Рада решила доработать законопроект о совершенствовании процедурных и процессуальных аспектов деятельности КСУ

Документ
Поделиться
Рада решила доработать законопроект о совершенствовании процедурных и процессуальных аспектов деятельности КСУ © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Для принятия документа в первом чтении парламентариям не хватило чуть менее 30 голосов.

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4533 "О конституционной процедуре". Документ за основу поддержали 197 народных депутатов при необходимых 226. В то же время за доработку проголосовали 226 парламентариев.

"Проект Закона Украины "О конституционной процедуре" подготовлен в связи с необходимостью практической реализации ст. 153 Конституции Украины, которая уполномочивает Верховную Раду Украины определять процедуру деятельности КСУ путем принятия соответствующего закона. В частности, предлагаемым проектом закона приводятся в соответствие с указанным конституционным требованием порядок осуществления Судом своих полномочий при рассмотрении дел конституционной юрисдикции, основания и порядок обращения к нему, процедура рассмотрения им дел, постановления и выполнение его решений, предоставление выводов", - говорится в пояснительной записке.

Указано, что проект закона состоит из восьми разделов. В первом разделе "Основные положения" зафиксированные цель принятия закона, принципы деятельности КСУ, а также предоставляется законодательная дефиниция конституционной доктрины, излагаются полномочия суда, их границы и другие вопросы общего характера по обеспечению организационно-правовой деятельности суда.

В частности, особый акцент смещается на нормативное закрепление Реестр аактов КСУ. Документ предусматривает, что акты суда, связанные с конституционным производством, исключая определенные случаи, являются открытыми и подлежат обнародованию в электронной форме не позднее следующего дня после их принятия или изготовления. Также проект закона предлагает создать автоматизированную систему документооборота КСУ, первостепенной задачей которой должно стать обеспечение случайного, объективного и непредвзятого распределения дел между судьями.

Во втором разделе говорится о нормировании процедурных аспектах обращения в КСУ. В части совершенствования института конституционной жалобы определены случаи, когда законодательный акт или отдельные его положения считаются применены в конечном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу. Также документ предлагает урегулировать процедуру обеспечения конституционной жалобы, а также предварительной проверки обращений в КСУ.

В третьем разделе "Открытие и закрытие конституционного производства, объединение и разъединение конституционных производств" определяются основные положения, касающиеся повышения эффективности осуществления конституционного судопроизводства. В частности, проект закона уточняет основания для отказа в открытии конституционного производства по делу. Также предлагается ввести в законодательство положение, согласно которому, в постановлении о закрытии конституционного производства через признание содержания и требований жалобы необоснованным, КСУ обязан в таком постановлении привести конкретные мотивации непринадлежности обоснования и оценку по существу доводов, положенных в основу соответствующего обращения.

Согласно пояснительной записке, среди ключевых положений четвертого раздела "Общие положения о рассмотрении дел в Конституционном суде" является законодательное закрепление:

  • приоритетности устного производства как формы рассмотрения в КСУ, особенно по делам в части конституционных представлений и обращений;
  • формирование повестки дня КСУ;
  • особенностей проведения заседаний и пленарных заседаний суда;
  • порядка вызова участников и привлеченных участников конституционного производства;
  • случаев отказа Сенатом КСУ от рассмотрения дела по усмотрению Большой Палаты;
  • порядка ознакомления участников конституционного производства с материалами дела;
  • компенсации расходов субъекта права на конституционную жалобу.

В пятом разделе законопроекта прописаны нормы, которые сосредоточены на урегулировании особенностей рассмотрения КСУ отдельных категорий дел. В частности, определяются особенности производства по делам о:

  • соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду для дачи согласия на их обязательность;
  • соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента.

Шестой раздел законопроекта регулирует вопросы актов КСУ, выполнение его решений и выводов. В частности, документ предлагает установить:

  • обязанность КСУ присылать постановление участнику и привлеченному участнику конституционного производства не позднее следующего рабочего дня после его принятия;
  • правовая природа обеспечительного приказа как исполнительного документа, выполнение которого является обязательным для всех органов госвласти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.

Также законопроект предлагает закрепить возможность КСУ признавать акт или его отдельные положения таким, что не соответствует Конституции Украины в определенном аспекте без потери силу в целом. При этом предполагается, что суд обязательно должен установить особый срок (не менее одного месяца) для прекращения действия закона или его отдельных положений, которым установлена юридическая ответственность.

В части по порядку выполнения решений и выводов КСУ, законопроект предлагает урегулировать ситуацию, которая возникает после вынесения судом своего решения или предоставления им своего заключения. Кроме того, документ предлагает ввести институт возмещения вреда, причиненного действием и применением актами и действиями, которые признаны неконституционными.

Седьмой и восьмой разделы предусматривают положения конечного и преходящего характера.

Напомним, послы стран "Большой семерки" опубликовали дорожную карту судебной и антикоррупционной реформ в Украине. По мнению послов, определенные срочные меры нужно принять для немедленного устранения ущерба, причиненного Конституционным судом.

Однако, несмотря на традиционную озабоченность дипломатических представителей ведущих стран мира, документ имеет и отличия, которые ранее не встречались в подобных документах. При этом в Офисе президента знали о дорожной карте еще в ноябре, однако не объяснили, почему до сих пор документ не передали в Высший совет правосудия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме