УКРОЩЕНИЕ ИРАНА

19 сентября, 2003, 00:00 Распечатать

Если кто-нибудь и предполагал, что «увлеченные» Ираком и Афганистаном, завязшие в израильско-пале...

Если кто-нибудь и предполагал, что «увлеченные» Ираком и Афганистаном, завязшие в израильско-палестинском болоте американцы откажутся от искушения одним махом разрушить раз и навсегда пресловутую «ось зла», то он жестоко ошибался. И если Ливия с Сирией сами пытаются продемонстрировать Вашингтону свое желание порвать с «проклятым террористическим прошлым», то Северная Корея с Ираном по-прежнему нуждаются в американской «опеке». Разумеется, в первую очередь Штаты хотели бы решить иранский вопрос. Причин выбора такого приоритета множество, прежде всего — это геополитическое положение Ирана, прямая связь Тегерана с иракскими и афганскими проблемами, и, конечно же, пресловутые энергоносители.

Послушаешь иранских радикалов, и создается впечатление, что «Великий сатана», как в Иране продолжают называть США, разработал детальный план свержения иранского режима. Но, судя по продолжающимся в Вашингтоне спорам представителей властей и мудрых стратегов, у Белого дома в отношении Ирана есть инстинкты, точки зрения, предпочтения — что угодно, но только не четкая стратегия.

И на то имеется несколько причин. США хотят что-то сделать с Ираном еще с момента вступления Джорджа Буша в должность президента. Однако за событиями 11 сентября 2001 года на первый план вышла сначала война в Афганистане, а затем в Ираке. В результате Иран на какое-то время выпал из сферы пристального внимания США. И это первая причина того, что Тегеран пока не трогают. Вторая заключается в том, что по поводу Ирана, как и ряда других вопросов, в Белом доме нет согласия в том, какой избрать подход — силовой или дипломатический.

Тем не менее, пока военный потенциал Соединенных Штатов надолго задействован в иракских пустынях и афганских горах, Вашингтон предпочитает воздействовать на Тегеран политическими методами, в том числе и «чужими руками» — в данном случае с помощью влиятельных международных организаций. Ведь даже самому неискушенному международнику понятно, что из последних ультиматумов Ирану со стороны МАГАТЭ торчат звездно-полосатые уши.

Как известно, Международное агентство по атомной энергии предъявило Ирану ультимативно сформулированную резолюцию, где содержится требование полностью отчитаться о своей атомной программе и допустить международных инспекторов на секретные объекты до 31 октября. В противном случае дело будет передано на рассмотрение Совету Безопасности ООН. Судя по всему, доказательства, предоставленные американцами своим партнерам по этой международной организации, оказались «убийственными». И три десятка стран, представленных в совете директоров МАГАТЭ, своим решением бросили кардинальный вызов Ирану.

Несколько последних лет западные разведки и эксперты подозревали Тегеран в том, что он активно работает над созданием собственного ядерного оружия. Но Иран парировал обвинения тем, что досконально соблюдает условия режима нераспространения ядерного оружия, а его интерес к радиоактивным материалам и реакторам вызван якобы лишь желанием овладеть секретами использования мирного атома. Большинство членов
МАГАТЭ до последнего времени были готовы принимать эти объяснения, не желая идти с Ираном на конфликт. Но после того как несколько недель назад на иранском оборудовании инспекторы обнаружили следы радиоактивных материалов и иранцы отказались допустить экспертов МАГАТЭ на некоторые секретные объекты, даже самые миролюбиво настроенные члены совета директоров согласились дать Ирану полтора месяца для того, чтобы отчитаться начистоту о своих ядерных программах. В ответ иранский представитель в гневе покинул заседание, заявив, что у его страны не остается иного выхода, как пересмотреть отношения с МАГАТЭ.

Как оказалось позже, он все же погорячился. Вице-президент Ирана Голям Реза Агазаде, одновременно занимающий пост главы Организации по атомной энергии страны, заявил, что его страна будет продолжать консультации с МАГАТЭ по поводу подписания протокола, который призван ужесточить инспекции иранских ядерных объектов.

Очевидно, что Вашингтон в любом случае окажется в выигрыше: или ядерная программа Ирана будет взята под жесткий контроль, или у Соединенных Штатов появится возможность оправдать любые силовые действия против этой страны решением международных организаций.

Параллельно с давлением на Тегеран со стороны МАГАТЭ американцы решительно взялись за пресечение путей поставок в Иран современных вооружений. Под раздачу попал ближайший иранский союзник в этом вопросе — наш северо-восточный сосед. Вспомните аргументы представителей нашего ОПК — дескать, Россия «гонит» в Иран любое свое оружие, а мы все оглядываемся на внутреннее американское антитеррористическое законодательство, предусматривающее санкции против стран или компаний, поставляющих «вооружение и технику смертельного поражения» в государства, уличенные Вашингтоном в поддержке международного терроризма (понятно, что Иран значится во главе такого списка). И действительно, согласно данным ЦРУ, только в прошлом году Иран приобрел у России обычных вооружений на сумму более 300 млн. долларов.

Когда-нибудь терпение у американцев должно было бы лопнуть. И вот на этой неделе стало известно, что госдепартамент США наложил экономические санкции на тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) за продажу Ирану высокотехнологичного оружия. Санкции введены с 25 августа сроком на год, но о них стало известно лишь теперь благодаря письму помощника госсекретаря США по вопросам нераспространения оружия Сьюзан Берк. Российскому предприятию будет запрещено вести дела с американским правительством и не удастся получить экспортную лицензию на покупку военной продукции в США. Интересно, что госдепартамент впервые идентифицировал получателя военной продукции. Раньше гласности предавали только имя продавца.

В рамках санкций администрация Джорджа Буша ввела в действие и некоторые положения американского законодательства, заблокировав помощь России со стороны Соединенных Штатов, отметив, что это делается «в национальных интересах США».

КБП занимается выпуском ракетных комплексов для ПВО, противотанковых вооружений, высокоточного оружия. Управляемые артиллерийские снаряды «Краснополь-М» — тоже его продукция. Это предприятие давно уже находилось в сфере пристального внимания Вашингтона. Ранее администрация Джорджа Буша обвиняла его в тайной продаже противотанковых ракет «Корнет» режиму Саддама Хусейна. Считается, что эти ракеты представляют серьезную угрозу для американских танков, так как радиус их действия больше, чем у американских танковых орудий, и они имеют бронебойную боеголовку. Их также можно оснастить термобарической боеголовкой, которая создает большой огненный шар, увеличивая тем самым количество жертв.

Разумеется, в КБП считают обвинения Вашингтона в поставках оружия в Иран безосновательными. По мнению руководства предприятия, они являются ни чем иным, как средством недобросовестной конкуренции.

Конечно, санкции едва ли нанесут финансовый ущерб тульскому КБП, поскольку оно в США ничего не поставляет и ничего там не закупает. Однако политические последствия такого шага нельзя недооценить. Американцы четко дали понять Москве (и это в преддверии американо-российской встречи на высшем уровне!), что ее теплые отношения с Тегераном в военно-технической сфере могут стать главным камнем преткновения стратегического американо-российского партнерства.

Что же делать в такой ситуации Ирану? Пока что иранские политики продолжают наивно уповать на мусульманское братство. Во всяком случае, бывший президент Ирана Акбар Хашеми Рафсанжани, говоря о давлении Соединенных Штатов Америки на Тегеран, заявил, что такая политика направлена, прежде всего, на весь мусульманский мир, в котором Вашингтон видит своего злейшего врага.

По его мнению, администрация Белого дома просто не хочет, чтобы мусульмане имели на вооружении современные образцы военной техники, так как в этом случае Штатам уже нельзя будет диктовать свою волю. Экс-президент Ирана предположил: если бы в Иране не исповедовали мусульманскую религию, то вашингтонским политикам и в голову бы не пришло заниматься иранской ядерной проблемой.

Возможно, Рафсанжани и «зрит в корень». Однако, полагая, что мусульмане других стран станут плечом к плечу с его государством в борьбе с «Великим сатаной», он ошибается. Новейшая история доказывает: в этом вопросе единоверцы иранского экс-президента предпочитают пользоваться принципом, хорошо знакомым нашим соотечественникам, — о хате, которая с краю…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно