СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ КАРПАТ СМОГУТ ПОЛИТИКИ, УМЕЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ РАЗНОГЛАСИЯ

27 апреля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 27 апреля-4 мая

Завтра по приглашению румынского президента Иона Илиеску и Его Королевского Величества принца Филиппа, Герцога Эдинбургского, в Бухарест съедутся главы 16 государств Дунайского и Карпатского регионов...

Завтра по приглашению румынского президента Иона Илиеску и Его Королевского Величества принца Филиппа, Герцога Эдинбургского, в Бухарест съедутся главы 16 государств Дунайского и Карпатского регионов. В румынской столице пройдет саммит, цель которого — восстановление экологического баланса в этом важнейшем для всего континента природном конгломерате. Для Украины встреча могла бы оказаться чрезвычайно полезной. В начале месяца Киев предложил проект концепции экологической безопасности Карпатского региона и обустройства бассейна реки Тиса стоимостью в 1 млрд. гривен, требующий консолидации усилий всех заинтересованных стран. Ожидается, что итогом встречи, которая продлится до понедельника, будет декларация о намерениях содействовать сохранению природы и развитию региона. Возможно, часть из предложенных Киевом мер будет включена в нее. Параллельно с саммитом пройдет бизнес-форум, который займется поиском средств под масштабные природоохранные проекты.

Предполагается, что после конференции в Бухаресте правительства 16 государств начнут работу над так называемым Карпатским договором. Этот документ станет первым международным соглашением по проблемам окружающей среды, предусматривающим определенные обязательства и ответственность для стран, действия которых несут угрозу для природы.

 

Как известно в этом смысле Карпато-Дунайский регион не самый благополучный, и на форуме может всплыть негатив, отравляющий добрые отношения между соседями. Например, Болгария обвиняет Румынию в том, что та не препятствует ядовитым выбросам с химического предприятия Турну-Мегуреле. Венгрия также имеет претензии к Румынии по поводу отравления вод Тисы цианидами в 2000 году. В то же время сама Венгрия ведет затяжной спор со Словакией из-за строительства гидроэлекростанции на Дунае. Не все благополучно и у Братиславы. Словаки признали, что у них «огромные проблемы» с финансированием природоохранных программ, и по этой причине они не смогут в этом году завершить переговоры с Евросоюзом по экологической хартии. Без этого Словакии будет весьма непросто стать членом Европейского союза.

От Украины же соседи ожидают конкретных действий по предотвращению новых наводнений в Закарпатье. Пока сделано не много, ведь прежде всего нужно ликвидировать последствия стихии, поразившей регион в этом году. Впрочем, безусловным плюсом можно считать решение Закарпатского облсовета, о приостановлении вырубки лесов на склонах гор до тех пор, пока Академия наук Украины не даст свое разрешение. На следующий год лимит вырубки леса будет установлен на уровне 80 тысяч кубических метров, но это лишь четверть от объемов вырубки, существовавших до сих пор.

На форум в Бухарест прибудет президент Югославии Воислав Коштуница, который намерен призвать мировое сообщество помочь его стране ликвидировать экологические последствия от натовских бомбардировок. И еще одной важнейшей темой для Украины станет обсуждение расчистки фарватера Дуная на участке, проходящем по территории Югославии.

Однако, например, тендер на расчистку русла от конструкций взорванных мостов в городе Нови-Сад уже выиграл венгерско-датский консорциум. Работы на Дунае оцениваются в 500 миллионов евро. Первые миллионы для начала работ аккумулировала Дунайская комиссия, в которую входит и Украина. Киев обязался выплатить часть средств на восстановление мостов и даже собирался поучаствовать в этих работах. Но, судя по всему, датчане и венгры оказались более расторопными, и деньги пойдут не в наш карман.

Сфера, где Украина еще могла бы компенсировать свое неучастие в работах по расчистке Дуная — химическая индустрия СРЮ. Нефтезаводы были самой желанной целью для натовских самолетов, но сегодня нефть, впитавшаяся в грунт, попадает в Тису и Дунай. Только ликвидация экологических последствий в Нови Саде потребует 5 миллионов долларов, которые должна выделить ООН.

Сможет ли Киев извлечь какую-либо выгоду из Бухарестского саммита? Едва ли, если учесть, что предыдущие многочисленные попытки Украины внести свой вклад в региональную и общеевропейскую кооперации давали не много отдачи. А все заявления о намерении поучаствовать в крупных и полезных проектах были лишь сотрясением воздуха, которые не воплотились в конкретные контракты и не принесли стране денег. Если проблема карпатских наводнений и использования Дуная буквально намертво привязывает нас к нашим западным соседям в вопросах природоохранных мер и экологии, то во всем остальном мы далеко не всегда находим взаимопонимание. И как заявляют эксперты, в кулуарах форума лидеры будут обсуждать не экологические, а именно политические вопросы, которые уже давно не дают им покоя.

Не ясно, как будет осуществляться трансграничное сотрудничество, в том числе и в вопросах защиты окружающей среды, если страны по-разному подходят к вопросу о том, что будут представлять собой границы между «продвинутыми» кандидатами в ЕС и странами, которые таковыми стать только собираются.

Вопреки чаяниям Украины, Румыния, которая стоит далеко не первой в очереди стран на вступление в Союз, на минувшей неделе заявила о намерении обустроить свои границы по европейским стандартам. Для этого в Дании и Германии закупается оборудование, проходят подготовку специальные отряды полицейских. Уже летом они заступят на службу на румынско-молдавской границе. Пропуск граждан Молдавии будут осуществляться по паспортам, а не идентификационным карточкам, как сейчас.

Украина тем временем как будто не замечает, что возведение новых европейских рубежей на ее западных границах началось. Киев все еще полагается на слова президента Польши Александра Квасьневского, много раз говорившего о необходимости разработки такой схемы функционирования границы, которая бы не мешала экономическому сотрудничеству и туристическому обмену. Впрочем, до сих пор дипломаты не объявили о каких-либо успехах в деле поиска такой модели. Просто у наших западных соседей уже есть одна такая модель — Шенгенские соглашения. А там нет ничего иного, как визы и граница, обустроенная по всем требованиям ЕС. Правила игры здесь определяет не Польша, Венгрия и Румыния, а Евросоюз.

Но пока украинцев легко успокоить заверениями о том, что по крайней мере до 2004 года, когда соседи рассчитывают войти в Европейский союз, введения виз и ограничений на границе не будет. Последним такие заверения дал министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони. Впрочем, он не сказал ничего о том, каков будет режим на украинско-венгерской границе и какие ограничения для поездок в эту страну будут введены после присоединения к ЕС. Да у него никто и не спрашивал. Однако наивно полагать, что Будапешт просто сидит и ждет, пока его примут в Европейский союз, а потом в пожарном порядке будет урегулировать визовые и пограничные вопросы со своими соседями.

Первый пробный шар был запущен именно в эти дни. Не исключено, что украинский министр иностранных дел Анатолий Зленко был в числе первых, кто узнал о законопроекте, который Мартони обнародовал у себя в стране на следующий день после возвращения из Украины. Парламенту Венгрии был представлен весьма внушительный законопроект о гарантиях специальных прав венграм, проживающим в сопредельных странах.

Ныне численность представителей этого народа превышает
3 миллиона человек: в Румынии — 1 миллион 600 тысяч, в Словакии — 600 тысяч, в Югославии (округ Воеводина) — 350 тысяч, в Украине — 200 тысяч. Значительно меньшие общины есть также в Хорватии, Словении и Австрии. Сегодня все венгры имеют право свободного въезда на свою историческую родину, но теперь, по-видимому, это правило будет изменено. В Будапеште опасаются массового наплыва соплеменников, до последнего времени проживавших в Трансильвании или Закарпатье, как только Венгрия станет членом ЕС. По словам Яноша Мартони, «половина из тех венгров, которые сейчас задумали эмигрировать в Венгрию, передумают, если их права законодательно будут большими, чем у простых туристов, въезжающих в страну, а также если будет оказана помощь, которая позволит сохранить им их национальную идентичность».

Все эти перемены, по словам Яноша Мартони, «полностью соответствуют» международным нормам и двусторонним договоренностям Венгрии с соседними странами.

В то же время соседние Румыния и Словакия осудили законопроект как дискриминационный по отношению к коренному населению своих стран. Словацкий премьер Микулаш Дзуринда сказал, что хотел бы провести с Венгрией дополнительные переговоры по этому вопросу. А вот премьер-министр Румынии Адриан Настасе был менее дипломатичен и сразу заявил, что если Будапешт утвердит свой план, в ответ Бухарест тоже введет определенные льготы для зарубежных румын. Кстати, заметим, что в Украине, наряду с этническими венграми, проживают также и румыны.

Однако из Украины пока не последовало никакой реакции на эту новость, которую уже неделю обсуждает вся Восточная Европа. Не иначе как Янош Мартони привез домой одобрение украинской стороны. Как известно, главная оппозиционная сила Венгрии — социалистическая партия — потребовала, чтобы перед рассмотрением в парламенте законопроект был согласован с ЕС и со всеми соседними странами.

Ясно, что Мартони в ходе визита в Киев не действовал по указке оппозиции. Однако было бы весьма недружелюбно в первую очередь к своим соплеменникам, живущим в Украине, скрыть существование подобного законопроекта. Это при том, что, кроме социалистов, все другие венгерские партии весьма ревниво относятся к теме поддержки венгров, живущих за границей, ратуя в основном за предоставление им автономии в рамках тех стран, где они проживают.

Новый закон предусматривает, что венгры из диаспоры смогут в течение трех месяцев легально работать в Венгрии с правом на социальные пособия и медицинскую страховку. Для них предусмотрено бесплатное университетское обучение, курсы подготовки и поездки.

Если такой благоприятный режим Венгрия готова установить для своих соплеменников, живущих за рубежом, можно себе представить, что в недрах венгерского внешнеполитического ведомства готовят для «обычных туристов». Экологический саммит в Бухаресте, как ни странно, может оказаться весьма удобным местом для решения всех этих споров и противоречий. По крайней мере, он будет весьма показателен в том отношении, насколько политики, стоящие подчас на противоположных позициях, смогут найти решения для сложных экологических проблем региона, которые в последнее время приобретают актуальность не меньшую, чем вопросы взаимодействия стран на тернистом пути в Европу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно