Карпаты: восхождение к рынку

22 марта, 1996, 00:00 Распечатать

Ученые Института региональных исследований НАН Украины разработали Государственную программу социально-экономического развития Карпатского региона...

Ученые Института региональных исследований НАН Украины разработали Государственную программу социально-экономического развития Карпатского региона.

О более чем двухлетней работе над программой, основных ее тематических направлениях рассказывают директор Института член-корреспондент НАН Украины Марьян ДОЛИШНИЙ и заведующий отделом, кандидат экономических наук Василий КРАВЦИВ.

При минимуме госбюджетных средств

Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая области) занимает площадь 56,6 тыс. кв. км. (94,4% территории Украины). Здесь проживает 6,5 млн. человек (12,4 процента населения страны). Общая протяженность государственных границ в пределах региона (с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой) составляет свыше 1050 км. Почти половина территории - горные районы Украинских Карпат, представляющие собой уникальную природную экосистему.

Геополитическое положение Карпатского региона благоприятно для интеграции Украины в европейские политические и экономические структуры, а также для привлечения передовых технологий и развития бизнеса. Через горные хребты Карпат проходят три железные дороги международного значения, четыре большие автомагистрали, проложены мощные нефте- и газопроводы, транспортирующие основную часть российского и туркменского газа, а также этиленпровод из Калуша в Венгрию, по которому за рубеж поставляются продукты переработки с Прикарпатья.

- В своей жизни мы видели много разных программ - от глобальных и до местных. Но, увы, большинство их так и остались благими пожеланиями. Поэтому, прежде чем перейти к разговору по существу самой программы, хотелось бы знать, насколько она реальна, обеспечена материальными, финансовыми ресурсами.

М.Долишний. С самого начала хочу подчеркнуть, что наша программа является государственной. Она разработана по решению Кабинета министров и является очень конкретной с точки зрения постановки целей и вполне реальной относительно возможностей материально-финансового обеспечения. Достаточно сказать, что обеспечивается адресная привязка мероприятий и проектов к определенным объектам и источникам финансирования.

Программа подверглась длительной и всесторонней «шлифовке» как в научных учреждениях, так и в государственных инстанциях. Заказчик программы - Министерство экономики, бывший министр, а ныне вице-премьер Роман Шпек ее полностью поддерживает. Такого же мнения и замминистра экономики Леонид Минин. На последнем варианте программы поставил свою подпись и министр финансов.

Как известно, в соответствии с решением правительства разрабатывается пять региональных программ - «Полесье», «Подолье» и другие. Но «Карпаты» - первая из законченных.

В.Кравцив. В начале мы программировали с размахом. К концу 1994 года разработали программу-максимум, рассчитанную на шесть лет. Но ее Министерство финансов не завизировало: нет таких средств. Программа действительно была дорогая, примерно 30 процентов средств предполагалось получить из бюджета.

Два месяца ушло на доработку документа, прежде всего на сокращение доли средств. Так была создана программа-минимум, общая стоимость которой уменьшилась в 2,5 раза. С таким вариантом согласились все заинтересованные стороны, но даже он показался президиуму Кабинета министров чересчур расточительным в плане государственного финансирования. Появился третий вариант...

Если программа-максимум имела 13 подпрограмм, то в окончательный вариант, в целом одобренный Кабмином в декабре прошлого года, включены только 8 наиболее важных, причем в урезанном виде. Это развитие рекреационной индустрии, агропромышленного комплекса, экологическая безопасность, культурное развитие, энергообеспечение, лесное хозяйство, строительная индустрия, социальное развитие.

М.Долишний. Что отличает нашу программу от всех предшествовавших? Разработан довольно оригинальный, на наш взгляд, механизм ее реализации. Предлагается создать специальный орган управления программой в виде отдельного подразделения в Минэкономики, которое бы контролировало организацию исполнения, изыскивало средства и тому подобное, а также координационный совет в составе заместителей министров экономики, финансов, председателей облгосадминистраций.

Далее. Государство не имеет возможности выделить необходимые средства для реализации программы - с этим спорить не будем. Но оно может и должно создать участникам программы необходимые условия для ее реализации. Государственная поддержка выражается в том, чтобы обеспечить льготный налоговый режим, льготное кредитование, ведение внешнеэкономических операций. Нас поддержало Минэкономики, но вот Кабмин этот вопрос все еще решает...

- Сколько средств нужно для осуществления программы, имею в виду ее окончательный вариант?

В.Кравцив. По ценам на 1 января 1996 года программа стоит для четырех областей в расчете на 1996 - 2000 годы 104,1 трлн. крб. Подчеркиваю: для четырех областей на пять лет. Из госбюджета предусматривается выделить 9,7 трлн. крб., или 9,3 процента ее общей стоимости. На год - примерно 2,5 трлн., или по 500 млрд. на каждую область. Такая ноша вполне под силу государству, даже если оно и испытывает финансовые трудности.

А вот как распределяются другие источники финансирования. Из местных бюджетов на реализацию программы выделяется 18,1 трлн. крб., из внебюджетных средств - 12,7 трлн., зарубежные инвестиции составляют 10,1 трлн. Но наиболее важный источник 43 трлн. крб. - это средства предприятий.

А теперь посмотрим, как распределяются средства по подпрограммам. Почти половина - 43,3 трлн. крб. - выделяется на развитие рекреационной индустрии. Почему так? В нашей концепции предусматривается, что рекреация, туризм, санаторное дело должны стать профилирующими в социально-экономическом развитии Карпатского региона. На развитие АПК намечается выделить 1,8 трлн. крб., экологии - 15,3 трлн., культуры - 265 млрд. крб., на энергообеспечение - 5,4 трлн., лесному хозяйству - 2,5 трлн., строительной индустрии - 9,4 трлн. и, наконец, на социальное развитие - 26,2 трлн. крб.

Необходимо подчеркнуть, что реализация двух подпрограмм осуществляется без помощи государственного бюджета. По энергообеспечению и лесному хозяйству все мероприятия выполняются за средства предприятий, местных бюджетов и пр.

Наш козырь - индустрия отдыха

Природно-ресурсный потенциал Украинских Карпат создает широкие возможности для эффективного развития рекреационного комплекса. Живописные низкогорные ландшафты, рельеф, климат привлекают горнолыжников. Минеральные воды разного типа, в том числе и уникальные, способствуют оздоровлению, лечению. В регионе свыше 800 источников минвод с суточным дебетом 57,5 млн. литров, запасы их достаточны для оздоровления более 7 млн. человек в год. Наиболее распространенный тип - углекислые воды с разной минерализацией и химическим составом, в основном в Закарпатской области. Широко известна трускавецкая «Нафтуся» с большим содержанием органических веществ. Запасы этой воды в Сходнице в полтора раза превышают трускавецкие, но используются лишь на 2 - 3%.

Уникальными являются лечебные рапы с повышенным составом сульфатов, разведанные запасы которых оцениваются в 600 куб. м в сутки. В регионе - большие ресурсы лечебных грязей - 1400 тыс. куб. м. Для лечебных целей используются также озокерит, Бориславское месторождение которого - самое крупное в Украине. В Солотвине есть солевые пещеры для лечения астмы.

В регионе около 7000 памятников истории и культуры, функционируют 27 санаториев, 31 санаторий-профилакторий, 10 домов и пансионатов отдыха, 81 лагерь отдыха, 4 туристические гостиницы и 159 гостиниц на 84690 человек.

- Итак, почти половина средств по программе выделяется на развитие рекреационной индустрии. Расскажите, пожалуйста, более подробно, как в недалеком будущем будет функционировать в Карпатах сфера отдыха, какие перемены ждут туристов.

М.Долишний. Действительно, рекреация является сердцевиной нашей программы. На нее в той или иной мере будут работать другие отрасли.

Подпрограмма имеет ряд направлений. Во-первых, создание необходимой материально-технической базы. В основном она будет совершенствоваться за счет модернизации существующей ныне сети лечебно-оздоровительных заведений. Новое крупное строительство мы считаем нерациональным и нереальным в нынешних условиях.

Во-вторых, следует кардинально повысить уровень сервиса в рекреационной зоне. Это наш самый больной вопрос. Нужно обеспечить места отдыха надежной телефонной связью, телевидением, радио, другими средствами коммуникации, повысить уровень обслуживания отдыхающих, туристов.

Предлагаются оригинальные проекты, в частности, строительство туристических поселков на частной основе. Те кто имеет средства и желание, смогут построить небольшой частный пансионат в отведенном месте по утвержденному проекту. Полагаем, что частная форма обслуживания будет иметь перспективу.

Еще одна новинка - элитарная рекреация. В каждой области региона намечается построить за счет разных источников финансирования на первом этапе по одному поселку с высоким уровнем сервиса для богатых людей. Да, здесь будет определенная социальная деформация, такова наша реальность. Есть у нас богатые, которые едут отдыхать, например, в Швейцарию. А не лучше ли, чтобы они оставляли валюту здесь? Такие поселки, например, проектируются в районе села Верхнее Синевидное Сколевского района на Львовщине, на стыке с Выжницким районом Черновицкой области, неподалеку от самой высокой карпатской вершины - Говерлы.

Кроме элитарных поселков, планируется строительство международного рекреационного центра на полонине Руна, что на стыке границ с Венгрией и Румынией. Здесь смогут отдыхать и граждане соседних государств.

Мы предлагаем восстановить карпатские узкоколейки для туристических целей. Раньше в Карпатах была сеть таких дорог, в некоторых местах, например в районе Выгоды на Ивано-Франковщине, узкоколейка функционирует до сих пор. В горных районах Львовщины засыпано более 100 километров узкоколейки. Если ее восстановить, пустить по ней два-три вагона типа трамвайных - чем плохое развлечение для туристов?

Как я уже говорил, от гигантомании - возведения больших баз отдыха - мы отказались. Намечаем строить только небольшие объекты типа охотничьих хозяйств с прицелом на иностранных туристов. Два таких хозяйства у нас есть, и, как показывает практика, иностранцам нравится охотиться в наших лесных угодьях. Побыть вдали от шума городского, в горном домике - в наше урбанизированное время это тоже хороший вид отдыха.

На 1999 - 2000 годы намечается сооружение вертолетных полос. Скажем, из Яремчи туристы хотят добраться к подножию Говерлы - через горы их можно будет перебросить по воздуху с помощью вертолета.

В.Кравцив. Нельзя сбрасывать со счетов и работу по научно-аналитическому обслуживанию программы. Имею в виду разработку нормативных документов по разгосударствлению, приватизации рекреационных объектов. Предусматривается и уже начата также разработка проектов по созданию свободных экономических зон туристического профиля. Одна такая зона намечается в Раховском районе в Закарпатье, две - на Буковине.

А что касается реализации программы, то, на мой взгляд, следует начинать с очень простого - инвентаризации материально-технической базы. Оказывается, даже на местах не все, кому это положено, знают, чем располагает область. Недавно я присутствовал на одном совещании во Львовской облгосадминистрации по вопросам туризма и понял, что руководители областных служб не владеют информацией относительно того, сколько на территории области гостиниц, кемпингов, турбаз, сколько в них мест. Поэтому во всех четырех областях нужно провести централизованно инвентаризацию рекреационного потенциала.

У нас есть эти данные и по региону, и по областям. На Львовщине, например, - около 3000 объектов рекреационной сферы на 42 тысячи мест, или почти половина всех имеющихся в Карпатском регионе. Это довольно внушительная материальная база, но она нуждается в модернизации. Программой предусматривается также реконструкция дорог, особенно в горной местности, а также налаживание дорожного сервиса.

В число объектов, подлежащих реконструкции, мы включили Галич. Как известно, вскоре этот древний город, бывший центр Галицко-Волынского княжества, будет отмечать свое 1100-летие. Ведомственную сферу отдыха должны привести в надлежащий порядок предприятия, местные органы власти. Среди объектов, подлежащих обновлению, такие широко известные, как турбаза «Арника», турбазы в Яремче, Косове, закарпатские санатории «Поляна», «Квітка полонини», «Синяк», «Карпаты».

На рекреационную сферу будут «работать» и другие подпрограммы. Тот же агропромышленный комплекс, который призван производить экологически чистые продукты. Та же экология - если воздух будет загрязнен, кто к нам поедет отдыхать?

Что же касается экологической подпрограммы, мы исходили из реальных возможностей. Больших денег на эту цель у нас нет. Значит, необходимо решительно отказываться от очень обширных, хоть и заманчивых проектов.

Вместо этого в каждой области выбраны ключевые объекты, требующие государственной поддержки в той или иной форме, определены мероприятия, реализация которых позволила бы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. Кроме того, делается акцент на защиту от паводков - в горных районах они приносят очень много бед, на противоэрозионную защиту земель.

Возьмем, к примеру, Бурштынскую ГРЭС. В годы, когда работала на полную мощность, она давала почти 75% вредных выбросов всей Львовской области. Продолжают отравлять атмосферу Калушская, Добротворская ГРЭС. Больше всего экологически опасных предприятий во Львовской и Ивано-Франковской областях. На Закарпатье и Буковине основным загрязнителем воздуха является автотранспорт.

А на территории Львовщины отравляют атмосферу такие монстры, как Николаевский цементно-горный комбинат, Сокальский завод химического волокна, Жидачевский целлюлозно-бумажный комбинат. Для них в программе «Карпаты» определены мероприятия, направленные на уменьшение вредных выбросов.

На многих предприятиях остро стоит проблема очистки сточных вод. В программу мы включили также строительство канализационных очистных сооружений в районных центрах, например, в Тячеве, Виноградове, Сторожинце, других городах Закарпатской, а также остальных областей Карпатского региона.

Не туризмом единым

Регион вырабатывает 10% промышленной и 9,4% сельскохозяйственной продукции Украины. Тут сложился индустриально-аграрный тип хозяйственного комплекса.

Ведущие отрасли промышленности - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая, нефтехимическая, машиностроение, металлообработка, легкая и пищевая.

Регион дает весь объем добычи в Украине серы, производства сырья поливинхлоридных смол и калийных удобрений, почти всех автобусов, 75% автомобильных кранов, трети - бумаги, четверти - картона.

- Мы обнадежили читателей перспективами хорошего отдыха в Карпатах. Ладно, пусть катаются на лыжах, охотятся, но только по лицензии, чтоб зверье все не уничтожили. Но людям, живущим здесь, и дальше предстоит работать на тех предприятиях, на той же не особенно щедрой земле, на тех же лесоповалах. Каким видится развитие производственной сферы региона?

М.Долишний. Действительно, стратегический курс мы взяли на развитие индустрии отдыха и лечения. Рекреационный потенциал - это своего рода козырь, но это отнюдь не значит, что Карпаты станут развиваться только для охотников или лыжников.

Не будем забывать, что в регионе 6,5 млн. населения, которому нужна работа, нормальные условия жизни. В нашу программу не включались мероприятия по экономическому развитию, предусмотренные в других правительственных документах. Мы предлагаем в основном мероприятия, которые требуют не финансовых инъекций государства, а его поддержки - в форме налоговых льгот, льготных кредитов и прочее. Так, в деревообрабатывающей промышленности проектируем расширение производства по более углубленной переработке древесины, производства древесно-стружечных плит. Для Жидачева, Рахова, Коломыи - увеличение производства целлюлозно-бумажной продукции.

Регион имеет хорошую сырьевую базу для развития промышленности строительных материалов. Однако, строителям не хватает кирпича, извести. Программа предусматривает расширение и реконструкцию действующих предприятий стройиндустрии, а также сооружение новых, в основном в горных районах. А пока, скажем, в Турковский район приходится возить кирпич их Городка, других мест, и кирпич этот из-за высоких транспортных расходов для горян не простой, а золотой.

Теперь что касается социального развития. В программе предусмотрено несколько направлений. Во-первых, сооружение объектов народного образования - школ, дошкольных заведений. Во-вторых, комплекс мероприятий по реконструкции существующих лечебных заведений, а также строительство больниц, поликлиник, амбулаторий.

Поскольку наш край богат памятниками истории и культуры, их, безусловно, нужно сохранить и сберечь. Но задача не только в этом. Считаем целесообразным открыть новые музеи отдельных ремесел, этнографические, краеведческие, художественные, мемориальные. Под них можно использовать замки, дворцы, отдельные старые сооружения.

Области Карпатского региона по развитию здравоохранения, культуры занимают последние места в Украине. Хотя раньше много трубили, как расцвел под зарей советской власти наш край. Поэтому в нашей программе мы стремимся восстановить справедливость, отдать региону то, что ему полагается. Мы определили для социально-экономического развития региона минимум необходимого. И этот минимум должен быть записан в госбюджете отдельной строкой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно