Вот уже две недели каждое утро ровно в 7 часов 14 минут от железнодорожного вокзала в Харькове отправляется в рейс межрегиональный скоростной поезд локомотивной тяги повышенной комфортности производства Крюковского вагоностроительного завода. Он получил прописку на Южной железной дороге как «Столичный экспресс», и теперь под номером 161/162 курсирует между Харьковом и Киевом. Маршрут экспресса пролегает через Полтаву и Миргород, где он делает короткие остановки. Продолжительность поездки 5 часов 50 минут.
Со 2 апреля межрегиональный поезд нового поколения отечественного производства перешел из области экспериментов, испытаний, презентаций, рекламы в новое качество. Теперь он работает на железной дороге. И оценку ему дают самые придирчивые и требовательные экзаменаторы - пассажиры. И эта оценка самая важная, самая главная.
Поезд уходит в рейсы заполненным, свободных мест практически нет. Люди охотно покупают билеты и наслаждаются путешествием между двумя украинскими столицами. Они пользуются всеми благами цивилизации, которые придумали и создали для них производители вагонов. На фотографии, которые мы сделали на вокзале и в поезде, хочется смотреть и смотреть. Насколько они позитивны, о многом рассказывают улыбки людей, их хорошее настроение, их положительные эмоции.
Это очень важно и символично, что именно отечественный состав открыл эпоху межрегиональных скоростных перевозок на «Укрзалізниці». Он представляет отечественные пассажирские вагоны нового поколения, рассчитанные для движения со скоростью 160-200 километров в час.
Новые составы идут на смену ускоренным дневным поездам, с которых начиналась история отечественного пассажирского вагоностроения в 2002 году. Именно здесь, на Южной железной дороге, тогда был запущен первый столичный экспресс Киев-Харьков производства Крюковского вагоностроительного завода. А в 2003 году второй: Киев-Днепропетровск.
Мы были первооткрывателями 10 лет назад, когда по призыву Министерства транспорта Украины создали эти новые поезда с вагонами открытого типа, с дополнительным набором сервисных услуг. Это, прежде всего, вакуумные туалеты, системы кондиционирования воздуха, системы автоматической диагностики.
Несмотря на то что билеты на железной дороге были в то время недорогими, затраты на приобретение этих поездов быстро окупились. Харьковский - через три года, Днепропетровский - через пять лет. Это ли не показатель их популярности среди пассажиров, это ли не аргумент в пользу отечественного производителя?!
Сегодня на смену первым ускоренным приходят межрегиональные скоростные. Ведь в эти дни, когда поезд локомотивной тяги пошел в эксплуатацию, еще одно детище предприятия - межрегиональный скоростной двухсистемный электропоезд, пошел на испытания.
И специалисты, и пассажиры могут сравнить эти поезда. Отличий в пользу новых - море! В девяти вагонах - 726 мест! Среди них VIP-салон, места первого, второго, туристического классов, места для пассажиров с ограниченными возможностями. В конструкции вагонов предусмотрено все, чтобы сделать путешествие приятным, удобным, комфортным, безопасным.
Входная прислонно-раздвижная дверь легко уходит в сторону, и пассажир попадает в тамбур. Важной новинкой являются герметичные межвагонные переходы. Тамбурных дверей нет. Прозрачная дверь между пассажирским отделением и тамбуром открывается легким нажатием кнопки, закрывается автоматически.
Люди сразу видят и ощущают совсем другие габариты новых отечественных вагонов - они на 30 сантиметров шире привычных. А значит, дополнительное пространство для удобных раскладывающихся кресел, для широких проходов между ними. У каждого пассажира - откидывающийся столик, индивидуальная розетка для зарядки мобильного телефона или работы с ноутбуком, место рядом для верхней одежды и багажа, а также, если пожелаете, специальные места для багажа и пальто в центре вагона. Если вам недостаточно общего освещения, можно включить индивидуальное.
Вагоны межрегиональных поездов от Крюковского вагоностроительного завода оборудованы системой обеспечения микроклимата. Плавность хода поездов, а значит, дополнительный комфорт, обеспечивают новые тележки, которые тоже созданы на предприятии. Так называемое центральное пневмоподвешивание позволяет гасить колебания, наклон вагона при прохождении кривых. Вагоны соединены между собой с помощью беззазорных сцепок.
Мы разговаривали с пассажирами разного возраста, профессий, социального статуса. Практически все отмечают великолепный дизайн, который создает атмосферу уюта, когда входишь в вагон. Говорили о широких проходах, удачном расположении мест, удобных креслах. С восхищением отзываются о санитарной комнате, где все предусмотрено для комфортного путешествия.
Вот уже две недели каждое утро харьковский железнодорожный вокзал смотрится, словно в зеркало, в гладкую и блестящую во всех смыслах обшивку новых вагонов, отражается в огромных вклеенных окнах. На перроне установлен памятник известному персонажу не менее известного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» - отцу Федору. Такое ощущение, что каждое утро он, как и другие пассажиры, удивляется вновь и вновь, увидев на железнодорожных путях это белое, сияющие в лучах утреннего солнца чудо, каким предстает перед глазами людей новый поезд от Крюковского вагоностроительного. И как никогда актуальны его слова из письма жене: «После провинции кажется, будто за границу попал».
И только одно огорчает в эти дни триумфа украинского поезда нового поколения: что вышел он на маршрут скорее вопреки позиции государства относительного своего национального производителя, чем при его поддержке. Ведь сегодня закуплены 12 межрегиональных поездов по импорту. А отечественных заказано всего три. Итого 15. И трудно предсказать: 16-й будет нашим или импортным. Будущее скоростных межрегиональных украинских поездов зависит от политики Кабинета министров на ближайшие годы.