефтью, колготками и другим стратегическим товаром? Неужели никто не продался крупной коммерческой или политической структуре по специальности? Глас вопиющего в пустыне.

И теряют власть те, кто за нее держится, и приходят к власти те, кто этого не хочет. Призыв трудиться вызывает забастовку, а сигнал о начале забастовки - трудовой рекорд. Те, кто примеривает очки в Изумрудном городе, видят помойки и разруху. Да и то в кривых зеркалах.

И особенно становится горько и обидно, когда за восточной границей видишь вполне здравых людей, которые занимаются своим любимым делом красиво и профессионально. Свое любимое дело - психологическую обработку (пропаганду, оболванивание - в зависимости от поставленных задач) они знают досконально и материально чувствуют себя не намного хуже, чем их коллеги, подавшиеся в нефть.

Они работают над словами и жестами подзащитных, вводят их светлые образы в народ так, что гражданин не очень коренной национальности может всерьез претендовать на президентское кресло. Можно быть уверенным - самая серьезная политическая кампания у нас на родине была бы для них легкой халтурой.

Конечно, не надо идеализировать. В конце концов, большинство специалистов успели до 1991 года раствориться на Западе. И на севере тоже есть свои народные умельцы, способные нагадить в душу из лучших побуждений. Так, просмотр рекламных роликов русского образа жизни по ОРТ как раз способствует неуклонному росту чувства собственного достоинства украинцев, литовцев и других братских народов.

Потому что понимаешь, что даже козы у них - дуры, не говоря уже о женах с кувалдами. А на украинских ракетоносителях у них, оказывается, взлетают космонавты, не знающие города Йошкар-Ола. И даже по дикции актера становится ясно, что ничего они не уберут.

Приснился сон. Стоит одетый русским медведем киевский актер Николай Олялин, держит в руках карту Украины, смотрит и говорит так ласково: «Хотел сожрать, да мала еще...»

А те, о ком шла речь выше, сидят в их столице и готовы в любой момент, прекрасно изучив психологию масс, отработать и реализовать любой сценарий по стабилизации или дестабилизации обстановки.

Причем используя не вредительство на шахтах или потравы посевов, а вполне реальные вышеупомянутые СМИ. К тому же, есть мнение, что какой-то сценарий уже реализуется.

И когда он реализуется до конца, можете быть уверенными - сами того не заметив, мы, демонстрируя высокую активность, пойдем выбирать между Зюгановым и Жириновским. И выбор будет сделан правильный.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно