ЧТО ПОГУБИЛО «ТИТАНИК»? ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛАЙНЕРА

Поделиться
«Титаник»… Пожалуй, на земном шаре трудно найти человека, который бы никогда не слышал о печальной судьбе плавучего исполина...
Тонущий «Титаник»
Отплытие «Титаника»

«Титаник»… Пожалуй, на земном шаре трудно найти человека, который бы никогда не слышал о печальной судьбе плавучего исполина. Погибший лайнер можно по праву считать самым знаменитым судном всех времен и народов. О катастрофе «Титаника» повествуют солидные научные труды и душещипательные романы, 17 художественных фильмов и 2 телесериала, мюзикл и опера-реквием. Прославленный американский режиссер Дж. Камерон посвятил этой теме 200-миллионный блокбастер.

И, конечно же, на протяжении девяти десятков лет человечество пытается установить подлинные причины трагической гибели лайнера-гиганта. Поисками истины заняты ученые, моряки, писатели, журналисты и просто любознательные люди. Специалисты и дилетанты выдвигают все новые гипотезы, призванные ответить на вопрос: что же все-таки произошло в холодных водах Атлантики в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года?

Среди ошибок и заблуждений

Столкнувшись с айсбергом, «Титаник» затонул во время первого же рейса. Что погубило самый большой, роскошный и безопасный лайнер в мире? Изучая материалы о гибели судна, нельзя не поразиться огромному количеству досадных просчетов, обусловивших трагедию 1912 года.

Отдавая дань комфорту, конструкторы «Титаника» разделили корпус лайнера всего на 16 водонепроницаемых отсеков. Этого было явно недостаточно. К тому же стенки отсеков доходили лишь до ватерлинии, а сверху «герметичные» отсеки были полностью открыты.

Свою лепту в цепь трагических ошибок внес и капитан «Титаника» Смит. Получив несколько радиограмм о ледовой опасности, он тем не менее вел судно на полной скорости. Вдобавок матросы, дежурившие на наблюдательном посту, были лишены биноклей, поэтому не смогли вовремя заметить роковой айсберг.

Стремясь избежать неминуемого столкновения с ледяной глыбой, помощник капитана Мэрдок отдал команду: «Лево руля!». В итоге под удар был подставлен правый борт лайнера, и айсберг повредил сразу шесть водонепроницаемых отсеков. В дальнейшем эксперты указывали, что «Титанику» следовало таранить айсберг носом. Тогда разрушения ограничились бы двумя отсеками, и судно осталось бы на плаву.

А сигнал о помощи, посланный радистами «Титаника» слишком поздно? А преступно малое количество спасательных шлюпок? А отсутствие плана эвакуации пассажиров, приведшее к полной неразберихе и хаосу во время катастрофы?

Цена всех этих оплошностей — 1513 человеческих жизней…

Не меньше ошибок наделали специалисты, изучавшие обстоятельства гибели легендарного лайнера.

В 1912 г. были проведены два официальных расследования причин катастрофы, однако выяснить всю правду так и не удалось. На следствие оказывали давление собственники затонувшего корабля — боссы судовой компании «Уайт стар». Пытаясь снять с себя ответственность за трагедию, владельцы «Титаника» не жалели денег на подкуп свидетелей и экспертов. В итоге история гибели роскошного гиганта оказалась покрыта завесой недомолвок и прямых вымыслов.

Некоторые заблуждения были опровергнуты лишь через много лет, когда свои «показания» предоставил главный свидетель апрельской драмы 1912-го — сам погибший лайнер. В 1985 г. останки «Титаника» обнаружила экспедиция американского океанографа доктора Р. Бэлларда. Год спустя Бэллард и его коллеги приступили к систематическому изучению затонувшего судна. Научные изыскания, проводившиеся на
4000-метровой глубине, преподнесли исследователям немало сюрпризов.

К примеру, выяснилось, что корпус «Титаника» разломлен пополам — носовая часть была отдалена от кормы на 640 метров. Видимо, в момент погружения лайнера под воду, когда его нос был полностью затоплен, а корма поднялась на значительную высоту, киль судна не выдержал давления и попросту переломился надвое. А ведь в свое время авторитетные комиссии, поддерживая владельцев компании «Уайт стар», уверяли всех и каждого, что такое не могло произойти даже теоретически…

Исследования Р. Бэлларда внесли ясность и в вопрос о повреждениях, полученных «Титаником» в результате столкновения с ледяной горой. На протяжении 74 лет считалось, что айсберг проделал в корпусе лайнера огромную пробоину длиной 90 метров. Изучение останков «Титаника» опровергло эту непреложную истину. Нос корабля увяз в иле, поэтому рассмотреть его нижнюю часть не представлялось возможным; однако в той части корпуса, которая была доступна для наблюдения, ученые не нашли ни малейших следов грандиозной пробоины.

Позднее низ «Титаника», погребенный под 20-метровым слоем ила, обследовали с помощью ультразвука. И что же? Вместо одного длинного разреза в обшивке правого борта была обнаружена цепочка из шести небольших отверстий. Суммарная площадь пробоин, погубивших «самое надежное судно в мире», оказалась равной… квадратному метру!

Зри в корень

В свое время конструкторы «Титаника» утверждали: даже после самой страшной аварии лайнер продержится на плаву от одного до трех дней. Реально океанскому великану потребовалось менее трех часов, чтобы уйти под воду. Почему же все-таки «Титаник» затонул так быстро? Пролить свет на это обстоятельство могло дальнейшее изучение останков стального гиганта.

После находки «Титаника»
Р. Бэллардом место упокоения легендарного лайнера посетило несколько экспедиций. Так, в
1991 г. сюда пожаловала группа ученых во главе с канадцем С. Бласко. Исследователи несколько раз спускались к затонувшему судну на миниатюрной подлодке. Во время одного из таких погружений с океанского дна был поднят любопытный трофей — обломок стального листа в виде диска диаметром 25 сантиметров. Идентифицировать находку было несложно — без сомнения, в руки С. Бласко и его коллег попал фрагмент обшивки «Титаника». Ученых заинтриговало другое: края обнаруженного диска оказались сплошь в острых зазубринах, так что металлический предмет скорее напоминал осколок фарфоровой тарелки. Но, как известно любому металлургу, высококачественная корабельная сталь в месте излома имеет гладкие и ровные края. Похоже, «Титаник» преподнес исследователям очередную загадку?

В 1994 г. кусок корабельной обшивки, найденный экспедицией Бласко, был передан в лабораторию канадского министерства обороны в г. Галифаксе. Работники лаборатории решили подвергнуть его так называемому тесту Шарпа, определяющему хрупкость стали. Суть теста состоит в следующем: опытный образец, закрепленный в специальном зажиме, должен выдержать удар 30-килограммового маятника. Компанию обломку «Титаника» составил кусок стали, используемой в современных судах — он был взят для сравнения. Перед испытанием оба образца держали в спиртовой ванне при температуре 1,7 градуса Цельсия (такой же была температура морской воды в месте гибели лайнера).

Современная сталь выдержала проверку с честью: в результате удара металлическая пластина лишь согнулась в виде буквы «V». А вот фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Возможно, он стал таким хрупким, пролежав 82 года на дне Атлантики? Канадским исследователям удалось достать образец 80-летней стали с белфастской судоверфи, где в свое время строился «Титаник». Тест Шарпа он перенес не лучше своего затонувшего собрата.

Заключение специалистов гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной; с большой примесью серы, что делало ее очень ломкой.

По мнению канадских ученых, это обстоятельство сыграло роковую роль в ночь на 15 апреля 1912 г., когда злополучный айсберг врезался в борт лайнера-великана. Если бы обшивку «Титаника» изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы вовнутрь, и повреждения корпуса оказались бы не столь серьезными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасен или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени, достаточного для эвакуации большей части пассажиров.

Один из участников эксперимента в Галифаксе, инженер
Д. Фергюсон, заметил: «Сегодня такое судно просто не выпустили бы из верфи».

А был ли айсберг?

Результаты подводных изысканий на «Титанике», подтолкнувшие одних исследователей к опытам в области металлографии, заставили других усомниться: а действительно ли апрельская трагедия 1912 г. была вызвана встречей стального гиганта с гигантом ледяным?

В 1987 г. на место катастрофы «Титаника» прибыла французская экспедиция Р. Шаппаза. Французы обследовали затонувший лайнер с помощью мини-подлодки «Наутилус» и глубоководного робота «Робин».

А 20 сентября 1987 г. пятый канал французского телевидения поведал всей стране ошеломляющую новость — оказывается, причиной гибели «Титаника» стало вовсе не столкновение с айсбергом, а пожар, вспыхнувший в трюме злополучного судна. При этом журналисты телеканала сослались на авторитетное мнение участников экспедиции Шаппаза. Дескать, французские водолазы обнаружили значительные разрушения в средней части погибшего лайнера; между тем в носовой части, которая во время удара об айсберг должна была пострадать больше всего, сколько-нибудь серьезных повреждений не оказалось.

По всей видимости, утверждали апологеты новой гипотезы, в одном из угольных бункеров «Титаника» произошло самовозгорание угля. Команда попыталась тайно ликвидировать пожар, но это ей не удалось. Огонь распространился по всему трюму, а затем вызвал взрыв парового котла. В результате этого страшного взрыва судно пошло ко дну. Кстати, в рассказах нескольких кочегаров, переживших гибель знаменитого лайнера, действительно фигурировало неясное упоминание о каком-то пожаре.

Что же касается айсберга, то он просто не вовремя оказался поблизости от «Титаника», вот на безобидного ледяного великана и стали возводить напраслину…

Сообщение о новой интерпретации трагических событий 1912 г. облетело всю планету. Но затем на теорию «большого пожара» обрушилась беспощадная критика специалистов. Выяснилось, что повреждения в средней части корпуса «Титаника», обнаруженные французами, сами по себе спровоцировать кораблекрушение не могли. Вероятнее всего, они возникли уже в момент погружения судна под воду — тогда нос лайнера стал перевешивать корму, и в результате корабельная обшивка подверглась значительной деформации. Ну а пожар? Он действительно вспыхнул в угольном бункере № 5, но, во-первых, имел исключительно локальный характер, а во-вторых, был благополучно потушен еще днем 14 апреля.

В общем, «пожарную» гипотезу достаточно быстро сняли с повестки дня. Однако вскоре на смену ей пришло другое, не менее оригинальное предположение. В середине 90-х годов многие западные издания порадовали своих читателей очередной сенсацией: легендарный «Титаник» погубила немецкая подлодка!

У авторов этой версии есть свои веские аргументы. К 1912 г. германский военно-морской флот пополнился усовершенствованными субмаринами типа «U». В то время до начала мировой войны оставалось немногим более двух лет; неизбежность вооруженного столкновения между Великобританией и Германией была очевидна. И когда «Титаник» отправился в свой первый рейс, подданных кайзера Вильгельма осенила великолепная мысль — испытать новую германскую технику, пустив ко дну технику британскую. Коварная вражеская подлодка подошла к «Титанику» глубокой ночью и торпедировала его. В качестве прикрытия немцы использовали удачно подвернувшийся айсберг. Чтобы потопить гигантское судно, субмарине пришлось выпустить по нему сразу несколько торпед — вот каково происхождение шести небольших пробоин, обнаруженных в корпусе лайнера.

Имеются показания пассажиров «Титаника», спасшихся на шлюпках и плотах. Той ночью многие из них видели неподалеку какой-то странный свет, напоминавший луч мощного прожектора. Возможно, это всплыла на поверхность германская подлодка? Ведь ее экипажу наверняка хотелось понаблюдать за тем, как гордость британского судостроения медленно погружается в морскую пучину.

«Титаник» или «Олимпик»?

Рассказы о грандиозном пожаре и вероломной субмарине были достаточно сенсационными. Но все это — цветочки по сравнению с версией, выдвинутой европейскими исследователями Р. Гардинером и Д. ван дер Ватом. Их книга «Загадка «Титаника», вышедшая в Англии семь лет назад, моментально стала бестселлером. Авторы книги утверждают: знаменитый лайнер не пошел ко дну 15 апреля 1912 года, а преспокойно оставался на плаву вплоть до середины 30-х! Нет, катастрофа, конечно была. Вот только погиб в роковую апрельскую ночь отнюдь не «Титаник»…

Впрочем, начнем по порядку.

В 1907 г. владельцы судовой компании «Уайт Стар» задумали постройку трех однотипных лайнеров-гигантов — «Олимпика», «Титаника» и «Британика». В 1910 г. в строй вступил «Олимпик». Да вот незадача: с первого же дня эксплуатации огромное судно стали преследовать всяческие беды. Во время спуска на воду плавучий гигант врезался в дамбу. После этого аварии сыпались на «Олимпик» одна за другой. Самой серьезной из них стало столкновение с крейсером «Хоук». Лайнер получил серьезные повреждения и был поставлен на ремонт в белфастские доки.

Собственники злополучного судна быстро осознали, что стальной исполин не приносит им ничего, кроме убытков. К тому же «Олимпик» вовремя не был застрахован, а в дальнейшем ни одна компания уже не соглашалась страховать лайнер-неудачник.

Между тем в одном из доков Белфаста, по соседству с «Олимпиком», стоял его брат-близнец — еще не достроенный, но застрахованный на кругленькую сумму «Титаник». Тут-то у боссов «Уайт Стар» возникла счастливая идея: поменять плиты с названиями судов; затем под видом «Титаника» отправить в плавание наспех отремонтированный «Олимпик»; спровоцировав аварию, затопить убыточный лайнер и в итоге получить «титаническую» страховку — миллион фунтов стерлингов. А что же собирались делать с пассажирами лайнера-смертника? Их должно было «спасти» какое-нибудь другое судно из числа принадлежавших компании.

Изощренный план был успешно реализован. Вышла лишь одна досадная накладка: лже-«Титаник» слишком рано столкнулся с ледяной горой и слишком быстро затонул, в результате чего людей с него снять так и не успели…

Ну а настоящий «Титаник» под именем «Олимпика» еще долго бороздил океанские просторы и мирно окончил свою карьеру в 1935 г.

Вот такую гипотезу предлагают нам господа Гардинер и ван дер Ват. По мнению самих исследователей, она объясняет многие странные обстоятельства. Почему, например, капитан «Титаника» Смит, опытнейший моряк, вел свое судно на полной скорости в таком опасном районе? Ведь накануне он получил шесть радиосообщений о скоплениях айсбергов. Почему незадолго до катастрофы у дозорных исполинского лайнера были отняты бинокли? Почему в момент столкновения помощник капитана отдал команду повернуть судно, подставив под удар наиболее уязвимую часть «Титаника»?

Наконец, еще одна необычная деталь. Всего за несколько часов до выхода «Титаника» в море 55 высокопоставленных пассажиров отказались от плавания на роскошном гиганте. Среди них — собственник судна Д. Морган и его компаньоны. Они будто предчувствовали, какая незавидная участь ожидает их детище…

В общем, аргументов у Гардинера с ван дер Ватом достаточно. А что говорят вещественные улики? Участникам первой экспедиции, обследовавшей затонувший лайнер, удалось сделать снимок гребного винта. На нем ясно виден серийный номер «Титаника» — 401 (номер «Олимпика» — 400). Однако авторов теории подмены данная неувязка нисколько не смущает. Во время столкновения с крейсером «Хоук», поясняют они, «Олимпик» повредил гребной винт, и владельцы «Уайт Стар» решили переставить на лайнер винт с недостроенного «Титаника».

Правда, рупор отдачи приказаний, поднятый с погибшего судна водолазами, опять-таки снабжен номером «401». Но это обстоятельство Гардинер и ван дер Ват оставляют без комментариев.

О египетской мумии и забытом романе

Как известно, очень многие трагические происшествия со временем окружает ореол мистицизма. Не исключение и гибель «Титаника».

Любопытную историю поведал нам в своей книге «Проклятие фараонов» немецкий автор Ф.Ванденберг. В 80-х годах XIX века близ Каира была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия Амен-Оту, знаменитой прорицательницы времен фараона Аменхотепа IV. Забальзамированные останки извлекли из небольшой усыпальницы, расположенной под храмом. По обычаям древних египтян мумия была оснащена всевозможными магическими амулетами. Среди них находилось изображение бога Осириса с такой надписью: «Очнись от своего обморока, и один твой взгляд сокрушит каждого, кто встанет на твоем пути».

Долгое время мумия Амен-Оту хранилась в Британском музее. Но в 1912 г. администрация музея продала редкий экспонат одному американскому коллекционеру. К новому владельцу мумия должна была отправиться на «Титанике». Останки почтенной прорицательницы были слишком ценным грузом, поэтому их не рискнули держать в трюме. Деревянный ящик с мумией поместили аккурат за капитанским мостиком.

Выше уже упоминалось о странном поведении капитана Смита накануне катастрофы. По утверждению Ф.Ванденберга, виной этому — роковое влияние египетской мумии. Цивилизация осмелилась потревожить священный покой Амен-Оту, вот мстительная дама и привела капитана Смита в невменяемое состояние, следствием чего явилась гибель огромного пассажирского лайнера. Кстати,
21-летний чиновник, отвечавший за погрузку мумии на «Титаник», через некоторое время скончался от острой сердечной недостаточности. Так что делайте выводы…

Конечно, читатель-скептик может наградить рассказ о коварной мумии иронической улыбкой. Но зато следующая странная история способна озадачить любого приверженца формальной логики и рационального мышления.

В 1898 г. в свет вышел роман малоизвестного английского писателя М.Робертсона «Тщетность». Широкие читательские массы книгу проигнорировали, и в течение многих лет о ней никто не вспоминал. А речь в романе шла о роскошном океанском лайнере, погибшем в результате столкновения с айсбергом. Пассажиры этого шикарного судна — миллионеры и миллиардеры — чувствовали себя в полной безопасности. Но когда суперлайнер стал погружаться под воду, выяснилось, что спасательных шлюпок на всех не хватает. В общем, финал книги был достаточно печальным.

Какое же имя автор выбрал для плавучего героя своего произведения? За 10 лет до начала постройки «Титаника» Робертсон нарек пострадавший лайнер… «Титаном».

Беспрецедентная цепь совпадений, не правда ли? Но это далеко не все. Писатель указал почти ту же длину судна (у «Титаника» — 882 фута, у «Титана» — 880 футов), водоизмещение (66000 и 70000 тонн), количество пассажиров (2200 и 2000) и спасательных шлюпок (20 и 24). Полностью совпали скорость (24 узла), число труб (4) и гребных винтов (3). Наконец, в романе фигурировал тот же месяц роковой катастрофы — апрель.

В 1912 г. для мистера Робертсона и его сочинения настал звездный час. Всеми забытая книжка была переиздана и тут же стала бестселлером. Никому не известный романист моментально превратился в знаменитость. Газеты величали Робертсона «мрачным гением» и «ясновидцем». В многочисленных интервью Робертсон божился, что предсказать трагическую судьбу «Титаника» ему помогло ниспосланное свыше видение…

* * *

Конечно, приведенные материалы далеко не исчерпывают обширного перечня всевозможных версий, гипотез, домыслов, легенд, которыми постепенно обрастает история знаменитого «Титаника». Их число неуклонно растет, и чуть ли не каждый год мы узнаем о трагедии 1912-го что-нибудь новое. Надежды на то, что в скором будущем поток сенсаций истощится, нет. Затонувший лайнер хранит еще немало тайн.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме