КАТАСТРОФА СЛАВУТИЧА

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

...На рукавах атомщиков, готовивших ЧАЭС к закрытию, траурные повязки. Они не скрывали своего горя. И настроением чернобыльцев руководила не врожденная любовь к атомной энергетике...

...На рукавах атомщиков, готовивших ЧАЭС к закрытию, траурные повязки. Они не скрывали своего горя. И настроением чернобыльцев руководила не врожденная любовь к атомной энергетике. Их чувства были вызваны более рациональными мотивами — вслед за нажатием кнопки тысячи работающих получат выписки из приказа об увольнении. И хотя Президент пообещал, что никто не будет забыт и обделен, что они могут рассчитывать на работу на новых реакторах или достойную пенсию, каждый из этих людей прекрасно понимал разницу между заработанной своим трудом зарплатой и государственной помощью. Мы приучены жизнью настороженно относиться к обещаниям, особенно дающимся в торжественной обстановке. Ко всему каждый работник ЧАЭС уже знал то, что почему-то упустили из виду советники Президента, — штат квалифицированных должностей на недостроенных реакторах Ривненской и Хмельницкой АЭС уже укомплектован.

Об опасениях за судьбу людей, работавших на ЧАЭС, говорили на всех пресс-конференциях, посвященных закрытию станции. То, насколько они обоснованны, подтверждают слова Олега Голоскокова, помощника генерального директора ЧАЭС, который описал показательную ситуацию с отоплением: «Мы остаемся с одним источником — пускорезервной котельной, построенной еще до пуска первого энергоблока. Запас мазута — всего на 1,5 суток. Предполагали, что зиму встретим со вторым источником тепла — промышленно-отопительной котельной. Ее пуск планировался на декабрь этого года. Реальный срок — не ранее весны следующего года. Во время эксплуатации АЭС работающий энергоблок сам обеспечивал весь комплекс теплом, а на остановленном объекте всю зиму в авральном порядке «с колес» будем поставлять мазут, который никто и не собирается отправлять в Чернобыль для пускорезервной котельной. Заодно убедимся, что резервной котельной недостаточно для обогрева всего комплекса сооружений АЭС, следовательно, многие службы будут замерзать; затем выяснится, что выгружать ядерное топливо из выведенного из эксплуатации реактора некуда (готовность строящегося хранилища отработанного ядерного топлива №2 — около 25%) и т.д. и т.п.»

Если о финансировании первоочередных объектов вспомнили только за месяц до закрытия АЭС, а о финансировании закупок мазута все еще думают, то что говорить о создании новых рабочих мест?

Некоторую надежду в этом хаосе дает программа TACIS Европейской комиссии. Проект называется очень непритязательно — «Смягчение социальных последствий закрытия Чернобыльской АЭС». Пожалуй, уже такая скромность в постановке задачи выгодно отличает проект от категорических и широкомасштабных обещаний все решить и никого не оставить обделенным.

Сейчас, проезжая по Славутичу, видишь названия районов: Вильнюсский, Латышский, Ленинградский… Не исключено, что вскоре у заводиков и фабрик города появятся и другие таблички: на этом предприятии французы помогли организовать 10 рабочих мест, на том немцы — 15… Хочется выразить робкую надежду, что появится среди них и табличка, на которой было бы написано, что вот это предприятие родилось на основании разработки НАН Украины.

Однако, чтобы вдохнуть жизнь в проекты, нужны менеджеры. Не случайно авторы проекта TACIS вместе с отцами города решают, каким путем пойти — то ли переучивать всех, что, безусловно, недешево, или научить нескольких менеджеров, которые, образно говоря, накормят всех. Что выбрать?..

Как-то в профсоюз ЧАЭС пришла Валентина Созинова. У нее с мужем приближалось время выхода на пенсию. Это и привело ее к мысли организовать предприятие, которое помогало бы бизнесменам делать первые шаги. Когда она поделилась своим проектом в профкоме ЧАЭС, здесь ахнули: «Валентина, да ты же рассказываешь о бизнес-инкубаторе, который мы как раз собирались организовывать. Тебе и карты в руки!» Так Валентина Созинова взялась за организацию первого в Славутиче бизнес-инкубатора. Деньги и помощь предоставил профсоюз и администрация станции.

Сегодня в городе готовы ухватиться за любую соломинку, которая обещает помочь в организации новых рабочих мест. Здесь не нарадуются успехам небольшой фирмочки, которая торговала канцелярскими скрепками, а потом взялась за выпуск этого канцелярского предмета. Выпускаемые здесь скрепки — не бог весть что, самые обыкновенные. Но в городе, где раньше расщепляли атом, очень гордятся этим. Дело не в скрепках, говорят, — это первый пример успешного бизнеса. Для славутчан это показательный пример того, что не боги горшки обжигают и, мол, каждый может такое придумать, осуществить за вполне доступные средства и стать предпринимателем.

Формирование рыночного сознания в городе как-то плохо сочетается с минимальной капитализацией городского имущества. Городская недвижимость в Славутиче почти сплошь неприватизирована (89% объектов в руках государства). Это, конечно, не радует инвесторов и заставляет их крепко задуматься, когда они решают вопрос: вкладывать сюда свои кровные или нет. И хотя 380 долларов инвестиций на жителя Славутича для Украины вроде бы являются рекордным показателем, но на самом деле для города с такими международными контактами это ничтожные цифры…

На фоне «скрепочной» фирмочки два предприятия, родившиеся в инкубаторе у В.Созиновой, — одно по производству абразивного инструмента, а другое по производству фасонных запасных частей и энергосервисного обслуживания предприятий — выглядят ну просто гигантами современной индустрии и примером высочайшей технологии. В этом инкубаторе реализуется еще 10 проектов. Здесь ставят себе задачу — обеспечивать высокий процент эффективности. Инкубатор помогает предприятиям бороться с реальными трудностями бизнеса в нашей стране, к примеру, сертифицировать продукцию. Новые возможности сотрудничества с бизнес-инкубатором в специальной экологической зоне уже почувствовали немецкие фирмы и готовы предоставить инвестиции на целую серию производств.

В Славутиче всерьез относятся ко всякой плодотворной задумке. Например, когда стало известно, что намечается строительство дороги Хельсинки—Петербург—Одесса, в городе сразу же начали прорабатывать идею — расположить международный автопорт на трассе возле Славутича. А ведь это десятки новых рабочих мест. Перспектива!

Средний возраст жителей города около 30 лет, что означает — к тем безработным, которых выбрасывает на рынок труда закрытие ЧАЭС, в городе добавляется множество новых, которые заканчивают школу, приходят из армии. Что дальше?

Серьезные надежды связывали с солидной испанской фирмой, которая хотела организовать в Славутиче производство по изготовлению обуви. С этой целью она купила здания. Но испанцы пока не спешат реализовывать планы, которые могли бы решить проблемы очень многих в этом городе. Фирма ждет лучших времен. Похоже, что на приближение этих времен пока всерьез работают только два бизнес-инкубатора.

Еще один создан при Международном центре развития бизнеса «Славутич — ХХI столетие». Здесь зарегистрировано 21 предприятие. Преимущество этого инкубатора, как утверждает руководитель центра Валентина Дарнопых, в том, что у нас могут работать все, а не только работники станции.

Еще один путь решить проблемы города — принять участие в перспективных программах других регионов. Одна из них разработана Институтом геохимической механики НАН Украины в Днепропетровске, где создали теплоэнергетические комплексы на местном низкокалорийном твердом топливе. В этой программе идет в ход не только низкокачественный уголь, но используется для получения тепла даже порода из отвалов. В Славутиче терриконов нет, но рядом много торфа и древесины. Это позволяет создать энергетическую базу для развития будущего промышленного комплекса города.

Сейчас в Славутиче часто вспоминают концерты Патрисии Каас. Одни с восторгом (не пожалели денег, чтобы мировую звезду пригласить!), другие с горькой усмешкой — не знали куда деньги девать! Если бы тогда пустили эти средства на бизнес-проекты или если бы «раскрутили» бизнес-инкубатор, сейчас бы и горя не знали…

Город готовится к переменам. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что они неизбежны. По масштабу их можно сравнить разве что с теми, которые постигли станцию, когда произошел тот самый взрыв. А каковы будут последствия сейчас?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно