Игорь Сикорский вернулся домой

16 мая, 2008, 13:12 Распечатать Выпуск №18, 16 мая-23 мая

Пожалуй, мало кто в Украине сегодня не знает имени Игоря Сикорского — одного из самых выдающихся авиаконструкторов ХХ века...

Пожалуй, мало кто в Украине сегодня не знает имени Игоря Сикорского — одного из самых выдающихся авиаконструкторов ХХ века. Он — киевлянин, здесь жил, учился, конструировал свои первые машины. Я еще в 70-х годах слышал, что в доме на улице Ярославов Вал, за отелем «Красная звезда», знаменитый изобретатель построил свой первый вертолет. Но в те времена упоминать об Игоре Сикорском нельзя было, коммунистическая пропаганда всячески замалчивала любую информацию о нем. Ведь Сикорский для коммунистов был белоэмигрантом, отмеченным многими царскими наградами, любимцем императорской семьи и наконец конструктором вертолетов, на которых летала и воевала вся армия Соединенных Штатов. На Родине после большевистского переворота 1917 года Игоря Сикорского ожидала неминуемая гибель. Чекисты пришли даже за его отцом. Но от пули в затылок старенького профессора спасло только то, что он умер за несколько часов до визита «черных кожанок»... Игорь Иванович был вынужден эмигрировать.

Рудольф Джулиани, Виталий Кличко и Михаил Згуровский открывают новый отдел музея
Рудольф Джулиани, Виталий Кличко и Михаил Згуровский открывают новый отдел музея
Имя и славу Сикорский приобрел еще при Российской империи. Будучи студентом Киевского политехнического института, он уже конструировал, строил, испытывал самолеты и сам летал на них. В 1909 году его С-6 установил мировой рекорд скорости — 111км/ч, а в 1912-м модель С-6А была удостоена Золотой медали международной выставки по воздухоплаванию в Москве. Накануне Первой мировой войны Сикорский сконструировал и построил первые в мире тяжелые самолеты «Гранд», «Русский витязь», а со временем и четырехмоторный «Илья Муромец». Последний потом будет признан лучшим самолетом Первой мировой. Хотя в боях активное участие принимали также легкие истребители, морские разведчики, двухмоторные истребители-бомбардировщики конструкции Сикорского.

С такими достижениями конструктора и производственника Игорь Сикорский начал свою деятельность в США. Преодолев безумную конкуренцию, он наконец воплотил свою киевскую мечту, сконструировав множество удобных, надежных, легких и тяжелых, экономичных вертолетов, на которых летал и сегодня летает почти весь мир.

Умер Игорь Иванович в 1972 году и до последних дней помнил и любил свою Родину, родной Киев. А о Киевском политехническом он незадолго до кончины написал: «Снимаю шляпу перед альма-матер, которая подготовила меня к покорению неба». Эта надпись высечена на памятнике Игорю Сикорскому, торжественно открытому на днях на территории Национального технического университета «Киевский политехнический институт». Бронзовый Игорь Иванович будет стоять теперь рядом со старыми корпусами, в которых он когда-то учился. В руках — шляпа, тоже бронзовая. Кстати, о шляпе. На одной из фотографий, сделанной в 1941 году, меня удивил вид пилота. За штурвалом вертолета, на несколько метров оторвавшегося от земли, сидел явно немолодой уже мужчина в макинтоше и широкополой шляпе. Это сам Сикорский, а шляпа — его своеобразный талисман. Позже эта шляпа стала ценным элементом интерьера рабочего кабинета генерального конструктора. Летчики-испытатели по традиции перед началом облета новой машины обязательно заходили в кабинет Игоря Ивановича, чтобы подержаться за эту шляпу. На счастье, на удачу.

На открытие памятника прибыл мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Американцы также хранят светлую память об Игоре Сикорском.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно