Весной местные чиновники прогнозировали увеличение туристического потока с прошлогодних 5,7 млн до 6 млн чел., а некоторые эксперты даже озвучивали цифру в 6,5 млн чел. Предварительные оценки показывают, что реальные показатели не дотянут до 5 млн., пишет «Деловая столица».
Председатель организации «Туристический актив Крыма» Иван Коваленко отмечает, что поток приезжих сократился как минимум на 15–20%. Директор компании «Южная жемчужина» Наталия Розинская, оценивает спад спроса на отдых на полуострове еще пессимистичнее - в 20–30%.
Снижение активности отмечалось среди всех групп туристов. Украинцев на отечественных черноморских курортах было как минимум на 10% меньше. Если в прошлом году полуостров посетили около 250 тыс. белоруссов, то в текущем - 30 тыс. чел. Вместо ожидаемых 1,2 млн россиян, в Крым приехали менее 800 тыс.
Еще больше, чем негативная динамика туристического потока, крымчан беспокоит кардинальное изменение его структуры. От отдыха на полуострове практически отказались приезжие со средним уровнем дохода.
Если в прошлом году недельный бюджет среднестатистического приезжего составлял 3 тыс. грн., то в этом он сократился до 2 тыс. грн., несмотря на то, что практически все составляющие отдыха существенно подорожали.
Если в прошлом году в Крыму отдыхало «дикарями» 3,95 млн. чел., то в этом - почти 4,6 млн.
Проанализировав ситуацию, из Крыма ушли даже рекламодатели. Нынешним летом на полуострове пустовало до трети конструкций. Многие компании, оплатившие щиты на весь сезон, включая сентябрь, в начале августа свернули маркетинговые программы и отказались от плоскостей.
По оценочным данным, если за прошлое лето отельеры, рестораторы, продавцы экскурсий и товаров массового спроса заработали порядка 20 млрд грн., то за это - вдвое меньше.
Крымчане винят во всех своих бедах погоду и Налоговый кодекс. Начало высокого сезона в июле совпало с резким похолоданием, температура воды не превышала 20 градусов. Тем не менее местные отельеры повысили цены на 15–20%, мотивируя свои действие подорожанием коммунальных услуг, увеличением налоговой нагрузки и общей инфляцией в стране.
В местных компаниях сетуют, что с введением Налогового кодекса выросла фискальная нагрузка на частных предпринимателей - владельцев мини-отелей. Бюджетные поступления от санаториев и гостиниц возросли на 15 млн грн. Притом что сертифицированные отели уровня три–пять звезд были освобождены от уплаты налога на прибыль. То есть основная налоговая нагрузка легла на плечи мини-гостиниц и частного сектора, в которых останавливается до 80% гостей.