Потешный пиар

7 декабря, 2012, 16:46 Распечатать Выпуск №45, 7 декабря-21 декабря

Во всей этой никчемно-занимательной истории странно одно: люди, которые придумали такой «мощный» пиар-ход, на что рассчитывали?

© webweek.ru

Декабрь — конец года. Самое время меряться успехами. А в Украине тем более — аккурат вопрос о кресле премьера открыт. Как напомнить о себе, чтобы не забыли при раздаче слонов? Можно навесить портретов. Чтобы не совсем прямолинейно, лучше разместиться на обложке журнала (любой подойдет, даже не очень известный в массах), обложку затем прицепить на билборд: и какие вопросы — реклама журнала, а с ней и лица на обложке. Это способ первый. Ну о-чень простой. А можно попробовать сложнее, более существенно, с интеллектуальным наполнением, так сказать. Например, задействовать профильную разновидность табели о рангах. Отечественное ранжирование в данном случае не годится. В нем все понятно, как в тендере без участников, — место одно, да и то первое. Для пущей важности нужен продукт зарубежный, но по привычной схеме: опрос—рейтинг—приз (но не сюрприз).

Тот, кто хочет улучшить имидж — личный, корпоративный или национальный, должен знать, что в мире существует немалое количество фирм по пиару. Но только малое число из них отвечает за качество продукта. Что стоит дорого. Ведь дешевая рыбка — всегда соответствующая юшка.

Пиаровские фирмы пребывают в постоянном поиске клиентов. Желательно очень богатых. А такие сегодня произрастают в основном на просторах СНГ — денег много, имиджа мало. В Украине, например, наплыв чужеземных имиджмейкеров обостряется в период любой предвыборной гонки, а вкупе с доморощенными «мастерами» они напоминают чеховское «когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут». (В роли «мустангов», надо полагать, избиратель — вынужденный потребитель того самого имиджа.) 

Тем не менее, кто из соискателей имиджа разбирается в предмете (или его качественно проконсультируют), тот нанимает хотя бы фирму с именем и мозгами. Не факт, что она поможет, но все-таки. Помнится, даже президент Лукашенко в 2009-ом дал добро правительству Беларуси нанять для улучшения имиджа британскую компанию Bell Potinger, возглавляемую лордом Тимоти Бэллом, известным в мире гуру по пиару и бывшим медиа- и пиарсоветником Маргарет Тэтчер. Правда, за год работы ему удалось немного, Минск отказался от его услуг. Как знать, то ли мастерства не хватило, то ли камень не поддался огранке. Тем не менее была задействована фирма довольно авторитетная. 

В первые дни декабря в Украину просочилась удивительная новость — «Сергей Арбузов признан наиболее успешным главой центробанка в Восточной Европе». Определили сей факт эксперты «авторитетного немецкого» Центра по межкультурному сотрудничеству и коммуникации (Das Zentrum fЯr Interkulturelle Kooperation und Kommunikation e.V.), сокращенно ZIKK, расположенного в городе Кёльн. 

Захотелось познакомиться с центром при помощи Интернета. С первого раза не получилось. Не получилось со второго-третьего. На указанном сайте www.zikk.org предлагалось «купить виагру», «сыграть в онлайн казино», воспользоваться «бесплатным видеопокером». В конечном итоге все это стоило моему компьютеру проникновения вредоносного программного обеспечения в виде вируса (Rogue:Win32/Winwebsec). Мастер, восстанавливавший мой компьютер, попутно объяснил, что уважающие себя организации свои веб-ресурсы на зоне org не размещают.

На немецких или английских сайтах никакого упоминания о деятельности «центра» больше не нашлось. Однако, покопавшись в русскоязычном Интернете, удалось обнаружить искомый «межкультурный центр». Он оказался «немецкой общественно-полезной неправительственной организацией, которая содействует культурному обмену и коммуникации между представителями различных культур». Среди прочего, она также «эффективно помогает мигрантам интегрироваться в государства Европейского Союза». А дальше — больше. 

Центр входит в блок «Единство», который был создан в январе 2010 года в немецком городе Кёльн. Его учредители — «общественные организации и инициативные группы города, основанные и руководимые людьми из бывшего СССР и защищающие интересы всех переехавших на ПМЖ в Германию» (цитата из официального сайта «Единства»). В блоке 15 организаций. Среди них и центр ZIKK. Его исполнительного директора профессора Игоря Дементьева удалось обнаружить в фотогаллерее УНИАН за 2006 год, где он фигурирует как президент некоего фонда Liberty Fund. Интересно, что известный в мире Liberty Fund находится в Штатах и занимается продвижением идеологии «свободного общества». Среди директоров этого фонда профессор Дементьев не значится. Еще профессор называет себя членом фонда Becker Hrach Stiftung (Bonn). Правда, никаких упоминаний о фонде в немецком Интернете не найдено. 

Другой представитель Межкультурного центра — председатель правления «Проф. Др. Юлиус Кесин» (так он значится на русскоязычном сайте Центра) в новостях блока «Единство» не фигурирует. Зато его много в поиске Google. Правда, во всех статьях на восьми страницах поиска он обнаружен главным образом на пару с Арбузовым в зачетном пресс-релизе о лучшем банкире Восточной Европы. «В Сергее Арбузове, с одной стороны, сочетаются такие качества, как профессионализм и опыт, с другой — потенциал для проведения инноваций, чтобы успешно справляться с теми серьезными проблемами, которые стоят перед украинской экономикой», — заявил глава центра профессор Юлиус Кесин.

Профессор появляется еще в двух сообщениях прошлых лет, но под фамилией Хесин. Так, в апреле 2010 года в Кёльне был проведен круглый стол на тему «Проблема правого национализма в Украине в предвыборной кампании: Тимошенко, Ратушняк, Тягныбок». Специально для круглого стола Центр провел опрос 20 немецких экспертов: социологов, политологов, руководителей общественных организаций (последних только в «Единство» входит десяток) — о причинах резкого роста правого национализма в ходе минувшей президентской кампании. Как сказано в релизе, «подавляющее число опрошенных экспертов — 76% (а из 20-ти это 15 человек) — считают, что рост правого национализма представляет повышенную опасность для Украины». Там же профессор Хесин заявил, что «Радикальный национализм таких политиков, как Ющенко и Тимошенко, не отвечает европейским ценностям и затрудняет евроинтеграцию для Украины».

Через полтора года — в октябре 2011-го — «авторитетный немецкий центр» опять посылает о себе весточку в релизе: проведен опрос немецких экспертов на тему: «как скажется на перспективах движения Украины в сторону Евросоюза приговор Юлии Тимошенко». В опросе участвуют 20 экспертов (число стабильно), но среди них появились журналисты. Согласно пресс-релизу, политолог Эдгар Флинк, председатель правления ИРВА (а общество IRWA входит в блок «Единство» и занимается поддержкой ученых и специалистов — переселенцев из бывшего СССР), обвинил Тимошенко в том, что она манипулирует общественным мнением. «Такой высокий уровень национализма и популизма, который демонстрирует госпожа Тимошенко, в Германии был бы неприемлем для политика общегосударственного уровня», — уверен немецкий эксперт Флинк. (Стоит ли говорить о том, что националисты в Украине должны были сильно удивиться, что «немецкие эксперты» из мультикультурного центра считают Тимошенко главной правой и главной националисткой Украины.)

Наконец третий пресс-релиз от Центра появляется 4 декабря 2012 года (никакого напряжения — выдаем аккурат по релизу в год). И посвящен он одному позитиву. Дескать, глава НБУ — лучший центробанкир Восточной Европы. В данном опросе уже 25 «немецких экспертов», большинство из них отдали пальму первенства главе Нацбанка Украины. Как сказано в заголовке релиза, «Сергей Арбузов получает самую высокую оценку среди глав правительств или центральных банков в Восточной Европе». В тексте находим все то же стабильное большинство — а именно 76% (полюбившаяся цифра из опроса 2010 года), — которое считает, что «именно Арбузов является тем человеком, который сможет возобновить сотрудничество Украины и МВФ».

Специальная пресс-конференция, посвященная итогам опроса 25 экспертов, состоялась в Кёльне еще 29 ноября. А пресс-релиз опубликован аж на пятый день, 4 декабря. Составлен текст на четырех языках (английском, немецком, французском, испанском) и распространен «центром» через ленту PR Newswire, американского дистрибьютора новостей, сообщений и пресс-релизов, где за деньги можно разместить любую информацию. Других независимых публикаций на тему «лучшего банкира» в зарубежной прессе обнаружить не удалось.

В тексте упомянутого релиза еще есть много интересного. Так сказать, сопутствующая информация: о том, что те же эксперты назвали самых успешных в борьбе с кризисом лидеров Европы. Выбор пал на канцлера ФРГ Ангелу Меркель (почему-то неудивительно) и на президента Европейского центробанка Марио Драги. А вот присуждение наивысшей отметки Арбузову (в своей категории) «за успешную борьбу с финансовым и экономическим кризисом» — стало «приятным сюрпризом», говорит нам автор пресс-релиза. 

Зачетный релиз. В нем все необходимые мессиджи — и про успешную борьбу с кризисом, и про стабильный курс гривни, и про наше будущее с МВФ. И все они для одного — верховного адресата? Услышит ли? А если и услышит, то этим ли будет руководствоваться при выборе наместника в исполнительной власти? Разумеется, нет. Акция сия — для людей, для широких масс. А значит, на «ум пошло» не «наместник», а «преемник»?

Во всей этой никчемно-занимательной истории странно одно: люди, которые придумали такой «мощный» пиар-ход, на что рассчитывали? Что убедят заказчика в «крутизне», то есть важности столь авторитетного опроса? Тогда вопрос заказчику: где при немалых финансовых возможностях находят таких людей, которые пиар ловко превращают в потешный фарс?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно