О связи времен и поколений

25 ноября, 2011, 13:30 Распечатать Выпуск №43, 25 ноября-2 декабря

Крюковские вагоностроители в 2011 году отмечают двойной юбилей.

Издательская деятельность для Крюковского вагоностроительного завода постепенно становится таким же важным направлением работы, как и многие другие. Вышла в свет четвертая, за последние четыре года, книга: «Рождение амфибий. Переправочно-десант­ная техника Крюковского вагоностроительного завода». Вагоно­строительный завод и машины-амфибии — как это сочетается? Примерно так размышляли и многие выпускники элитного Мос­ковского высшего технического училища имени Николая Баумана, когда в 1950-е годы получали направление в Крюков-на-Днепре на вагоностроительный завод. Прошли годы — и об их жизни и интереснейшей работе написана книга.

Немного истории

ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» имеет весьма богатые и давние традиции. Это один из самых старейших и крупнейших как в Ук­раине, так и на территории СНГ производителей транспортных средств (в том числе и подвижного состава). Еще в 1869 году в городке Крюкове, который расположился на правом берегу Днепра, как раз напротив крупного уездного города Кременчуг (где проживало больше жителей, чем в Пол­та­ве), были построены вагоноремонтные мастерские Харь­ковско-Николаевской железной дороги, занимающиеся текущим ремонтом вагонов. В 1900 году уже 400 рабочих трудились в новых производственных корпусах мастерских; они обеспечивали ремонт 120 грузовых и 20 пассажирских вагонов в месяц!

В 1930 году Крюковские вагоноремонтные мастерские были преобразованы в вагоностроительный завод. Начался выпуск 16-тонных платформ, а вскоре — 62-тонных полувагонов. Уже в середине 1930-х годов предприятие выпускало ежегодно до 7000 вагонов. После Второй мировой войны на КВСЗ расширяется номенк­латура, количество произведенной продукции и, главное, осваи­ваются новые направления. Опи­раясь на мощный конструкторско-технологический потенциал, крюковчане выпускают грузовые, а с 2001 года и пассажирские вагоны, эскалаторы, поезда для метрополитена, а также разнообразную продукцию машиностроения: сварные металлические конструкции, контейнеры, запасные части для мет­рополитена…

Сегодня вагоностроители трудятся на высокотехнологическом предприятии с полным цик­лом произвоства — от разработки и воплощения технических идей до поставок готовых изделий… В 2011 году коллектив ПАО «КВСЗ» завершает работу — по заказу «Укрзалізниці» — над созданием межрегиональных скоростных поездов — локомотивной тяги и двухсистемных электропоездов.

Но вернемся к пахнущей еще типографской краской книге, рассказывающей о периоде выпуска на Крюковском вагоностроительном заводе инженерной военной техники. Исследо­вание это не только об амфибиях, но и о судьбах страны и мира, о людях, для которых тот период жизни стал осознанным выбором. И которые вложили в создание новых направлений в производстве все горение своих сердец, силу ума и интеллекта, все умение своих рук.

Хочется верить, что книга станет достойным продолжением серии изданий о КВСЗ. И вот что примечательно: книга была сдана в печать как раз в те дни, когда на предприятии проходили памятные и торжественные события, посвященные 10-летию украинского пассажирского вагоностроения. В этом же,
2011 году исполняется 60 лет с начала производства на Крю­ковс­ком вагоностроительном заводе инженерной переправочно-десантной техники для Воору­жен­ных сил. То, что эти две даты совпали по времени с разницей в 50 лет — глубоко символично.

Рождение амфибий

Казалось бы, что может быть общего между переправочно-десантной техникой, производство которой закончилось около 20 лет назад, и новыми, молодыми и перспективными направ­ления­ми производства, которые осваи­ваются на заводе? И что может быть общего между продукцией военной и мирной, социальной, каковой является пассажирский вагон или же вагон метрополитена? На самом деле связь времен и поколений нас­только тесная и непосредст­вен­ная, что трудно определить, где заканчивается прошлое и начинается будущее. Конечно же, эти две темы, две эпохи, две столь непохожие отрасли машиностроения объединяют люди и их судьбы. Прежде всего такие, как директор Иван Приходько и его сын и преемник Вла­димир Приходько, главный конструктор военных машин Ев­гений Лен­циус и его ученик, главный конструктор транспорта социального назначения Георгий Игнатов. А также руководители проектов Вик­тор Локтионов, Борис Косьяненко, Вик­тор Власкин и все те, кто и сейчас работают на предприятии.

…Началось все с ввода в производство в 1951 году первого плавающего транспортера К-61, разработанного конструкторским бюро заказчика, — военными инженерами. И уже в 1954 году созданный на предприятии молодой конструкторский коллектив сумел стать головным конструкторским бюро по созданию инженерной десантно-переправочной техники в СССР. Его первой самостоятельной машиной был гусеничный самоходный паром ГСП-55, который мог переправлять танки или другие грузы весом до 52 тонн! Попол­нила семейство плавающих транспортеров амфибия ПТС-65. К ней крюковские конструкторы создали плавающий прицеп, с помощью которого можно было одновременно переправлять и автомобиль, и орудийный расчет.

Поистине уникальной разработкой, практически мини-субмариной, стал саперный подвод­ный разведчик или инженерная подводная машина. Она могла передвигаться по суше, по воде, погружаться и исследовать дно водоема, разминировать его, выпускать водолаза, а выйдя из воды, вступать в бой, потому что имела на вооружении пулемет.

И, наконец, венцом инженерной мысли в области переправочно-десантной техники стала серия паромно-мостовых машин — ПММ-1 на колесной базе, ПММ-2 — на гусеничном ходу, а также ПММ-2М — усовершенст­вованная модель повышенной грузоподъемности. Они могли переправлять грузы от 40 до 50 тонн, были достаточно быстроходными; на воде лодки-понтоны разворачивались в мост шириной от 10 до 12 метров (в различных моделях). Нес­коль­ко машин образовывали паромы практически любой грузоподъемности, мосты нужной длины. Та­кой универсальной переправочно-десантной техникой не обладала ни одна армия в мире.

За годы существования этой отрасли машиностроения на КВСЗ были разработаны чертежи, изготовлены опытные образцы и испытаны более двадцати изделий инженерной техники и сложных машин различного назначения: береговая мостовая машина «Линь», минный заградитель «Кремень», машина инженерной разведки «Бер­кут»… Не­которые из них серийно выпускались на предприятии, а также на машиностроительных заводах СССР — в Волгограде, Луганске, Красно­ярске, Муроме, Жданове (Мариу­поле), Стахано­ве и других городах.

Освоение новых изделий способствовало повышению общей культуры производства, внед­рению новейших технологий. И что, пожалуй, самое главное — родилось и выросло новое поколение инженеров и рабочих высочайшей квалификации. Кол­лек­тив завода благодаря выпуску инженерной техники поднялся на более высокую ступень в развитии, накопил уникальный опыт и знания. И стал одним из флагманов отрасли машинострое­ния в СССР.

Перспективная отрасль

В годы распада Советского Союза и создания суверенных государств на его территории, производство машин для Вооружен­ных сил пришлось свернуть. Но, одновременно, этот сложный период стал трамплином, позволившим коллективу завода взять такую высоту как создание украинского пассажирского вагоностроения, украинского эскалаторостроения, выпустить первые отечественные поезда метро и другую высокотехнологичную технику.

Еще в далеком 1951 году директор Крюковского вагоно­строи­тельного завода Иван Приходь­ко вместе с соратниками налаживал новое, технологически сложное производство, понимая, что оно неизбежно даст толчок развитию предприятия, коллектива, города. Через много лет его сын, президент акционерного общества «Крюковский вагоностроительный завод» Влади­мир При­ходько понял, что ог­ром­ный потенциал оборонки — кадры, технологии, производст­венные мощности, — оставшийся не у дел в результате конверсии, развала СССР и наступающего хаоса в экономике, нужно обязательно сохранить и использовать. Значит, необходимо создать отрасль, которая имела бы перспективы в Украине и за ее пределами. И такая отрасль была создана в 2001 году.

Но, по большому счету, ее основы и истоки надо искать в начале 1950-х годов. Вот мы и делаем такую попытку: передать ощущение времени и истории, вспомнить о прошлом здесь и сейчас. А также отдать должное людям и времени, их стремлению подчинить это неумолимое время силе человеческого духа и дерзкой мечте. Можно найти такие интересные параллели. На полуразрушенном после Великой Отечественной войны заводе начали собирать сложные плавающие машины и создали их целый модельный ряд. И вот, в кризисные 90-е годы прошлого века, когда не поступали заказы даже на грузовые вагоны, в Крюкове-на-Днепре мечтали о пассажирских и создали за 10 лет 32 модели и 24 модификации! В том числе вагон для международного сообщения, межрегиональные скоростные поезда.

Эта и другая техника (поезд метро с асинхронным приводом, вагон с местами для перевозки инвалидов, пассажирские тележки и тележки вагонов метрополитена) была представлена в сентябре 2011 года на Всеукраинской отраслевой выставке, проходившей на Крюковском вагонострои­тельном заводе. Ее посетили представители власти, специа­лис­ты-железнодорожники из Украины, России, Азербайджана, Казахстана, украинские и зарубежные партнеры КВСЗ, журналисты, широкие круги общественности. Скоростные межрегиональные поезда со скоростью движения до 200 километров в час — локомотивной тяги и двухсистемный электропоезд вызвали всеобщее восхищение. Ведь аналогов производства такой техники нет не только в Украине, но и в странах СНГ.

 

P.S. В далеком 1951 году коллектив Крюковского вагоно­строи­тельного завода успешно выполнил задание правительства по освоению новой продукции для армии. Сегодня он выполнил очередной этап своих обязательств, данных правительству Украины. Ведь предприятию поручена поставка скоростных межрегиональных поездов для чемпионата Евро-2012.

Смотреть в будущее через призму прошлого — именно так живут и работают на Крюковском вагоностроительном. Лучшие специалисты в области инженерной военной техники, их дети и внуки сейчас трудятся в пассажирском вагоностроении. На участке, стены которого помнят последние паромно-мостовые машины, был собран первый пассажирский вагон «Украина». На том самом месте, где был бассейн для испытания плавающих машин, ныне построен красавец-цех для сборки кузовов пассажирских вагонов. Крюковский вагоностроительный завод идет вперед, не забывая своей истории. Не этот ли курс является самым правильным и надежным для любого сообщества, будь то семья, трудовой коллектив или страна в целом?

Паромно-мостовая машина ПММ-2М

Авторский коллектив новой книги желает читателям (а нам кажется, что она заинтересует, в первую очередь, мужчин — все-таки речь идет о военной технике!), новых открытий. Ведь информация по этой теме до недавнего времени была засекреченной, а в книге вы найдете технические характеристики машин, множество снимков, документальных фактов, интересных эпизодов, воспоминаний «родителей» амфибий. В книге много исторических личностей: Ники­та Хрущев, маршалы инженерных войск Виктор Харченко, Сергей Аганов, известнейший конструктор стрелкового вооружения Михаил Калашников
и многие другие. Возможно она заставит задуматься о войне и мире, ответственности за экономику страны и судьбы ее граждан, о связи прошлого и будущего.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно