История небезразличия со времен войн и пожаров

28 января, 2011, 14:05 Распечатать Выпуск №3, 29 января-4 февраля

Каждая эпоха в истории человечества оставляет после себя след, уникальную ауру времени, которую создают памятники материальной культуры, наиболее широко представленные через архитектуру...

Каждая эпоха в истории человечества оставляет после себя след, уникальную ауру времени, которую создают памятники материальной культуры, наиболее широко представленные через архитектуру. Киевлянам и туристам не надо особенно далеко ходить, чтобы открыть для себя незнакомую историю Киева, представленную уникальными сооружениями, с историей не менее интересной и динамичной, чем у мировых архитектурных памятников. Обидно констатировать, что до сих пор для подавляющего большинства жителей столицы информация об истории городских домов, общественных сооружений, улиц и площадей остается узкоспециализированной темой, мало освещенной в популярной литературе и электронных медиа.

Посреди киевского Подола, на одной из сторон Контрактовой площади, стоит здание, без которого невозможно представить себе подольскую панораму, как невозможно представить Париж без Елисейских Полей и Эйфелевой башни. Речь идет о Староакадемическом корпусе, или корпусе Мазепы, Киево-Могилянской академии — свидетеле выдающихся культурных и исторических событий национальной истории, аlma mater многих ее духовных вождей, запечатленную в кирпиче историю их небезразличия к духовному естеству собственного народа.

Сейчас это вполне «живое» сооружение: ежедневно в его библиотеки, художественные галереи, архивы приходят студенты, исследователи не только из НаУКМА, но и посетители из разных уголков Украины и зарубежья. В самом старом, так называемом зале Конгрегаций возрожденной Могилянки проходят международные конференции, книжные презентации и открытые лекции почетных гостей и профессоров КМА. Здесь выступали принц Уэльский Чарлз, Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Ханне Северинсен, премьер-министр Канады Жан Кретьен…

Образ Староакадемического корпуса КМА — это уже общегосударственный бренд. Изображение корпуса Мазепы видим на 500-гривневой купюре. Староакадемический корпус, или корпус Мазепы, Киево-Могилянской академии — уникальный архитектурный памятник Украины и Киева эпохи барокко, к строительству которого приобщились наиболее знаковые фигуры XVII—XVIII веков. Аура этого сооружения уникальна: все слои общества, от простых крестьян до духовенства высокого ранга, ученых и политических лидеров, приобщились в исторически сложное для Украины время к основанию и поддержке образовательного учреждения ради создания наибольшего национального капитала — образованной молодежи. Неслучайно именно это сооружение ассоциируется со временем украинского культурного и духовного расцвета — эпохой казацкого барокко.

На рубеже XVII—XVIIІ веков (а именно с этого времени начинается история Староакадемического корпуса) Подол был административным и торговым центром Киева. Практически вся подольская застройка того времени, включая здание магистрата, — деревянная. Едва ли не единственным первым крупным кирпичным сооружением в этой части города и стал Академический корпус, возведенный на средства одного из известнейших воспитанников КМА, затем ее мецената, опекуна и благодетеля гетмана Ивана Мазепы.

В 90-х годах XVII — начале XVIIІ в. Иван Мазепа разворачивает деятельность, связанную с грандиозным строительством на территории и вокруг академии. На постройку зданий, вместе с Богоявленским собором, гетман выделил около 200 тыс. золотых (для сравнения — годовой бюджет Гетманщины, рассчитанный при Даниле Апостоле, составлял около 150 тысяч золотых). Менее чем за год под надзором И.Мазепы возведен кирпичный учебный корпус. О том, что упомянутое сооружение заложили именно тогда, свидетельствует надпись на рукописной книге из академической библиотеки: «…весною 1704 года гетман Мазепа приехал в Киев… той же весною начали строительство каменных школ и Коллегии, фундамент под которые был заложен еще осенью». Иван Мазепа продолжил благородное дело основателей академии гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, киевского митрополита Петра Могилы и других меценатов.

При Мазепе в КМА учились дети практически из всех семей украинской казацкой старшины. Но это учебное заведение было доступным и открытым не только для потомков украинской аристократии или богачей. Бок о бок изучали науку «всякі малоросійські діти, хотячі вчитись» — от крестьянских сыновей до полковничьих и даже гетманских. Ежегодно количество спудеев достигало 2000, а иногда и больше. Понятно, что небольшое сооружение построенной еще при Петре Могиле Борисоглебской церкви, где проводилось обучение и размещалась библиотека, не могло вместить всех желающих учиться. Появилась насущная необходимость построить новый, сугубо учебный корпус академии.

Проект будущего академического корпуса был выполнен намного раньше. Его автором, вероятно, был российский архитектор Осип Старцев, спроектировавший Крутицкие палаты и ряд других известных сооружений в Москве. По заказу гетмана он в течение 1690—1696 годов построил в Киеве два собора — Никольский на Печерске и Богоявленский Братского монастыря на Подоле.

Неумолимое течение истории зачастую уничтожает упоминания об исторических явлениях и событиях, о людях, строивших здания, а отчасти и сами сооружения. Корпусу Мазепы повезло: до нашего времени дошла гравюра преподавателя академии, известного киевского гравера Ивана Щирского, запечатлевшего проект корпуса Мазепы, выполненный архитектором О.Старцевым, на одной из известнейших сейчас гравюр, где изображены академия и ее спудеи.

Упомянутая гравюра была подарена Петру Колачинскому, ректору Киево-Могилянской академии ориентировочно в 1697—1701 годах, по случаю дня его рождения. На ней — Афина Паллада, греческая богиня мудрости и учености во главе группы учеников, стоящих на фоне большого двухэтажного корпуса с галереей. Аркада галереи на первом этаже держится на массивных столбах. На крыше возвышаются три фронтона с окошками. Но корпусу Мазепы, изображенному на гравюре Ивана Щирского, не суждено было увидеть свет в очертаниях первого проекта. Причин было две: возведение Печерской крепости во время подготовки Московского царства к войне со Швецией, что истощило практически все материальные ресурсы города (в частности, кирпич стал дефицитом), а также тогдашний запрет каменного строительства на всей территории империи, кроме Петербурга.

Поэтому в начале XVIII века на средства гетмана Ивана Мазепы возвели одноэтажное здание, изображенное на гравюре 1713 года работы Ивана Мигуры. Это сооружение имело черты барокко, но больше напоминало классические тогдашние общественные здания и, видимо, было похоже на значительно меньший размером дом Галшки Гулевичивны — одной из основательниц КМА.

Дальнейшая история академического здания связана с именем еще одного выпускника КМА — митрополита Киевского, Галицкого и всей Малой Руси Рафаила Заборовского. После своего освящения на митрополита в 1731 году, этот культурный и общественный деятель, прославившийся меценатством, сосредоточил внимание на развитии и реставрации Академического корпуса. На эти нужды он отдал 1640 рублей из собственных средств. В 1732 году, через год после своего переезда в Киев, он отправляет в Синод просьбу, в которой отмечает, что корпус академии не вмещает всех желающих учиться и нуждается в расширении и реконструкции. С этой целью Рафаил Заборовский предложил надстроить еще два этажа, где будут размещаться классы для философии, богословия, залы для диспутов, а также Конгрегационная церковь.

Для выполнения строительных работ в Киеве митрополит пригласил из Петербурга коллегу Бартоломео Франческо Растрелли, создавшего Зимний дворец в Санкт-Петербурге, известного архитектора Иоганна Готфрида Шеделя, ставшего не только руководителем реконструкции Академического корпуса Киево-Могилянской академии, но и автором прославленных колоколен Киево-Печерской лавры и Софийского собора, ряда других известных сооружений в Киеве. Интересно, что сам митрополит Рафаил Заборовский, человек уникальных способностей и знаний, не оставался в стороне от создания чертежей для осуществления реконструкции здания.

Работы по реконструкции и пристройке этого сооружения и церкви при ней, растянулись на семь лет. Перестройку корпуса завершили в начале 1739 года. Студенческую Конгрегационную Благовещенскую церковь освятили на год позже, в 1740 году.
И.-Г.Шедель без изменений оставил первый этаж, а надстройку сделал неожиданно ажурной, в стиле барокко: в центре здания на два этажа возвышалась лоджия с изгородью и колоннами; цветочным орнаментом были оформлены наличники окон второго и третьего этажей. Также после перестройки здание перекрыли четырехнаклонной с заломами крышей, характерной именно для стиля барокко. Вместе с другими зданиями Киевского Братского монастыря, на территории которого размещалась Киево-Могилянская академия, корпус Мазепы — одно из лучших тогдашних киевских сооружений дворцового типа — стал главным архитектурным ансамблем Подола.

Судьба удивительным образом сложилась так, что одним из первых, кто учился в реконструированном Рафаилом Заборовским корпусе, был Григорий Сковорода — выдающийся украинский философ, мыслитель. Он с разными по продолжительности перерывами, с 1734-го по 1753 год, учился в этих стенах. К сожалению, Сковорода не остался преподавать в академии, хотя его аlma mater была именно Киево-Могилянская академия, а не какое-либо другое учебное заведение Европы. Со временем в этих стенах учились архитектор Иван Григорович-Барский, композиторы Артемий Ведель и Максим Березовский, основоположники украинской физиотерапии и акушерства, а также эпидемиологии Нестор Амбодик и Даниил Самойлович, историки Николай Бантиш-Каменский и Максим Берлинский, дипломат Григорий Полетика и многие другие.

Более 70 лет после масштабного строительства и перестроек, выполненных по инициативе митрополита Рафаила Заборовского, никаких масштабных архитектурных изменений в Староакадемическом корпусе не производилось. 9 июля 1811 года на Подоле начался сильный пожар. Деревянная подольская застройка выгорела до тла. С того времени до нас дошло описание, составленное губернским архитектором А.Меленским. Пострадали здания корпуса Мазепы и Конгрегационной церкви: огонь уничтожил деревянные перекрытия и конструкции, оставив только обгоревшую каменную коробку. Пожар разрушил старосветский Подол, с узенькими кривыми улочками и отсутствием какой-либо четкой планировки в застройке. В 1812 году А.Меленский разработал новый генеральный план застройки Подола и реконструкции старых архитектурных ансамблей, в частности зданий академии. Именно благодаря этому архитектору сегодняшний Подол покрыт сеткой прямых улиц с регулированной застройкой. Его сердцем является четырехугольная Контрактовая площадь, на одной из сторон которой высится, как и во времена Сковороды и Веделя, белостенный корпус Мазепы, который А.Меленский, приверженец классицизма, оставил почти без изменений.

В свое время украинцы даже в условиях экономической и политической разрухи смогли создать собственное высшее учебное заведение, не оставались равнодушными к делу воспитания молодежи, поддерживали академию. Несмотря на две разрушительные мировые войны, 70 лет большевистского режима, уничтожившего на территории Украины и Киева ряд уникальных архитектурных шедевров, корпус Мазепы чудом уцелел. Задача нынешних поколений — сохранить уникальную святыню, не допустить постепенного разрушения Староакадемического корпуса.

Национальное достоинство, самоуважение французов, испанцев, итальянцев, англичан не позволило бы им спокойно смотреть, как на их глазах разрушаются здания университетов Сорбонны, Саламанки, Болоньи и Оксфорда. Эти университеты — их святыня, одно из ценнейших национальных достояний, благодаря которым они представлены на мировой арене. Поддержка и приобщение каждого украинца к сохранению своего национального достояния — это лекарство от равнодушия, вклад в будущее собственной нации.

Говорят, что пока стоит храм святой Софии в Киеве, пока Оранта поддерживает чистое небо над головами украинской нации — у нее есть будущее. Храмы, где создается будущее нации, — это ее университеты, нарабатывающие и ретранслирующие духовный и культурный опыт, который никогда не обесценивается.

В 395-ю годовщину своего основания Киево-Могилянская академия, сохраняя и культивируя наивысшие образцы духовности и культуры, не остается в стороне от острых общественно-гуманитарных проблем. Она объявила
о пятилетнем проекте «РЕСТАВРАЦИЯ», который преследует цель консолидировать усилия всех небезразличных людей, благотворителей и меценатов, только бы сохранить уникальные исторические и архитектурные сооружения XVI—XIX веков, расположенные на территории университета. Первый этап этого проекта — поиск средств на создание архитектурного проекта реконструкции Староакадемического корпуса Мазепы.

19 января, на праздник Крещения, состоялось первое крупное событие проекта «РЕСТАВРАЦИЯ» — благотворительный вечер и аукцион произведений современных украинских художников. Целью вечера был сбор средств на изготовление проектно-сметной документации для реставрации Староакадемического корпуса. Проект поддержали представители бизнеса (компания «Драгон Капитал», Райффайзен Банк Аваль, БДО в Украине, Украинское издательство в Чикаго и Киево-Могилянская фундация Америки, отдельные частные лица из Украины и США), международное сообщество (в Наблюдательный совет проекта вошли Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады г-н Даниэль Карон и Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции г-н Жак Фор), творческая интеллигенция (галерист Павел Гудимов, дизайнер Лилия Пустовит, рок-музыкант Олег Скрипка). По предварительным итогам, было собрано
552 тысячи 660 гривен. Общая сумма, необходимая для реставрации Староакадемического курпуса Мазепы, составляет около 30 млн. гривен. При условии достаточного финансирования аутентичное здание первого украинского университета можно будет восстановить к 400-летию КМА, которое Украина отпразднует в 2015 году.

НаУКМА в рамках кампании сбора средств на проект «РЕСТАВРАЦИЯ» и в дальнейшем будет проводить специальные благотворительные мероприятия, будет работать с отечественными и зарубежными институтами, как можно шире привлекать к проекту общественность Украины. В свое время Киево-Могилянскую академию, основанную как учебное заведение для детей различных сословий, поддерживал весь украинский народ. И мы сегодня обращаемся за помощью, надеясь на поддержку всех небезразличных людей, кому близко дело сохранения и реставрации исторических и культурных святынь Украины, в частности Староакадемического корпуса — колыбели украинского образования, культуры и духовности.

Комментарии участников мероприятия:

Раиса БОГАТЫРЕВА, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины:

— Киево-Могилянская академия — не просто научно-образовательное учреждение. Это часть нашей истории, наконец, это огромный мир. Могилянка имеет множество фактов своей исторической мощи и влияния в прошлые века.

Сегодня на это благотворительное мероприятие пришли люди небезразличные. Я уверена, именно небезразличие спасет Украину от разрушения и кризиса. И это ощущение братства, готовность поддержать и помочь оберегает Киево-Могилянскую академию. Помогая Могилянке, мы помогаем Украине. Наконец, мы помогаем себе, поскольку академия — это часть нашей культурной и политической истории, истории государственного строительства в Украине.

Я на этом вечере по зову души, а не по должности. Скажу откровенно: буду содействовать всему, что будет делать Киево-Могилянская академия. Мы уже давно сотрудничаем с С.Квитом и В.Брюховецким, и я всегда пытаюсь на всех уровнях поддерживать проекты Киево-Могилянской академии.

Владимир ЛАВРЕНЧУК, председатель правления Райффайзен Банк Аваль, член Наблюдательного совета проекта «РЕСТАВРАЦИЯ»:

— Академия подарила нам мощный энергетический заряд. Все участники вечера его получили, прониклись величием прошлого академии и духом современной КМА и желают ей дальнейшего развития. Я думаю, что большинство гостей и партнеров Могилянки знали и раньше, что академии нужны инвестиции, но знать и делать — это разные вещи. И состоявшийся вечер сокращает расстояние между этими понятиями.

Проект помогает в яркой форме донести до всех, что сейчас НаУКМА не просто нуждается в реставрации своих помещений. Речь идет о сохранении и реставрации уникальных исторических памятников. Этот вызов, этот сигнал SOS общественность уже восприняла. Я верю в успех проекта «РЕСТАВРАЦИЯ».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Жак Фор, член Наблюдательного совета проекта «РЕСТАВРАЦИЯ»:

— Киево-Могилянская академия всегда была надежным партнером и для Франции, и для посольства Франции в Украине. Лично я очень доволен тем фактом, что здесь с каждым годом углубляется сотрудничество с французскими учебными заведениями. С момента своего основания Киево-Могилянская академия отличалась от других учебных заведений Украины новаторскими подходами, создававшими ее имидж не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Этот подход состоит в объединении традиционных украинских ценностей и искренней открытости ко всему новому, ко всему миру. Такая концепция деятельности важна для Украины, а посольство Франции и представительства других государств будут пристально следить не только за ходом аукциона, но и за тем, чтобы реформы в сфере образования Украины, которые сейчас широко обсуждаются, позволили академии прочно удерживать свои позиции и исполнять свою миссию.

Дизайнер Лилия Пустовит, член Наблюдательного совета проекта «РЕСТАВРАЦИЯ»:

— Проекта «РЕСТАВРАЦИЯ» просто не могло не быть. Он важен как для университета, так и для страны в целом, и я очень надеюсь, что проект будет широко освещен в СМИ. Это просто прекрасно, что к проекту приобщаются и публичные фигуры, которые смогут привлечь к нему внимание как можно большего количества людей. На примере проекта «РЕСТАВРАЦИЯ» люди должны понять: уважая наше прошлое, мы будем иметь достойное будущее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно