БОГАЧ? БЕДНЯК? КАК СЛОЖИТСЯ СУДЬБА ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В УКРАИНЕ? - Социум - zn.ua

БОГАЧ? БЕДНЯК? КАК СЛОЖИТСЯ СУДЬБА ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В УКРАИНЕ?

10 августа, 2001, 00:00 Распечатать

Популярность водного туризма, как и туризма вообще, растет во всем мире. Если в 1998 году этому виду а...

Популярность водного туризма, как и туризма вообще, растет во всем мире. Если в 1998 году этому виду активного отдыха отдали предпочтение 8 миллионов человек, то к 2004 году, по прогнозам Всемирной туристской организации, их количество достигает 11,5 миллиона. Даже такой дорогой вид водного туризма, как яхтинг, привлекает все больше поклонников. И тем больше, чем развитее страна.

 

В число развитых стран Украина, к сожалению, не входит. Но зато у нее есть прекрасные водные ресурсы практически во всех регионах. С юга она омывается Черным и Азовским морями. Длина береговой линии здесь составляет около 2 тысяч километров, и добрая ее половина пригодна для туристических целей. К бассейну этих морей принадлежит большинство из более чем 70 тысяч украинских рек и ручьев. Бассейн Днепра охватывает почти половину территории страны. Кроме того, в Украине насчитывается свыше 3 тысяч естественных озер и 22 тысячи искусственных водоемов. Вместе с уникальной природой, благоприятным климатом, живописнейшими пейзажами, городами и весями, имеющими многовековую историю и культуру, все это обладает огромной притягательной силой для зарубежных любителей яхтенного туризма.

Доказательством того, что в данном утверждении желаемое не выдается за действительное, является опыт сотрудничества наших черноморских яхтсменов со стамбульской Атакей-мариной в проведении международного парусного ралли КАЙРА. Как рассказывает президент Ассоциации яхтсменов Черного моря Игорь Петров, многие участники этого ралли раньше ходили по маршрутам Адриатики и Средиземного моря. Но повторять из года в год знакомые пути им вскоре наскучило, и тогда было принято решение войти в Черное море. Командор ралли, известный турецкий бизнесмен Тиоман Арсай предложил Игорю Петрову войти в организационный комитет и помочь в проведении ралли по маршруту Стамбул—Крым. Надо ли говорить, с каким энтузиазмом откликнулись наши яхтсмены, издавна лелеявшие мечту завлечь к своим берегам зарубежных коллег, заинтересовать их возможностью развивать яхтенный туризм в украинских водах? Уже в первом ралли, состоявшемся в 1997 году, участвовали суда из 17 стран. А затем количество желающих стало расти столь стремительно, что в этом году оргкомитет был вынужден ограничивать круг участников. И это невзирая на то, что в украинских территориальных водах яхтенный туризм автоматически переходит в разряд экстремальных видов спорта. Ведь только при прохождении пограничного и таможенного контроля на борт легкого суденышка поднимается в общей сложности до 40 представителей соответствующих служб. Да и неразвитость отечественной инфраструктуры для обслуживания яхт и их экипажей способствует стремительному повышению уровня адреналина в крови.

Если учесть, что в Турции, только создающей структуру яхтенного туризма, отрасль уже приносит ежегодно более 2 миллиардов долларов США, то напрашивается вывод: пренебрегать его развитием у нас по меньшей мере глупо.

Наибольший энтузиазм в привлечении всеобщего внимания к проблемам яхтенного туризма, как водится, проявляет общественность, прежде всего Ассоциация яхтсменов Черного моря и Федерация парусного спорта Украины. Действенную поддержку им оказывают Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма, а также Государственный департамент туризма. Но последнее слово за высшими органами власти, так как многие решения необходимо принимать на законодательном уровне. Претендуя на место в европейском сообществе, следует знать, какие там существуют правила, и играть в соответствии с ними.

Во всем мире, например, существует такое понятие, как транзитный лог.

Это значит, что капитан любой яхты, приходящей в порт страны, заполняет лишь один документ, позволяющий судну в любое время суток беспрепятственно перемещаться в территориальных водах страны пребывания в течение трех месяцев. Перед украинским же законом все равны. То есть он не делает различия между большегрузным судном и крохотной яхтой, поэтому ее капитану приходится заполнять целый ряд деклараций — генеральную, пассажирскую, грузовую — об отсутствии оружия, наркотиков, о судовых запасах...

Второе непременное условие — создание яхтенной лоции Украины и правил плавания яхт в ее внутренних и территориальных водах. Собственно, такая работа уже проводилась, но организована она была все той же турецкой Атакей-мариной. Английская яхта «Окура», владельцами которой являются супруги Арчи и Дорин Аннан, прошла от Феодосии до Измаила, посетив 50 портов. Кстати, это была первая иностранная яхта, которой Таможенный комитет Украины разрешил каботажное плавание в наших водах. По материалам экспедиции в Турции была издана книга-путеводитель на английском языке с описанием гаваней и яхтенных стоянок Украины на этом маршруте, фотографиями и картами подходов. В ней представлены планы якорных стоянок, системы связи с береговыми властями, системы получения оповещения, достопримечательности и места, наиболее интересные для посещения. Но в путеводителе отсутствует информация о реках Украины. Поэтому федерации парусного спорта Киева и Киевской области проводят экспедицию «Славутич» по сбору сведений о реке Днепр для яхтенной лоции Украины.

В июне при поддержке Госкомитета молодежной политики, спорта и туризма Ассоциация яхтсменов Черного моря провела в Севастополе парусную конференцию «Крым собирает друзей», где были рассмотрены предложения по развитию отечественного яхтенного туризма, а также рассмотрен и одобрен проект правил плавания во внутренних водах и территориальном море Украины, который в настоящее время находится на согласовании с заинтересованными ведомствами.

Сейчас при активном участии Государственного департамента туризма, его директора Анатолия Матвиенко разрабатывается концепция развития яхтенного туризма как составляющей комплексной программы развития туризма в Украине.

Эти меры, разработанные с учетом законодательства Украины, международного опыта разработки и реализации инвестиционных проектов, позволят привлечь инвестиции в эту престижную отрасль, создать современную инфраструктуру и туристический продукт нового качества, что в итоге будет способствовать динамичному развитию экономики страны, возрождению научных, исследовательских и производственных предприятий, созданию новых рабочих мест. Государственная поддержка этих мероприятий является необходимым условием их реализации.

Однако судьба яхтенного туризма в Украине зависит не только от усилий общественности и госорганов. Важная роль в его развитии принадлежит отечественным предпринимателям, которые должны, наконец, осознать перспективность инвестиций в эту отрасль. Ведь опыт той же Турции показывает, что по доходности яхтенный туризм уже оставил позади туризм гостиничный и продолжает уходить вперед.

Да, морская марина (паркинг для яхт) — сооружение не дешевое. Его строительство в зависимости от инфраструктуры обходится в 1—4 млн. долларов и более. Но за 6—8 лет затраты полностью окупятся, гарантия чему — 700 тысяч яхт, заполонивших Средиземное море. Их владельцы не замедлят появиться у черноморских берегов, как только здесь будут созданы соответствующие условия. В развитии яхтенного туризма в Украине очень заинтересована Турция, для которой выгодно транзитное обслуживание яхтсменов, направляющихся к нашим берегам. Тем более что сейчас идет интенсивное раскручивание программы перехода из Балтийского моря через Кильский канал, Дунай в Черное море и далее в Средиземное. Проект заинтересовал немцев, голландцев, датчан и даже норвежцев, которые, проходя по новому маршруту, не преминут ознакомиться с достопримечательностями стран Черноморского бассейна. И та из них, которая первой станет создавать марины, окажется в выигрыше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно