Февраль. Белфаст

11 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 11 февраля-18 февраля

В Белфасте я прожил несколько невероятно приятных дней. Надолго запомню доброжелательную атмосфе...

В Белфасте я прожил несколько невероятно приятных дней. Надолго запомню доброжелательную атмосферу этого города — тем более впечатляющую, что ты готовишься попасть в столицу мятежной провинции, известную террористами, разъединенным обществом, хмурыми прохожими... Вместо этого тебя ждет почти образцовый европейский мегаполис, вдохновляющий на длительные прогулки, кофе в уличных кофейнях, недлительные путешествия в пригородные курорты неподалеку. Жизнь прекрасна! Так что знаменитый конфликт воспринимается скорее как история, к которой можно приобщиться в специальном архиве Белфастской библиотеки. Библиотека, кстати, также находится в историческом здании, здесь открыта стильная кофейня, следовательно, знакомство с прошлым Ирландской республиканской армии и прессой недавних времен может происходить с перерывом или на экскурсию, или на вкусный ланч, или можно просто заказать кофе с пирожными и читать себе дальше, сколько там было взрывов... Ведь жизнь сладкая и за окном — бурлящий гостеприимный Белфаст, а еще далее — удивительные пейзажи Северной Ирландии... И на ирландские флаги, вывешенные на самых высоких зданиях католического западного Белфаста, ты почти не обращаешь внимания, поскольку здесь, в североирландских городах, вообще очень много различных флагов... К чему бы это?

Возможно, турист и не должен этого замечать. Ведь для того чтобы понять, каково общество Северной Ирландии, сюда нужно приезжать не на несколько дней, не на несколько недель и даже не на несколько месяцев. И тогда станет очевидным — хотя террор, к счастью, удалось укротить, но линии раздела между католиками и протестантами в провинции никуда не исчезли. И не изменилась атмосфера в местах отдельного проживания — как не исчезли сами эти места и границы, да, границы, окружающие их. Возможно, с течением времени их удастся преодолеть. Возможно, иностранец ничего в этом особенного не заметит, поскольку с ним радостно будут общаться и в протестантских, и в католических кварталах, а в центре Белфаста он будет встречать католиков и протестантов, которые будут общаться между собою. Но мы говорим не о туристическом впечатлении и не о будущем. Сегодняшний день Ольстера сложен, хотя Белфаст и пытается улыбаться — и у него неплохо получается!

Тот образ Украины, который сегодня знают в мире, — это образ Майдана Незалежности. Давайте радоваться тому, что именно благодаря этому «образу» у людей во многих странах вообще появилось желание узнать, что мы существуем. Но мы не имеем права быть туристами в собственной стране. И не понимать, что линии общественного деления, существовавшие во время президентских выборов, исчезли бесследно. На самом деле мы живем в обществе, разделенном по конфессиям не меньше, а то и больше, чем в Северной Ирландии. Только эта разъединенность не религиозная, не национальная, а скорее, политическая. Одна часть наших сограждан уже живет в Украине, другая еще проживает в Советском Союзе. Одна верит в Государство, которое создаст благосостояние, другая — в Благосостояние, ради которого можно пожертвовать государством. Одна надеется на помощь Запада, другая — на помощь с Востока. Я не пытаюсь найти рецепт быстрого объединения интересов этих двух общин, я даже не упрекаю политиков, не знающих этого рецепта, — я просто призываю понять, что такое разделение существует. И преодолеть его можно только при помощи настойчивой и компетентной работы. Но каким должен быть результат этой работы? Государство, которое создаст европейское благосостояние, — ведь на это надеялись на Майдане? Или, в случае поражения сегодняшних победителей, — благосостояние, которое лишит нас права самим определять будущее Украины — ведь к этому призывали архитекторы евразийской интеграции?

Я бы хотел, чтобы результатом стало появление Человека и Гражданина — свободного человека, не отягощенного крепостническими и колониальными предрассудками. Человека, который не будет надеяться на помощь с Востока или Запада, не будет создавать себе кумиров, не будет жить собственными стереотипами и не будет навязывать их другим. Человека, который будет надеяться не на государство, а на себя, собственным трудом будет строить свою страну, а политику оставит специалистам, поскольку от перипетий парламентской борьбы немногое будет меняться в его личной и профессиональной жизни.

...Бо й сам

Уже не панський, а на волі;

Та на своїм веселім полі

Свою-таки пшеницю жнуть...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно