Формулировка понятия "незаконное обогащение", которая использована в президентском законопроекте о новой редакции соответствующей статьи Уголовного кодекса, не позволит привлечь к ответственности виновных в этом преступлении, считают в "Центре противодействия коррупции".
Президент Петр Порошенко предлагает закрепить в УК следующее определение незаконного обогащения - "приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере без законных на то оснований при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или признаков принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом, а так же передача им таких активов любой другому лицу". Эта формулировка включена в законопроект №10110, зарегистрированный 27 февраля. Ее же глава государства озвучил в ходе рабочего визита в Кировоградскую область.
Проанализировав содержание законопроекта, юристы ЦПК пришли к выводу, что в случае принятия законопроекта в новой редакции следствие будет вынуждено доказать невиновность подозреваемого в двух коррупционных преступлениях, чтобы привлечь его к ответственности за незаконное обогащение.
"Прокурор будет обязан представить отдельные доказательства, подтверждающие невиновность чиновника в двух преступлениях (злоупотребление и взятки), а уже потом речь может идти о незаконном обогащении", - пояснили в ЦПК.
Юристы организации назвали президентский законопроект абсурдным, так как он фактически обязывает органы следствия проводить отдельные следственные действия, чтобы опровергнуть факты двух упомянутых коррупционных преступлений, а уже затем переходить к расследованию непосредственно незаконного обогащения. Однако это не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, констатировали в ЦПК.
"С такой формулировкой невозможно будет привлечь чиновников к ответственности за приобретение имущества, которое не объясняется их официальными доходами", - говорится в заявлении.
В "Центре противодействия коррупции" выразили уверенность, что предложенная Порошенко формулировка незаконного обогащения хуже той, что была закреплена в УК в 2011 году, когда президентом был Виктор Янукович, осужденный за государственную измену.
"Именно тогда впервые приняли эту статью, но прописали ее таким образом, чтобы исключить наказание за незаконное обогащение. Тогда под незаконным обогащением понималось получение неправомерной выгоды", - напомнили авторы заявления.
В ЦПК также констатировали, что повторное введение уголовной ответственности за незаконное обогащение не позволит привлечь к ней фигурантов 65 уголовных производств, которые НАБУ и САП будут вынуждены закрыть в связи с решением Конституционного суда.
"Эти дела в любом случае будут закрыты, а доказательства - уничтожены. Амнистию также получили чиновники, которые незаконно обогащались после Революции Достоинства. Поскольку уголовный закон, ужесточающий ответственность, не может иметь обратной силы во времени, чиновники из свежо приобретенными коррупционными доходами в любом случае остаются безнаказанными", - резюмировали юристы.
Законопроект президента Порошенко о криминализации незаконного обогащения был зарегистрирован в Верховной Раде как неотложный 28 февраля. Немногим ранее проект аналогичного закона зарегистрировала лидер "Батькивщины", кандидат в президенты Юлия Тимошенко.
Конституционный суд отменил уголовную ответственность за незаконное обогащение 26 февраля, признав статью 368-2 Уголовного кодекса неконституционной и противоречащей принципу презумпции невиновности. Решение было вынесено на закрытом заседании Большой палаты КСУ.
Представление в КСУ относительно конституционности статьи о незаконном обогащении 12 декабря 2017 года подали 59 народных депутатов – членов фракций "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко", "Радикальной партии Олега Ляшко". "Оппозиционного блока" и групп "Видродження" и "Воля народа". Их интересы в суде представлял депутат от "Народного фронта" Павел Пинзеник.
Уголовную ответственность за незаконное обогащение в Украине ввели в 2015 году в рамках выполнения Плана действий по визовой либерализации ЕС. Это требование также было включено в меморандум сотрудничества с Международным валютным фондом.
В ЕС выразили обеспокоенность, в связи с отменой уголовной ответственности за незаконное обогащение, а эксперты антикоррупционной инициативы EUACI раскритиковали решение КСУ и его мотивационную часть.
Ст. 368-2 предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на до 10 лет с конфискацией имущества и запретом занимать определенные должности на срок до трех лет.
В НАБУ констатировали, что вынуждены закрыть 65 уголовных производств по статье о незаконном обогащении. Уведомления о подозрении по ст. 368-2 вручены экс-руководителю ГФС Мирославу Продану, первому заместителю главы СБУ Павлу Демчине, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, экс-сотруднику ГПУ Дмитрию Сусу, экс-прокурору сил АТО Константину Кулику, главе Госаудита Лидии Гавриловой. Также зарегистрированы уголовные производства в отношении народных депутатов Вадима Рабиновича, Олега Ляшко, Евгения Дейдея, Максима Полякова и других парламентариев и должностных лиц.