Наземные и морские старты Станислава Конюхова

6 апреля, 2012, 13:24 Распечатать Выпуск №13, 6 апреля-13 апреля

К 75-летию со дня рождения.

© Космический аппарат «Січ-2»

Станислав Николаевич Конюхов стал первым Генеральным конструктором ракетно-космической отрасли Украины и третьим генеральным конструктором Государственного конструкторского бюро «Южное» — ведущей организации ракетной отрасли Украины.Станислав Конюхов

Его жизненный путь начался в российской глубинке в деревне Вологодской области — крае лесов, озер и морозных снежных зим, где среди прекрасной русской природы прошло его детство. Там был заложен хороший начальный фундамент для будущей активной, насыщенной неожиданными поворотами жизни.

Его отец, Николай Николаевич, — военный юрист, а мать, Анна Николаевна, — колхозница. С 1949 года семья осела в Днепропетровске. 

Здесь в 1954 году С.Конюхов окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета, окутанный в ту пору завесой секретности. В то время на факультете преподавали авторитетные ученые в области ракетно-космической техники, большинство из которых были сотрудниками ракетного ОКБ-586 и создателями собственных учебных курсов. Студенческие годы, насыщенные не только учебой, но и участием в студенческих отрядах, походах, поездках, сформировали качества будущего ученого и человека — огромную работоспособность, неиссякаемый интерес к избранной области новой техники, характер лидера, верность и преданность в дружбе. Студенчество той поры принадлежало к поколению «детей войны», что означало высокое чувство ответственности и патриотизма. 

Школа Михаила Янгеля

Молодой специалист, инженер-механик С.Конюхов в августе 1959 года пришел по направлению в ОКБ-586, где в тот период под руководством Михаила Янгеля шла напряженная работа по созданию боевых ракетных комплексов первого поколения Р-12, Р-14 и Р-16. Проекты находились на разных стадиях отработки. Первая межконтинентальная ракета на высококипящих компонентах Р-16 находилась на завершающем этапе конструкторской разработки в отделе, которым руководил В.Уткин, будущий преемник М.Янгеля. Здесь и начал свою инженерную деятельность С.Конюхов. Молодой инженер быстро освоился с работой, познакомился с технологами и испытателями КБ и завода.

Вскоре Станиславу Николаевичу предложили перейти в группу М.Галася — ведущего конструктора по ракете Р-14, для которой шла отработка шахтного стартового комплекса. Здесь был совершенно другой круг вопросов: работа со смежными организациями, совещания, протоколы согласований, поставки оборудования, летные испытания. Успехи и неудачи. Во время одного из испытаний ракеты произошла авария, в результате которой создалась загазованность командного пункта парами топлива, вызвавшая легочное отравление ведущего конструктора. Свой двадцать пятый день рождения Станислав встретил в госпитале, но уже вскоре вернулся в строй — его назначили ведущим конструктором по разработке сверхтяжелой ракеты-носителя Р-56, которая должна была стать частью советской «Лунной программы». Однако в 1964 году это направление работ было передано в другую организацию. 

Вновь последовало изменение характера работ. К этому времени коллектив КБ блестяще справился со своей стартовой задачей и готовился к новым, более сложным разработкам. Начался процесс структурной реорганизации: формировались новые отделы, лаборатории и даже функциональные конструкторские бюро. В этих условиях не хватало начальников отделов и главный конструктор М.Янгель предложил Станиславу Николаевичу заняться организацией работ в новых отделах. Первым в этой чреде для него стал отдел научно-технической информации.

Через два года кропотливой работы отдел стал профессиональным информационным центром, обеспечивающим разработчиков сведениями о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники не только для своего КБ, но и для предприятий отрасли. Отдел получил статус головного ОНТИ отрасли. В отделе сформировались два новых подразделения: оформительский и выставочный, с которых началась презентационная работа новых разработок.

И тут же новое назначение — возглавить вновь созданный отдел надежности. Понадобились незаурядные способности и работоспособность, чтобы охватить весь объем теоретической, экспериментальной и организационно-технической информации, связанной с подтверждением надежности ракетных комплексов как сложных технических систем. На этой базе С.Конюхов в 1970 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени окончательно сформировалась научно-техническая школа главного конструктора М.Янгеля, в которой задачей главного конструктора стало не только проектирование ракеты как ключевого звена, но и ракетного комплекса в целом, исходя из обеспечения максимальной эффективности его боевого применения.

При таком подходе на первый план выходят вопросы построения боевого ракетного комплекса (БРК) для ракет третьего поколения. С.Конюхова назначают начальником проектного отдела, ответственного за создание стартовых комплексов.

Ключевой задачей отдела на том этапе была разработка специальных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с применением минометной схемы старта жидкостных ракет — Р-36М и МР-УР—100.

Заключительным этапом работ на этом направлении стали бросковые испытания, в которых отрабатывались системы выброса ракет, узлы связи ракеты с ТПК и даже системы запуска ракеты в условиях невесомости. Техническим руководителем этих уникальных испытаний был С.Конюхов, что по праву позволяет считать минометный старт одним из достижений его научной и инженерной деятельности.

Университеты Владимира Уткина

В 1971 году преемником М.Янгеля на посту Главного конструктора КБ «Южное» стал Владимир Уткин. Этот период являлся самым масштабным по объемам работ, которые одновременно выполнялись в КБ. Численность работающих на предприятии достигла в то время абсолютного максимума — около 11 тыс. человек. Шел поиск новых организационных структур с внедрением систем автоматизации работ, поскольку требовалась высочайшая организация работ всех подразделений.

А для Конюхова начался новый цикл расширения научно-технического кругозора, но уже на более высоком уровне — в ранге руководителя группы научных отделов: 

— 1974—1978 гг. — начальник отделения, заместитель главного конструктора КБ. Ключевая задача — обеспечение отработки разнообразного боевого оснащения для комплексов третьего поколения;

— 1978—1984 — начальник отделения, заместитель начальника проектного комплекса;

— 1984—1986 — начальник и главный конструктор КБ космических аппаратов. Ключевая задача — обеспечение разработки и производства ряда новых космических аппаратов научного и военного назначения;

— 1986—1991 — первый заместитель генерального конструктора НПО «Южное», первый заместитель начальника КБ «Южное». Этот этап был наиболее напряженным в работе КБЮ за всю его историю. Одновременно велась отработка и летные испытания трех боевых ракетных комплексов (в том числе двух твердотопливных) и космической ракеты-носителя «Зенит» на низкокипящем окислителе. Пуски осуществлялись с двух полигонов: на Байконуре испытывались тяжелая МБР 15А18 и РН «Зенит», в Плесецке — твердотопливная ракета РТ—23УТТХ с двумя типами старта — шахтным и железнодорожным. 

Пройдя такие университеты, С.Конюхов оказался полностью подготовленным возглавить крупнейшее в мире ракетно-космическое конструкторское бюро, достижением которого за предшествовавшие годы стал весомый вклад в обеспечение стратегического паритета двух сверхдержав.

Ракетно-космическая отрасль Украины

В ноябре 1990 г. В.Уткина назначают директором ЦНИИ — головной научной организации Министерства общего машиностроения СССР, и его преемником становится С.Конюхов. Вначале исполняющим обязанности, а уже с января 1991 г. постановлением правительства его назначили генеральным конструктором и начальником КБ «Южное». До обретения Украиной независимости оставалось чуть больше полугода и события развивались как бы в ускоренном темпе.

Запуск ракеты-носителя «Днепр»

В январе принят на вооружение ракетно-космический комплекс в составе РН «Циклон» и шести искусственных спутников Земли «Стрела-3», а чуть позже — комплекс противоракетной обороны с носителем «Циклон-2».

В День космонавтики в областном историческом музее открылась выставка «Днепропетровск — космосу», которая впервые открыла миру масштабы участия предприятий Украины в ракетно-космической программе СССР. 31 июля подписан Договор СНВ-1. В августе принят на вооружение РВСН ракетный комплекс Р-36М2 (ракета 15А18М) с тяжелой моноблочной головной частью. Завершились работы, выполнявшиеся КБ «Южное» в интересах ядерной сверхдержавы как в сфере ракетно-космических систем, так и боевых стратегических комплексов. Заключительной точкой этого этапа стало решение Главкома ВС СНГ и Министерства промышленности России (апрель 1992) об освобождении КБ «Южное» и ПО ЮМЗ от функций головного разработчика и изготовителя ракеты РТ—2ПМ2 (15Ж65) с передачей всех наработок, включая первую летную ракету, в организации России.

* * *

Советский Союз прекратил свое существование, распавшись на ряд независимых государств. Были ликвидированы общесоюзные финансовые структуры. КБ «Южное», финансировавшееся ранее на союзном уровне, осталось в крайне тяжелом положении. Необходимо было незамедлительно определяться с общей стратегией и планами обеспечения финансирования организаций космической отрасли и их судьбой. Для этого требовалось сформировать политику нового государства в оборонной сфере: выработать свое отношение к ядерному наследию, подход к обеспечению собственного суверенитета и т.д. То есть необходимо было самостоятельно определяться в вопросах, которые до этого решались в Москве. 

А наследие Украины в этой сфере было внушительным — на ее территории размещались 130 предприятий ракетно-космической отрасли (КБ, НИИ, производственные обьединения, испытательные центры) с общим числом работающих более 200 тыс.человек; базировались внушительные стратегические ядерные силы — 176 МБР и 46 тяжелых бомбардировщиков, а также тактические ядерные средства. Общая численность ядерных боезарядов составляла около 4800 единиц.

В Украине формировались структуры государственной власти, ответственные за обороноспособность страны, — Министерство обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных сил, Государственный комитет по оборонной промышленности и машиностроению, Национальное космическое агентство (февраль 1992 г.) во главе с выходцем из КБ «Южное» В.Горбулиным. Работа вновь созданных госструктур могла быть успешной только при достаточной научной поддержке со стороны специализированных институтов, которые также необходимо было оперативно организовать, опираясь на полученное наследие.

Важность этой задачи хорошо понимал С.Конюхов, который выступил с инициативой создания в структуре КБЮ (на базе отделения системных исследований и эффективности) подразделения с более масштабными задачами — Центра стратегических исследований, сопровождения международных договоров и вопросов экологии.

Обсуждение этой инициативы ускорило решение президента Украины о создании Национального института стратегических исследований (НИСИ) — указ от 04.03.1992 г., и его филиала в Днепропетровске (ДФ НИСИ) — апрель 1992 г. Первоначально предложение об организации НИСИ исходило от президента Академии наук Украины, который постановлением президиума АНУ организовал такой институт в структуре академии в последние дни 1992 года. 

Первоочередными задачами ДФ НИСИ стали наиболее острые в этот период — формирование политики Украины в отношении Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного от имени СССР, а также в отношении ядерного наследия Украины. Очевидно, что эти вопросы затрагивали интересы КБ «Южное» и решались с участием его специалистов. Тесное сотрудничество филиала НИСИ и КБ продолжается во все годы независимости Украины. 

Разработка стратегии развития космической отрасли в новых условиях требовала найти компромисс между объемами использования имеющегося научно-технического потенциала, объемами конверсии избыточных мощностей и экономическими возможностями молодого государства.

Иллюстрацией сложности реализации такой стратегии является информация о запланированном союзном финансировании на 1990 г. — 420 млн. долл. только для КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Найти другие сопоставимые источники финансирования в новых условиях было задачей невыполнимой.

Принятая стратегия развития ракетно-космической отрасли Украины учитывала ее связь с потенциалом России и Казахстана через кооперацию предприятий и ранее созданные инфраструктуры космических полигонов. На этой основе существовала реальная возможность совместного выхода на мировой рынок космических услуг. Это направление обеспечивало успех, однако требовало в корне перекроить работу КБЮ. Уже 31 декабря 1991г. в структуре КБ «Южное» образовано подразделение маркетинга и внешнеэкономической деятельности — служба 10. Первоочередной задачей этого подразделения стало формирование договорной базы для долгосрочного сотрудничества с Россией (на начальном этапе), а в дальнейшем — выход на сотрудничество с западными странами и маркетинговое обеспечение совместной работы.

При этом уже первые контакты с зарубежными специалистами показали, что существовавший в эпоху холодной войны железный занавес надежно скрывал истинный потенциал ракетно-космической отрасли, в одночасье открывшийся миру. Разработки, представленные в Договоре СНВ-1 и появившиеся в публикациях, превзошли все ожидания разведслужб западных стран, что откровенно признал министр обороны США Уильям Перри при посещении ПО ЮМЗ и КБ «Южное» 22 марта 1994 года. Однако потребовались годы напряженной работы, чтобы сформировать доверие у новых партнеров. Первые международные контракты были подписаны только в 1995 году, а настоящее признание Украины как участника мирового рынка пусковых услуг пришло к концу 90-х годов.

В первой половине 90-х годов внушительные объемы работ по основной тематике обеспечивались за счет продолжения сотрудничества с предприятиями России, в большинстве своем по тематике, сложившейся еще в советское время, а также в рамках скромных заказов Национального космического агентства, сделавшего возможным принятие первой космической программы Украины в 1993 году.

Уже в первые пять лет независимости космическая отрасль показала впечатляющие результаты — ракеты, разработанные и изготовленные Днепропетровским ракетным центром, стартовали 38 раз, пока еще только с космодромов России и Казахстана.

С целью обеспечения приемлемой загрузки коллектива КБ «Южное» в этот период рассматривались возможности выполнения работ в интересах оснащения ВС Украины новыми ракетными системами. Кооперацией украинских предприятий во главе с КБ «Южное» выполнялись предварительные проектно-конструкторские разработки целого ряда тем: стратегические ракетные комплексы с неядерным оснащением, оперативно-тактические комплексы, зенитные ракетные комплексы, системы залпового огня, а также оценка возможностей создания космических систем военного назначения (информационно-разведывательные, связи). Однако эти проработки не получили продолжения из-за отсутствия финансирования.

И только к концу прошедшего десятилетия появилась возможность вернуться к разработке ОТРК и некоторых других систем на основе созданного еще в начале 90-х годов проектного задела.

Одним из направлений повышения загрузки КБ явилось расширение конверсионных проектов, в числе которых зерноуборочный комбайн «Славутич», троллейбусы ЮМЗ-Т1 и ЮМЗ-Т2, низкопольный городской автобус, ветроагрегат АВЭ-250. Несмотря на оперативное завершение этих разработок, они так и не были обеспечены необходимой загрузкой — в стране с разрушенной экономикой некому было заказывать и финансировать разработку и изготовление гражданской продукции, необходимость в которой была огромной.

Многоплановая диверсифицированная работа коллектива КБ «Южное» под руководством С.Конюхова гарантировала главный результат — сохранение работоспособности коллектива КБ, хотя и потерявшего в количественном составе, но оставшегося верным традициям и школе, сформированной предшественниками С.Конюхова. 

Напряженная работа коллектива и поиск широким фронтом заказчиков пусковых услуг в первые пять лет завершились подписанием первых соглашений и контрактов — соглашения о создании совместного предприятия «Морской старт», контракт на запуск 36 спутников «Глобалстар» на трех РН «Зенит-2», предварительные договоренности с итальянской фирмой Fiat Avia о совместных работах в интересах европейских проектов. 

В последующие годы предстояло проводить в жизнь достигнутые договоренности. Первым коммерческим проектом, который помог адаптироваться к условиям мирового рынка, стал проект «Глобалстар», но одновременно он  явился и горьким уроком — из-за неудачного первого пуска по вине системы управления последней ступени проект был остановлен.

Но зато в проекте «Морской старт» разработанная в КБ «Южном» ракета-носитель «Зенит» не имела конкурентов, так как ее отличали особенности подготовки к пуску — горизонтальное обслуживание и полностью автоматизированное выполнение всех пусковых операций, крайне важных в условиях старта с корабля, а также другие уникальные характеристики: экологичность используемых компонентов топлива, весовое совершенство, надежность узлов и агрегатов.

28 марта 1999 г. впервые в мире состоялся старт ракеты-носителя с морской платформы. Задачи пуска ракеты «Зенит-3SL» с макетом космического аппарата полностью выполнены. Хотя отработка ракеты-носителя «Зенит» происходила еще в конце 80-х годов в условиях полигона Байконур, ее адаптация к условиям морского старта потребовала значительного объема проектно-конструкторских доработок и экспериментальных работ. Этот комплекс работ удостоен Государственной премии Украины за 2010 год («Создание трехступенчатой ракеты-носителя «Зенит-3SL» по программе «Морской старт»). Международная команда создателей ракетно-космического комплекса «Морской старт» была награждена «Лавровым венком» Международной академии астронавтики за лучшее достижение в 2009 году.

С руководителем морского сегмента программы «Морской старт» Богданом Беймуком (США)

Координация и обеспечение работ в этом сложном космическом проекте с участием организаций США, России, Украины и Норвегии требовали колоссальных усилий генерального конструктора С.Конюхова, который в большинстве случаев принимал личное участие в пусковой команде.

Всего за прошедший период состоялся 31 пуск ракет-носителей с морской пусковой платформы. Принадлежащие различным странам космические аппараты, в основном телекоммуникационные, выведены на геостационарные орбиты.

Достигнутые успехи открыли возможности для разработки новых проектов:

— модернизация ракеты-носителя «Зенит-3SL» с повышением энергетических возможностей на 15%;

— модернизация ракеты-носителя «Зенит» под условия полигона Байконур («Наземный старт» с ракетой «Зенит-М»).

После реализации этих проектов конкурентоспособность РН «Зенит» существенно повысилась. Осуществлено восемь коммерческих запусков по программе «Наземный старт». Появились новые заказчики пусковых услуг.

Достаточно успешной явилась конверсионная программа «Днепр», в которой ракета-носитель представляет собой дорабатываемую в условиях полигона тяжелую боевую ракету 15А18 (SS-18 Satan по классификации США). Истоки конверсии боевых ракет в ракеты-носители уходят еще в 60-е годы (носитель 11К63 «Космос» на базе первой боевой ракеты Днепропетровского центра — Р-12).

Юридическая возможность для такого рода конверсии заложена в тексте заявления Совместной комиссии в отношении инспекций и соблюдения (СКСИ) по Договору СНВ-1, где предусматривается возможность ликвидации стратегических ракет путем запусков в космическое пространство. Такое предложение было озвучено в 1990 году на первой открытой пресс-конференции В.Уткина. Однако воплотить эту идею в жизнь удалось уже С.Конюхову. В августе 1997 г. утверждено создание международной космической компании «Космотрас» для управления разработкой КРК «Днепр», а 21 апреля 1999 г. произведен первый пуск РН с британским космическим аппаратом Demosat.

До конца 2011 г. всего произведено 17 пусков. Запущено более 64 КА в интересах 15 стран (США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии и др.).

Комплекс работ по созданию ракеты-носителя «Днепр» удостоен Государственной премии Украины за 2003 год.

За 20 лет независимости Украины ракеты-носители разработки КБ «Южное» и изготовленные ГП ПО «Южный машиностроительный завод» стартовали 125 раз, подтверждая ракетно-космический статус государства. 

Всего запущено более  238 спутников в интересах  19 стран мира, в том числе и признанных космических держав. 

Среди успехов, достигнутых украинской космической отраслью, — разработка и запуск новых космических аппаратов «Січ-1», «Січ-1М» и «Січ-2»
в интересах украинских потребителей и КА Egyptsat-1 (в 2007 г. по заказу Египта).

Проект Egyptsat-1 — первый международный тендер, выигранный украинскими специалистами. Согласно контракту, разработан и изготовлен космический аппарат для дистанционного зондирования Земли. В Египте создан наземный комплекс, обеспечено обучение национальных специалистов.

Значительное внимание уделялось созданию задела, ориентированного на будущее космической отрасли Украины. Среди таких направлений наиболее затяжным является проект «Циклон-4». Это логическое продолжение хорошо известных РН «Циклон-2» и «Циклон-3», доставшихся в наследие от советских времен, пуски которых начались в 1967—1969 гг. Однако в наши дни под давлением российских партнеров продолжение их серийного производства признано нерациональным, несмотря на исключительную надежность этих носителей. Из 122 пусков РН «Циклон-3» только пять неудачных. Все 106 пусков РН «Циклон-2» успешны, это уникальный результат, достойный книги рекордов. 

Работы по продолжению этой линии носителей начаты КБЮ по инициативе С.Конюхова. ЭП комплекса выполнен в 1998—1999 годах.

Однако перспектива успешного завершения проекта появилась только после подписания (2000 г.) и ратификации (2004 г.) Договора между Украиной и Бразилией о долгосрочном сотрудничестве сторон по использованию РН «Циклон-4» с пускового центра Алькантара совместным украинско-бразильским предприятием. Работы над проектом выходят на завершающую стадию. Первый старт ракеты-носителя после ряда переносов запланирован на конец 2013 года.

В портфеле перспективных имеются и другие разработки, включенные в очередную, подготовленную для утверждения, Государственную научно-техническую космическую программу на 2013—2017 годы.

Важным, перспективным и долгосрочным является международный проект Таурус-II. По этому уникальному проекту с американского космодрома будет стартовать ракета-носитель «Антарес», имеющая в своем составе первую ступень, разработанную КБ «Южное» совместно с кооперацией украинских предприятий. Такая схема работы отвечает современной практике международной кооперации в высокотехнологичных областях на платформе партнерства, свободного от политических стереотипов.

В завершающую фазу вступил проект «Вега», начало которому положено предварительным контрактом с фирмой «Фиат Авиа» (1997г.). Опыт по разработке двигательных установок позволил нам впервые принять участие в проекте европейской ракеты «Вега».

По контракту с итальянской компанией «Авио» украинские предприятия обеспечили разработку, полномасштабную отработку и серийные поставки двигательного блока последней ступени носителя.

Первый успешный пуск уже осуществлен 13 января 2012 г. с космодрома Куру (Французская Гвиана). РН вывела два космических аппарата (Италия) и семь микроспутников (США). Это эффектный пример практической европейской интеграции украинских предприятий. Только такой прагматический подход может обеспечить реальный успех провозглашенного курса на евроинтеграцию.

Связи с академической наукой

Тесные деловые связи КБ с институтами Национальной академии наук Украины сложились еще в годы работы М.Янгеля. После избрания С.Конюхова академиком НАНУ (1992 г.) ему удалось объединить усилия многих академических институтов для решения актуальных задач ракетно-космической техники (в области прочности, создания новых материалов и новых техпроцессов, высокоточной измерительной техники и др.). Установились новые контакты с учеными США, Франции, Германии, Японии, Индии, Италии и других стран, развивались старые связи с институтами Российской Федерации.

С.Конюхов трижды избирался вице-президентом Международной академии астронавтики (2007 г., 2009 г., 2011 г.). На сегодня в составе МАА тридцать украинских специалистов, что явилось результатом активной и авторитетной его работы в академии.

Успехи, достигнутые ракетно-космическими предприятиями Украины за годы независимости, оцениваются как своеобразный феномен — не имея собственных ракетных полигонов, при минимальной финансовой поддержке государства, отрасль не только выжила, но и уверенно утвердилась среди пяти государств, обеспечивающих максимальное количество пусков ракет-носителей. Опираясь на научно-технический потенциал предприятий, энтузиазм специалистов и настойчивость руководства, Украина добилась признания своего ракетно-космического статуса. Страна располагает полным циклом ракетно-космических технологий, включая наземные средства управления и сбора информации. 

Это своего рода визитная карточка молодого государства, формирующая международный авторитет страны. 

* * *

Третьего апреля 2011 года С.Конюхов ушел из жизни. К нему по праву относится выражение «умер на взлете» — на этапе международного признания ракетно-космической отрасли Украины, завершения ряда перспективных новых проектов, нацеленных в будущее. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно