Законодательство о госзакупках: демонтаж коррупционного механизма или косметический ремонт?

22 июня, 2007, 15:23 Распечатать Выпуск №24, 22 июня-29 июня

Всего через полгода после принятия парламентом нынешней редакции закона о закупках за государств...

Всего через полгода после принятия парламентом нынешней редакции закона о закупках за государственные средства чрезвычайно острая для нашего общества болячка вдруг снова стала объектом пристальнейшего внимания высочайших государственных чиновников. Что приятно уже само по себе, так как многие «нюансы» нынешних тендерных процедур допекли до живого большинство рядовых и не очень участников процесса.

Дошло до того, что 19 июня с.г. представители правящей коалиции при непосредственном участии первого вице-премьера, министра финансов Николая Азарова и его первого заместителя Вадима Копылова, несмотря на очевидные проблемы с подписанием В.Ющенко принимаемых сейчас в стенах ВР документов, всерьез ломали копья и ругались. Попытки утвердить очередную, довольно компромиссную версию законопроекта о госзакупках шли трудно. Но, как ни сопротивлялись социалисты с коммунистами, закон был принят.

Впрочем, говорить о необратимости принятых решений не приходится. Будьте уверены — как только политическая волна пойдет на убыль, «околотендерная общественность» найдет новые рычаги и аргументы для возрождения многих «прелестей» тендерного процесса.

Напомним, что действующий сейчас вариант закона о госзакупках был проголосован народными избранниками 1 декабря 2006 года невероятно дружно — 362 голоса «за». Автором законопроекта значился социалист Василий Цушко, в тот же день утвержденный парламентом на пост министра внутренних дел.

За один день, 1 декабря, законопроект прошел почти беспрецедентный путь: был внесен в парламент, подан комитетом, принят за основу и в целом. Хотя в стенах Верховной Рады к тому времени находилось около 30 альтернативных документов, одним из которых был и вариант, предложенный Кабмином. Вот ведь насколько дружными и сговорчивыми могут быть народные избранники, когда речь заходит о вопросах, имеющих столь высокую цену (объемы госзакупок за бюджетные средства в Украине оцениваются в 75 млрд. грн., размер «дополнительной платы за услуги» — почти в 10% этой суммы).

Как неоднократно отмечали наблюдатели, принципиально в сфере госзакупок с принятием закона «от Цушко» ничего не поменялось. Хотя в декабре, предваряя голосование, автор нахваливал действующую систему государственных закупок и даже заявлял, что за предыдущие шесть месяцев она претерпела ряд важных улучшений. Главным образом, благодаря внедрению механизма «государственного, парламентского и общественного контроля».

Общественный контроль отождествлялся, надо понимать, с деятельностью Тендерной палаты Украины (ТПУ). Согласно вступив­шей в силу в марте 2006 года предыдущей версии закона, эта общественная организация получила немало ключевых полномочий в сфере госзакупок (без особой, правда, ответственности). Напомним, что после формирования нынешней правящей коалиции в августе 2006 года почетным президентом ТПУ была избрана Раиса Богатырева вместо члена фракции «Наша Украина» Николая Одай­ника, который сохранил должность председателя съезда этой организации.

Впрочем, список причастных к созданию нынешней системы госзакупок куда шире. И в нем мирно сосуществуют немало видных представителей депутатского корпуса из обоих политических лагерей: Сергей Осыка и Александр Ткаченко, Олег Лукашук и Виталий Хомутынник, Ксения Ляпина и Людмила Кириченко… Сформиро­вался также пул из госслужащих разных ведомств (включая прокуратуру), сопровождающих данный процесс.

Увы, как и следовало ожидать, результаты их совместных усилий оказались плачевными. Характеризуя происходящее в сфере госзаку­пок, премьер-министр Виктор Янукович говорит в июне буквально сле­дующее: «Ситуация катастрофическая. Коррупция процветает, я поставил задачу перед первым вице-премьер-министром, написал письмо в Генеральную прокуратуру, в Министерство внутренних дел и Службу безопасности, чтобы срочно разобрались с этой ситуацией».

Премьер выразил особую неудовлетворенность работой межведомственной тендерной комиссии, в составе которой есть представители партий, входящих в парламентскую коалицию. Кроме того, Янукович сообщил, что намерен обратиться к президенту, чтобы согласовать обсуждение в парламенте законопроекта о внесении изменений в действующий закон о госзакупках. Но, как мы помним, к тому времени легитимность парламента была уже под большим вопросом.

Президент, естественно, не смолчал. Он напомнил, что изменения к закону о госзакупках были поддержаны действующей властью. «За нынешнюю технологию государственных закупок проголосовала вся власть и возглавила этот процесс, а сегодня говорит, что данный закон не дает им дышать. Вы знаете, президент дважды накладывал вето на закон о государственных закупках», — упрекнул политических оппонентов Виктор Ющенко.

При этом он указал на то, что контролирующие органы в сфере госзакупок — Тендерную палату Украины и Антимонопольный комитет — сегодня возглавляют представители правящей коалиции. «В действительности мы имеем закон не просто неэффективный, это закон, который криминализирует наш деловой мир. И это, кстати, новые признаки, сегодня пришедшие в нашу деловую действительность», — отметил глава государства.

Будет ли покончено с криминализацией после принятия 19 июня парламентом новых решений в части тендерного законодательства? Вопрос, конечно, интересный.

По мнению ряда экспертов, некоторым основанием для оптимизма является разве что тот факт, что проголосованный 19 июня законопроект предполагает, в частности, возвращение Тендерной палаты Украины в рамки обычной общественной организации. И лишение ее как административных функций, так и «контрольного пакета» в межведомственной комиссии по вопросам тендерных закупок.

Разработка методологии госзакупок возвращается от Антимоно­польного комитета, никак себя на данном поприще не проявившего, к Минэкономики. Хотя, возможно, правильнее было бы сделать ответ­ственным за эту сферу Минфин?

Из-под действия тендерного законодательства выводятся средства госпредприятий, кроме тех, которые поступают им из бюджета. Повышается нижняя планка объемов закупок, при которых включаются в действие тендерные механизмы.

Итак, демонтаж плотины на пути госзакупочных потоков, скажем помягче, намечается. Но это отнюдь не значит, что бюджетные деньги отныне пойдут по чистому руслу. Правила игры в этой многострадальной сфере снова принципиально не меняются. Косвен­ным доводом этому может послужить хотя бы тот факт, что автором утвержденного законопроекта значится нардеп из фракции КПУ Александр Ткаченко, являющийся… председателем наблюдательного совета ТПУ. Ну что тут еще добавить?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно