Венецианская комиссия приветствует то, что президент Украины Владимир Зеленский отозвал свой законопроект о прекращении полномочий всех судей Конституционного суда.
Об этом говорится в новом письме Венецианской комиссии, которое есть в распоряжении ZN.ua.
Также ВК проанализировала новый проект закона о Конституционном правосудии в Украине и альтернативный законопроект о порядке рассмотрения дел и исполнения постановлений Конституционного суда, которые были разработанные украинскими законодателями в ответ на рекомендации Венецианской комиссии в декабре 2020 года.
В ВК отметили, что в законопроекте о конституционной процедуре учтены рекомендации Венецианской комиссии в ее срочном заключении о реформе Конституционного суда и внесены многочисленные улучшения. Основные нововведения были внесены в области подачи конституционных жалоб, гласности и гласности конституционного производства, коллегий и распределения дел, доступа к материалам дела, дисциплинарной ответственности судей и внутреннего функционирования Конституционного суда.
Законопроект вводит Автоматизированную систему управления документами, которая обеспечивает открытый доступ к материалам дел и используется для формирования коллегий и назначения судей-докладчиков. Судьи могут преодолеть возможное препятствие со стороны судьи-докладчика или председателя при составлении повестки дня суда.
Законопроект также улучшит доступ заявителей к Суду с помощью различных средств (электронные жалобы и общение, срок для устранения недостатков в жалобе, обеспечительные меры, возмещение расходов, компенсация за неоправданные задержки). Позитивно то, что кворум уменьшается, если один или два судьи возьмут самоотвод.
Также законопроект реализует рекомендации Венецианской комиссии по подтверждению отмены правовых положений Большой палатой и ограничению объема апелляции. В законопроекте о конституционной процедуре также говорится о необходимости предоставления достаточных и последовательных аргументов в пользу решений суда.
«Однако в законопроекте есть и недостатки. Что наиболее важно, он не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей с международным компонентом, как рекомендовано в Срочном заключении. Хотя эту систему назначения не нужно включать в законопроект, поправка к статье 11 Закона о Конституционном суде должна быть удалена, а текущие вакансии в Конституционном суде должны заполняться только после улучшения системы назначений», - подчеркивается в докладе ВК.
Основные рекомендации Венецианской комиссии по внесению изменений в законопроект следующие:
- С точки зрения процедурной экономии, рассмотрение конституционных жалоб, в ходе которых сенат считает положение закона неконституционным, должно быть передано в Большую палату, только если президент или парламент потребуют такой передачи.
- Что касается дисциплинарного производства, то вместо исполнительной власти (то есть президента) инициатива о возбуждении дисциплинарного производства должна быть передана Национальному агентству по предупреждению коррупции. «Предоставление антикоррупционным органам некоторых надзорных полномочий над судьями соответствует общим принципам конституционализма и верховенства закона», - заявляет Венецианская комиссия.
- Отсутствие какой-либо формы дифференцированных санкций в законопроекте является проблемой. Чтобы ввести в действие дисциплинарную систему, за дисциплинарные проступки ниже порога «серьезного дисциплинарного проступка» должны быть введены другие санкции, такие как предупреждения, выговоры, снижение заработной платы и прочие. И эти санкции должны применяться простым большинством голосов.
- Суд должен иметь возможность пересмотреть свое собственное решение, если один из его судей, голосующих за это решение, был осужден в последней инстанции за получение взятки в связи с принятием этого решения.
Что касается требований к голосованию, Венецианская комиссия заявляет, что в подавляющем большинстве европейских правовых систем требуется только простое большинство. В Украине особая ситуация, сложившаяся после решения 13-r / 2020 (которым Конституционный суд признал недействительными значительную часть действующего антикоррупционного законодательства), может служить оправданием временного повышения требования о голосовании в Большой палате. Однако любое увеличение количества требуемых голосов должно быть процентным от числа фактически назначенных судей, а не фиксированным числом от всех 18 судей. Такое увеличение может быть оправдано только до тех пор, пока определенный процент судей не будет назначен по новой системе конкурсного отбора.
Наконец, Конституционному суду должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение по пересмотренному законопроекту.
Напомним, 27 октября КСУ отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование судей, чиновников и депутатов, а также лишил НАПК многих полномочий.
9 декабря Венецианская комиссия опубликовала срочный вывод о законодательной ситуации относительно механизмов противодействия коррупции в соответствии с решением Конституционного суда Украины. На следующий день Венецианка опубликовала второй срочный вывод по реформе Конституционного суда.
30 декабря вступил в силу закон "О предупреждении коррупции" по восстановлению институционального механизма предотвращения коррупции". Документ позволил восстановить полноценную работу НАПК, которая фактически была заблокирована решением КСУ. Отметим, что после голосования за этот закон в Верховной Раде НАПК выделило три грубых ошибки, которые допустили его авторы.
В январе послы стран G7 опубликовали дорожную карту судебной и антикоррупционной реформ в Украине. Несмотря на традиционную озабоченность дипломатических представителей ведущих стран мира, документ имеет и отличия, ранее не встречавшиеся в подобных документах.
Чиновники, которым адресовались советы и выводы Венецианской комиссии, поняли их каждый по своему. Подробнее о том, что посоветовала Венецианская комиссия, читайте в статье Геннадия Друзенко "Украинские дебоширы и Венецианка".