МУЗЕЙ ШПИОНСКОЙ ТЕХНИКИ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ГОСПОДА!

16 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 16 марта-23 марта

Вы можете себе представить Джеймса Бонда без технических «прибамбасов» старины «Q»? Меня всегда в...

Кит Мэлтон
Кит Мэлтон

Вы можете себе представить Джеймса Бонда без технических «прибамбасов» старины «Q»? Меня всегда восхищали все эти сигареты с «начинкой», ранцевый реактивный двигатель, стреляющий кальян, зонтик-убийца, ручка «Монблан» с микрофоном, вертолеты, скутеры и автомобили, напичканные средствами связи, защиты и нападения.

Технология шпионажа по сути своей мало изменилась со времен Богдана Хмельницкого: для достижения успеха агент должен получить доступ к секретной информации, а затем похитить или скопировать ее. Еще надо незамеченным выбраться «на волю» и передать добытые материалы по назначению. Подзорная труба и почтовый голубь, симпатические чернила и «сонное снадобье» многие годы служили «бойцам невидимого фронта».

С тех пор технические средства и методы шпионажа достигли такого совершенства, о котором старые разведчики не могли даже мечтать. Были созданы разнообразные хитроумные аппараты и приспособления: от подслушивающих устройств и аппаратов для негласной фотосъемки до связного и шифровального оборудования, контейнеров, тайников, отмычек и даже специального оружия. Весь этот арсенал можно легко спрятать или замаскировать, обеспечив тем самым безопасность разведчика.

А поскольку в XX веке кадровым сотрудникам разведки и их агентам приходится действовать в исключительно сложных условиях, для них порой специально разрабатываются уникальные изделия.

Среди огромного количества музеев, существующих в мире, есть немало музеев специальной техники. Каждая уважающая себя спецслужба обзаводится такой экспозицией. В последнее время на страницах книг я неоднократно встречал упоминания о музеях погранвойск, МВД, КГБ, ЦРУ, ФБР и даже АНБ. Понятно, что все они, как правило, являются ведомственными, закрытыми для обычных экскурсантов и предназначены только для «своих», для тех, «кому можно».

Но, оказывается, на юге Соединенных Штатов, во Флориде есть удивительный частный музей, словно специально созданный для того, чтобы о нем рассказывать, — это Музей истории шпионской техники Кита Мэлтона. Его создатель и хранитель — американский бизнесмен, владелец большой сети ресторанов «быстрого питания».

Выпускник Военно-морской академии США Кит Мэлтон отслужил положенное и после выхода в отставку стал военным историком и экспертом в области специальных технических средств, применявшихся разведками различных стран. Его хобби стало собирание коллекции шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников и документов, посвященных известным разведчикам и диверсантам, а также их самым знаменитым операциям. Коллекция росла и превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным аппаратом «Кодак», выполненным как точная копия спичечного коробка, представлена одноместная подводная лодка для проведения специальных операций в прибрежных водах противника.

Бывший шеф ЦРУ Ричард Хелмс в свое время написал: «С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и зачастую предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и зачастую уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями».

Наиболее впечатляющая часть экспозиции музея Кита Мэлтона посвящена фотографической и копировальной технике. Со времени своего изобретения в середине ХIХ века фотография неизменно играла важную роль в процессе получения развединформации. И значение ее постоянно возрастало. Фототехника использовалась для съемки людей и военных объектов, секретных документов и чертежей, всего того, что представляло интерес для разведки. Понятно, что успех достигался в том случае, когда фотографирование производилось скрытно и незаметно для окружающих. Талантливые инженеры сконструировали множество миниатюрных, замаскированных, а также предназначенных для съемки документов фотоаппаратов. Среди представленных образцов наш человек сразу обратит внимание на родные и узнаваемые названия.

16-миллиметровый фотоаппарат «Киев-30» с объективом «Индустар» установлен в металлический корпус, имитирующий сигаретную пачку. Взвод затвора и перемотка пленки осуществляются при помощи одной из фальшивых сигарет. Для большей убедительности в корпус вложена одна настоящая сигарета.

А вот на манекене демонстрируется детище КГБ — фотоаппарат «Точка-58». Он размещен на теле оператора, а фотографирование происходит через булавку для галстука. В комплект входят две одинаковые булавки: одна для съемки, а вторая для повседневного использования.

Вся эта удивительная аппаратура, уникальные приборы и приспособления широко представлены не только в залах музея, но и на страницах четырех богато иллюстрированных книг, написанных Китом Мэлтоном. Кроме того, он постоянно помогает авторам многих исторических и справочных изданий, предоставляя экспонаты своего музея в качестве наглядной иллюстрации столь необычного рода деятельности, какой является разведка.

Кит Мэлтон постоянно консультирует ЦРУ, Министерство обороны и Музей криптографии Агентства национальной безопасности США, его имя можно встретить в титрах многих популярных «шпионских» телесериалов. Самый выдающийся коллекционер технических средств разведки уже несколько раз побывал в Москве и сейчас пишет книгу по истории технических средств КГБ.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно