КИОСКИ НАНУ В СУПЕРМАКЕТЕ CEBIT - Наука - zn.ua

КИОСКИ НАНУ В СУПЕРМАКЕТЕ CEBIT

28 марта, 2002, 00:00 Распечатать

Уже десять лет Украина участвует в CeBIT. Старожилы выставки отмечают, что она радикально поменяла...

Подготовка к новым веяниям в Сети
Подготовка к новым веяниям в Сети

Уже десять лет Украина участвует в CeBIT. Старожилы выставки отмечают, что она радикально поменяла цели — если в начале это было место, где демонстрировались новейшие научные достижения, превращенные в технические новинки, то в последние годы она обретает все более рыночные формы — становится ареной, где крупнейшие мировые гиганты откровенно и жестко борются за клиента.

Изощренность пиаровских технологий, которые применяются в политике, пожалуй, может показаться милым детским лепетом по сравнению с тем, что творится на рынке продвижения современных технологий. Зачем убивать соперника! Лучший способ «вырубить» конкурента — переманить светлые головы, а оставшимся подсунуть бесперспективное стратегическое решение, чтобы, проработав годы, бедняга обнаружил: все напрасно — «мейнстрим» направился по другому руслу.

Пока мы еще расхлебываем стратегические решения по развитию промышленности 70-х годов. Увы, они были приняты без понимания перспективы развития наиболее выгодных, быстроразвивающихся отраслей. Тогда же трагические ошибки были сделаны и в образовании — вместо усиления биологических, информационных направлений наша высшая школа продолжала увеличивать число физиков и инженеров. Сегодня плачем, почему они вынуждены стоять на базарах!

Каковы перспективы перестроить наше производство на более современный лад? — с этим вопросом обозреватель «ЗН» обратился на CeBIT-2002 к тем представителям Украины, которые определяют ее стратегический курс в этих вопросах.

Болезни все те же

Вице-премьер-министр Украины Василий Роговой был настроен весьма оптимистично: «У нас в стране провозглашена политика поддержки развития передовых отраслей, и здесь, на выставке в Ганновере, вы можете убедиться в том, как реализуется программа поддержки передовых направлений развития промышленности. По темпам развития отдельных сфер и отраслей видно, что и в прошлом году, и в этом наиболее динамично развиваются машиностроение, переработка и другие сферы, которые определяют новое лицо нашей промышленности. На рынке новых технологий чрезвычайно высокая конкуренция, и то, что наше телекоммуникационное оборудование конкурентоспособно на украинском рынке, побеждает в тендерах — большой шаг вперед».

Председатель Государственного комитета связи и информатизации Украины членкор НАНУ Станислав Довгий обратил внимание на другое: «Украина здесь презентует не столько свои достижения, сколько присутствие в быстроменяющемся процессе по имени выставка». Она демонстрирует, что поддерживает на своей территории передовые тенденции в мире. Еще 8—10 лет назад все работали над созданием информационного ресурса для различных направлений: в экономике, образовании, медицине... Сегодня главное — решение глобальных задач целых континентов. То, что предлагается сейчас на выставке, — прогнозирование клиентов, сервиса, который придет в будущем. CeBIT перевернулся: теперь бизнес диктует условия технике, а не наоборот.

При всем этом достижения отдельных ведущих фирм способны поразить воображение. В первую очередь хотелось бы отметить немецкую компанию Е-плюс, которая впервые в Европе продемонстрировала терминал, с помощью которого можно передавать графическую информацию. Это фактически последний шаг к созданию мобильной связи третьего поколения. Мы посетили стенд немецкой компании, которая демонстрировала работу так называемого «электронного правительства». Такая программа разрабатывается и в Украине. Важно отметить, что здесь, в эпицентре мирового информационного сообщества, создается виртуальный образ страны, ее возможности. Очень важно осознать это и эффективно формировать современный имидж Украины».

На первого вице-президента НАНУ академика Анатолия ШПАКА на выставке произвело глубокое впечатление то, что «использование высоких технологий позволило некоторым фирмам резко вырваться вперед. Телефон в Японии уже сопровождается видеоизображением. Похоже, что через полгода все это пойдет в серийное производство.

— А как на выставке выглядим мы?

— Экспозиция неплохая, но болезни все те же — сформировали ее в самый последний момент, потому что бюджетная структура, какой мы, по сути, являемся, не может без помощи государства направить экспонаты на выставку. Не хочу жаловаться, но финансирование науки, какое имеем в последний год-полтора, буквально связывает по рукам»...

Так элегантно один из руководителей Национальной академии наук Украины объяснил весьма убогий вид, который имел стенд № 68 в Пятом павильоне выставки, где разместились киоски (иначе их и не назовешь) с достижениями представителей нашей академической науки и высшей школы. Самым показательным, пожалуй, может служить такой штрих — только здесь, на стендах НАНУ (среди многих десятков тысяч других экспонентов), можно было увидеть... компьютеры не с плоскими, а с громоздкими вакуумными экранами. От стенда веяло непозволительной архаикой. Будто и не знают у нас, что где-где, а уж на международных выставках встречают «по одежке» и до того, чтобы «провожать по уму», очередь может просто и не дойти.

«Голь на выдумки хитра» — пословица, которая долгое время объясняла, почему в отдельно взятой, сильно изолированной стране ученым и инженерам удавалось делать уникальные вещи. Сейчас страна открылась, и наши интеллектуалы начали ездить на всемирные выставки... «Посмотри на западные лица и на лица наших людей, — посоветовал мне Сергей Подвысоцкий — пиарщик, прибывший с украинской делегацией. — Собственно, он мог и не подсказывать — лица нашей делегации действительно отличались. Ну и как не отличаться, если украинцы ехали через три страны на автобусе, ночевали сидя, чем питались и где умывались уж и описывать не хочу. Какого шарма в поведении при таких условиях можно ожидать? Кроме того, трудно выглядеть внушительно, когда у наших западных конкурентов на такой же арендуемой площади располагается одна компания, а у нас... десять НИИ и еще стенды нескольких заводов. Поэтому у них можно побеседовать с фирмачом, вольготно сидя в кресле и попивая пиво или кофе, а наши стоят, прижавшись к приборам.

Боссам, формирующим украинские делегации, пока еще трудно понять, почему с Запада на подобные выставки съезжается тьма-тьмущая корреспондентов. Там понимают — информация о происходящем должна разойтись по сотням специальных газет и журналов. В то же время CeBIT для читателей украинской прессы — terra incognita. Видно, многое нужно менять в нашей психологии, чтобы приблизиться к европейским стандартам...

Впрочем, ближайшее знакомство с отдельными экспонатами украинского стенда оставило и очень яркие впечатления.

Английская азбука из Донецка

Около 170 украинских вузов занимаются информационными технологиями. Однако на CeBIT-2002 в большинстве своем они представлены не были. Зато Институт искусственного интеллекта из Донецка имел... девять экспонатов. Я попросил директора НИИ профессора Анатолия Шевченко поделиться секретом, как и за какие средства (ведь столько разговоров было о том, что науку не финансируют, и она поэтому не развивается — легендарный Институт кибернетики НАНУ почти на ладан дышит) все это удалось разработать.

— В выставке мы принимаем участие в девятый раз, — рассказал Анатолий Иванович. — Думаю, поэтому мы научились представлять свою технику, поняли как ею торговать, хотя в начале это было очень сложно...

— О сложностях, пожалуйста, подробнее. Думаю, секрет их преодоления нашим читателям будет более всего интересен...

— Когда мы приехали сюда впервые, нас охватило смятение. Даже вернувшись к себе в Донецк, мы не могли отделаться от ощущения, что нам Запад никогда не догнать. Правда, уже тогда мы представили на ганноверской выставке некоторые наши программные продукты. Может, они по качеству и неплохие, но упаковка была совершенно примитивная и, естественно, никакого интереса, а тем более заказов после выставки не последовало...

Зато во второй раз попытались представить продукт поприличнее. Ну и результат оказался другой — мы установили контакт с солидной фирмой в Дортмунде, являющейся в Германии основным поставщиком учебников. Она подписала с нами договор о создании программ. Первый проект принес около 1000 марок. Мы были очень рады, что так «выгодно» его продали. Хотя, как потом узнали, наша работа стоила около 50 тысяч марок. На четвертый, пятый раз пришел опыт — разобрались, сколько что стоит, научились с клиентами разговаривать и достойно себя вести. К настоящему времени уже выполнили очень много разработок.

— Вы только программы для учебников пишете?

— Нет, учебник полностью наш. Посмотрите на стенде диск по анатомии человека. Над ним работали украинские художники. Рисунки делались в анатомке, с УЗИ и так далее. На экране компьютера можно понаблюдать за работающим сердцем, рассмотреть его в разрезе, заглянуть внутрь, осмотреть с разных сторон, увеличить, уменьшить. Причем все защищено авторским правом, потому что в такой работе нельзя использовать чужое. Зато все это мы имеем право продать.

— Когда вы говорите «мы», кого имеете в виду?

— Это Институт искусственного интеллекта, в котором сейчас 480 сотрудников, 2000 студентов и 50 аспирантов. Кроме того, в Германии работает представительство института. Через него выходим на немецкий рынок и получаем заказы. К примеру, получили заказ на расчет железнодорожного моста через реку.

Когда мы впервые приехали со своими дисками на выставку, посетители только посмотрят на стенд — Украина — и даже не заглядывают. К концу выставки подошли дети и начали играть на компьютерах. Потянули родителей. За последние два дня я подписал 15 контрактов на разработку дисков. У нас себестоимость диска — 6 грн., а в Германии он стоит около 30 евро.

— Ваш?

— Наш, только в иной упаковке. В США он стоит около 30 долл.

— Какие у вас тиражи?

— От 3—5 тысяч и выше. Порой трудно предсказать, что будет пользоваться успехом на рынке. Мы создали программу и выпустили диск, помогающий определить уровень интеллекта. Сейчас сами пользуемся его услугами. Когда принимаем людей на работу, студентов в институт, все обязательно проходят испытание с его помощью. Но удалось продать лишь около 10 тысяч дисков. Успехом назвать нельзя...

У нас есть диск с игрой, посвященной географии. Играя, учащийся может проехать вокруг планеты за 80 дней. Пользуется популярностью наша энциклопедия наиболее известных в мире катастроф. На этом диске есть даже документальные кадры «Титаника», уходящего в плавание. Диск «Информатика в Украине» позволяет быстро войти в мир кибернетики и освоить азы: устройство компьютера для начинающих, элементы программирования. Однако рекордсменом по популярности стал диск — бьюсь об заклад: никогда не угадаете, на какую тему...

— ?...

— «Изучение английского и немецкого языков детьми дошкольного возраста». Он пошел у нас... миллионным тиражом. Причем продается практически везде: в Украине, России, Германии, Англии, Австралии, Канаде... У нас его даже американцы купили.

— В США давно создали и успешно продают в разные страны игровую телеверсию с изучением языка для пяти-, шестилеток. Зачем им учебник английского языка из Донецка?

— Мы и сами у них спросили: зачем вам наш английский язык? И услышали: чтобы «ставить» нашим детям правильное произношение...

— Поздравляю! Вы, должно быть, богатый человек!

— Ну не совсем богатый, так как деньги идут на развитие института — для сотрудников работают три базы отдыха на Черном, Азовском морях и в лесу. Своя водолазная группа, проводим научные работы. Мы очень много помогаем разным категориям людей, то есть деньги, которые зарабатываем, тратим на добро. Плюс технику покупаем. Чтобы реализовывать передовые технические идеи, нужно иметь самую современную технику. А она стоит не дешево.

— О вас мало известно в Украине, а все-таки здоровый бизнес должен опираться на внутренний рынок. Какие у вас планы на этот счет?

— Так сформировалось, что мы вынуждены были сначала искать потребителя за кордоном. Кстати, в начале делали учебники на русском языке. Только на протяжении последних трех лет они начали продаваться на украинском. Значит, формируется соответствующий сегмент рынка в Украине. Это отрадно!

Еще хотелось бы рассказать о том, как зарабатываем деньги, чтобы люди не падали духом, не надеялись на бюджет и не винили во всем кого-то, кто, на их взгляд, виноват в их бедах. Нужно, чтобы творческие люди попытались сами заработать. Мы сотрудников ориентируем на конечный результат. Если не покупают на мировом рынке, значит надо довести до такого уровня, чтобы покупали. Разрабатывать то, что никому не нужно, бессмысленно.

— Такой прагматический подход не заведет вас в тупик?

— У нас в работе полно идей, которые устремлены в будущее. Разрабатываем компьютер, который понимает язык жестов. Подойдите к компьютеру, который расположен на этом стенде. Он видит меня и вас. Вот мы появились на экране, а теперь поиграем мячом, который видите на экране. Вот я руками забиваю его в баскетбольную корзину. Компьютер видит и понимает язык жестов.

Мы, люди, смотрим друг на друга, понимаем выражение глаз, недовольство, радость. Если мы хотим, чтобы компьютер нас понимал, он должен воспринимать всю гамму чувств, которой владеет человек. Сейчас идет процесс обучения этому — здесь стоит система, различающая хозяина. Собственно, это сложнейшая программа, которой нет и у американцев — управление компьютером жестами. В этой области мы немного опережаем конкурентов.

На выставке представляем и систему распознавания речи. Она, к примеру, может пригодиться для туристов. Компьютерная система услышит вашу фразу, переведет ее на язык страны, где находитесь, и озвучит. Перевод можно сразу же увидеть и услышать.

Обследовано: мин нет

— Итак вы становитесь грандами мировой педагогики. А чем еще занимаетесь?

— Из интересных разработок хотел бы представить заказ от немецкой фирмы на умного робота. Его с вертолета можно опустить на заминированную территорию, и автомат начинает работать. Он должен найти мину и погрузить ее на тележку либо подорвать. Причем робот должен работать десять часов без присутствия человека. При этом он сам выбирает маршрут, исследует все шаг за шагом, отмечает на карте, какие участки исследовал, а какие нет. Заказчик был на стенде и высказал замечания. Будем дорабатывать, а на следующий год попробуем продать.

— Однако красивым ваше произведение при всем желании не назовешь...

— Мы за красотой не гнались. Дело в том, что заказчик перед нами не ставил такой задачи. Мол, сделайте его умным и умелым, а наши дизайнеры превратят его в первоклассного красавца.

— Как видите свое будущее?

— Наш учебный институт имеет в своем составе академический НИИ. Поэтому у нас студенты со второго курса начинают работать в научных отделах на четверть или полставки. Они принимают участие в разработке программных продуктов, в том числе и робота.

— Где ваши студенты после окончания вуза находят работу?

— Лучших готовим для себя. Это 60% от общего числа. В перспективе НИИ должен вырасти до 2000 человек — у нас столько заказов заграничных и внутренних, что не успеваем выполнять. Нужно расширяться побыстрее.

— Тогда неприличный вопрос: сколько у вас люди зарабатывают?

— Зарплата колеблется: у лаборанта — от 160 грн. и выше. Потолок 1000 — 1200 грн. Это максимальная зарплата руководителя отдела. Понимаю, что это не такая уж высокая зарплата, однако у нас люди видят перспективы. Лишь около 10% уезжает за границу.

Многие из наших выпускников идут работать в банки, на предприятия, в школы. Спрос на наших специалистов очень большой, потому что студент с первых курсов варится в производственном котле, который кует из него высокопрофессионального специалиста. У нас конкурс на программистские специальности — от 6 до 12 человек на место. Это значительно выше, чем в киевских и других вузах на те же самые специальности. Зато имеем возможность отобрать достойных.

Вместо послесловия

Конечно, результаты донецкого вуза на западном рынке впечатляют. Понимаю, что у этой точки зрения могут быть оппоненты, но они легко могут меня опровергнуть, послав на следующий CeBIT собственную экспозицию, которая затмит стенд Института искусственного интеллекта... И все же, несмотря на всю значительность достижения донетчан, это прорыв одного отдельно взятого научного и педагогического коллектива.

Здесь же на выставке я имел возможность познакомиться с Ириной Малагиной, представлявшей фирму «Инфосервис». Она приехала с проектом, зародившимся полгода назад: в одиночку пробиваться на Запад — слишком затратно для отдельной компании. Вместе — проще. И вот «Инфосервис» предложил фирмам, заинтересованным в сотрудничестве с западными партнерами, поучаствовать в организации общего стенда на CeBIT. Зарегистрировалось около 70 фирм, три из них в результате совместных усилий приехали в Ганновер. Проект частично был профинансирован Госкомсвязи Украины. Это дало финансовую опору.

Проект ориентирован на украинские предприятия, желающие выйти на западный рынок и занять здесь свою нишу. Работа сообща позволила организовывать «мозговой штурм» каждой важной проблемы. Сообща нашли неплохие решения. Жаль, что на это решились только три украинские научно-производственные фирмы. Остальные побоялись. И зря! Опыт Института искусственного интеллекта показывает — такая поездка может стать началом большого пути.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно