Венецианская комиссия опубликовала второе срочное заключение по реформе Конституционного суда после отмены им ряда антикоррупционных норм законодательства.
Так, в этом заключении ВК, ссылаясь на свои заключения по конституционной реформе от 2016 года, рекомендует следующее:
- Верховной Раде рассмотреть возможность более четко выразить свое предполагаемое намерение ограничить объем решений Конституционного Суда по конкретным вопросам, поставленным сторонами перед этим.
- Конституционному суду обязательно указывать конкретные причины для каждого положения закона, которое он считает неконституционным.
- Дисциплинарная процедура должна регулироваться Законом о Конституционном суде с более подробной информацией, изложенной в Правилах процедуры.
- Должна быть предусмотрена возможность возобновления дел в Конституционном суде, которая устанавливается только тогда, когда уголовная ответственность судьи в связи с этим решением установлена (например, получение взятки).
- КСУ следует дать более четкое и подробное определение «конфликта интересов», например: выделение финансовых конфликтов интересов, особенно когда это связано с протоколами установленное НАПК или начало расследования НАБУ;
- Решения о (само-) отводах и их обоснование должны быть четко изложены в основном решение, принятое судом, либо отдельным публичным процессуальным решением или постановлением.
- Требование кворума должно быть уменьшено в тех случаях, когда кворум утерян.
- Парламенту следует рассмотреть возможность принятия закона, детализирующего последствия для судей Конституционный суд не соблюдает положения закона об отзыве, в том числе о возбуждении публичного дисциплинарного производства и постановлений в отношении судей
- Орган по отбору кандидатов на должность судьи Конституционного суда должен быть создан с включением в него международного компонента, в частности экспертов по правам человека и и представителей гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов.
Кроме того, Венецианская комиссия рекомендует заполнить текущие вакансии в Конституционном Суде Верховной Радой и Советом судей только после улучшения системы назначений, как указано выше (проверяющий орган).
С целью деполитизации состава Конституционного суда депутатская квота должна избираться квалифицированным большинством. Для этого конституционный поправка потребуется на более позднем этапе.
Полезной практической мерой было бы то, что вновь назначенные судьи Конституционного суда следует пройти специальную, в том числе международную, подготовку по конституционным вопросам.
В процессе реформирования Конституционного суда с ним следует должным образом консультироваться по всем аспектам реформы. В свете конкретной ситуации в Украине Конституционному суду следует проявлять некоторую сдержанность, если измененные положения будут обжалованы в Суде.
«Венецианская комиссия готова помочь в этом вопросе. Венецианская комиссия остается в распоряжении украинских властей для дальнейшей помощи в этом вопросе, в том числе более глубокое изучение Закона о Конституционном суде», - резюмируется в заключении.
Накануне Венецианская комиссия опубликовала срочное, совместное с Генеральным директоратом по правам человека и соблюдению законности Совета Европы, заключение о законодательной ситуации в отношении механизмов противодействия коррупции в соответствии с решением Конституционного суда Украины. В частности, Венецианская комиссия подчеркивает, что борьба с коррупцией является важным элементом государства, управляемого верховенством закона, но также важным остается и уважение Конституции и конституционная справедливость.
По мнению ВК, Верховная Рада и исполнительная власть должны уважать роль Конституционного суда как хранителя Конституции и должны выполнять его решения.
Напомним, 27 октября Конституционный суд принял решение по конституционному представлению членов парламентской фракции пророссийской «Оппозиционной платформы-За життя», касающемуся соответствия Основному Закону ряда положений антикоррупционной реформы. КСУ отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование судей, чиновников и депутатов, а также лишил полномочий НАПК.
Если власть и все ее ветви не продемонстрируют достаточной политической зрелости и ответственности и не смогут совместно выработать и принять решения, которые дадут возможность Украине достойно выйти из нынешнего кризиса, вызванного решением КСУ, последствия для страны на внешней арене будут весьма печальными. Подробнее в материале Татьяны Силиной «В правовой прострации» в ZN.UA.